посадку и закрепление ?駫ثЙ^1 колеса на ступиa, IP 1 це,т.-е. на втулке с большим фланцем, •' Жй " на котоMM ром имеется обычно от 5 до 7 отив! верстий I^BK" :<< для болтов. Ступица креH^B 11 пится на Типичная форма дискового колеса оси, а колесо через соответствующие отверстия скрепляется со ступицей болтами. Подобный способ годится как для дисковых колес, так и для колес со спицами. На ряду с вышеописанным хорошо известен способ центрального крепления колеса, при котором для снятия его требуется отвернуть всего только одну гайку. Этот способ из-за дороговизны применяется редко, главным образом, для спортивных и гоночных машин, у которых время смены колеса должно быть сведено к минимуму. На некоторых американских машинах можно еще встретить нес'емные колеса мертво посаженные на ось, приклепанные и т. д. У таких машин для смены шин имеются с'емные ободы, снимающиеся отвертыванием соответствующих гаек.——f.—W-~ •~''."'i i MS) ним*ЩщщиКолеса, как известно, относятся к неподрессорным частям автомобиля. От этого тяжелые колеса придают машине худшие ездовые качества, делая более ощутительными толчки Сопротивляемость колеса воздуху должна быть наименьшей для избежания бесполезной затраты мощности. Форма колеса имеет бол ьш ое значение ив отношении износа шин. Из прак ­ тики обнаружено, что колеса с проволочными спицами, благодаря своей эластичности, увеличи вают продолжит ельно ст ь службы шины на 40%. К преимуществам коКолесо с вырезанными в диске фалес со списонными прорезами цами следует также отнести и лучший отвод тепла, образующегося при работе шины, так как у них обод окружен охлаждающим воздухом. Хорошо отводится тепло также иу колес с дисками из легкого металла, чем достигается более долговечная работа пневматиков. Инж. П. М.НИТРАЦИЯЯСЛО вводится между трущимися поверхностями для предотвращения взаимного их изнашивания и уменьшения трения. Но если придать этим поверхностям такую твердость, чтобы они совершенно не подвергались изнашиванию и тщательно отшлифовать их, — будет ли тогда устранена надобность в смазке? В последних заграничных технических журналах все чаще встречается термин „нитрация". Что это за процесс и каково его применение? До последнего времени для придания поверхности стального предмета большей твердости, его подвергали цементации, т.-е. вводили в поверхностный слой стали углерод и закаливали. Этот процесс был связан с большими неудобствами, так как при этом из-за высокой температуры нагрева (800 — 950°) предмет изменял свою форму. Поэтому цементацию для предметов сложной формы не применяли даже тогда, когда требовалась большая твердость их поверхности. Новый способ обработки — „нитрация" — состоит в воздействии на поверхность стали азотом. Он имеет большие преимущества перед цементацией. Весь процесс происходит при температуре ниже 580° и не дает практически заметной деформации обрабатываемого предмета. Предмет подвергается „нитрации" ужеСТАЛИМпосле его механической обработки и тогда требует лишь легкой шлифовки. Этим способом достигается чрезвычайная твердость поверхностного слоя (не более 1 мм глубиной); благодаря отсутствию деформации его можно применять для требующих большой точности частей, как бесконечные винты и т. п. Достигаемая твердость значительно больше (приблизительно в 10 раз), чем при цементации. Острая кромка нитрованной стали легко режет стекло и даже кварц. Конечно, никакой напильник не оставляет на ее поверхности даже небольших царапин. Другое ценное свойство заключается в том, что „нитрованные" предметы совершенно не ржавеют. Однако для „нитрации" можно применять далеко не все сорта стали. Хорошо „нитруется" сталь, содержащая хром, ванадий или алюминий. Сама операция крайне проста. Предметы помещаются в электрическую печь, через которую проходит поток газообразного нашатыря. За температурой приходится следить очень внимательно (процесс происходит, обычно, в пределах от 500 до 520°), так же, как и за беспрерывностью потока газа. В автопромышленности „нитрация" уже применяется для коленчатых и распределительных валов, бесконечных винтов, пальцев и др. частей. //