ЛИЦОМ к ПОЛИТЕХНИЗАЦИИОЛИТЕХНИЗАЦИЯ обучения взрослых имеет тесную связь ис политехнизацией нашей школы. Вы знаете, что в программе партии говорится о советах народного образования,— в свое время Владимир Ильич говорил об их большом значении. Это не совсоды, это нечто другое, это непосредственное участие масс в строительстве школы, и само собой если кругозор масс расширяется, если этот кругозор становится политехническим, то масса, политехнически подготовленная, сможет принять активнейшее участие в политехнизации нашей школы. Вот у нас район..Мы должны в этом районе использовать все, что можно, до мелочей: а втомобиль есть — и спользовать его с точки зрения политехнизма; есть трактор — т рактор надо использовать с точки зрения демонстрации всейвнутреннейконструкции • т рактора , п оказать , Что этотакое . Каждую железнодорожную станцию нужно сделать своеобразной школой. Маркс говорил о мельнице, о часах ио их роли в истории техники. Их надо использовать ив целях политехнического воспитания. Я думаю, что ив области политехнизации школы необходим точно так же единый план, необходимо, чтобы каждая организ ация , которая осознала, какое значение имеет политехнизация школы, ч еткопоста ­ в илапередсобойвопрос , что она можетсделатьдл я политехнизации школы, и необходимо, чтобы она свойпланувязаласпланами других организаций . У насмногодо ­ бровольных организаций, которые в области политехнизации школы могут принестигромадную пользу. Мы тут заслушали приветствие от ряда организаций, но что сейчас необходимо? Н еоб ­ х одимо , ч тобыкаждая из этих организаций ясно отдала себе отчет в том, ч то же именноонабудет де,-ШКОЛЫ!Из доклада и заключительного слова Н. К. Крупской на 1 всероссийском с'езде по политехнизму*).П*) Полный текст доклада Н. К. Крупской „Реконструкция народного хозяйства и политехническое обучение" и заключительного слова выпущен изд-вом „Работник Просвещения". М. 1930. Ц. 10 к. , Разрядка в тексте выступлений Надежды Константиновны всюду принадлежит редакции.лать, как будет усиливать свою работу в помощь политехнизации школы. Мы слышали тут приветствие проф. Грибова от Явтодора . Что Явтодор может сделать для политехнизации школы? Мало ведь того, что говорят, — да, политехнизация школы — дело хорошее, но вот, что Явтодор может сделать, как он может при помощиавтомобиляорганизо ­ в атьперевозкуучащихся , к ак он мож етприпомощиавтомобилясо зд ать - п ередвижныевыставкипо пол итехнизации , к ак он можеторга ­ низовать раз'яснения конструкции каждогоавтомобиляв каждой школе,— вот что важно . Тут можетбыть нам еченацелаяпрограмма , программа осуществимая, на которуювнутри своей организации Явтодорможетдвинутьбольшиесилы . Если каждый будет в одиночку действовать, сколько бы хороших слов ни говорили, ничего не будет сделано. Токарное и слесарное дело надо в каждом производстве, но все это не имеет обычно отношения к производительному труду, для упражнения только делается, и тогда ребята страшно тяготятся этим. Я если поставить таким образом, что хоть маленькую работу, ничтожную, но нужную предприятию будут делать в школе, это весь характер меняет, в этом гвоздь политехнизациии. Маркс говорил не вообще о связи упражнений по труду с обучением. Он говорил о связи производительного труда с обучением,и поэтому намнадообдумать , к акмастерскиестроитьтаким образом, чтобы мастерская органически была связана с производством. Например, скажем, так: испытание сырья и проверка готовых продуктов. Может быть многое тут можно поручить школе. Потом сборочные мастерские. В этом отношении кое-чему не мешает поучиться у Америки. Форд в своих школьных мастерских—у него школьные мастерские носят политехнический характерустраивает сборные, модельные це>и.—то, что дает цельное представление о машине ивсе то, ч тоделаетсявшкольноймастер ­ с кой не отправляется куда-то в подвал, неПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОХОД ДЕТЕЙп окав 200 школахсоцвоса , п репо ­ давание первоначальных сведений омотореидорожнойтехнике , х одадетейзахорошуюдорогуизаа также включитьэтидисциплиныв систему внешкольной детской овладение мотором". в клубах , библиотеках, кино Центральное бюро • юных пионеров, ЦК работы ВЛКСМ, Наркомпрос, ВСНХ и ВЦСПС об'явили и организовать кроме того экскурсии. В продлительный производственно технический поекте перечисляется целый ряд других мероход детей. Цель похода—об'единить усилия саприятий, которые должны укрепить' и подмих детей на производственном фронте, расшинять этот детский поход до уровня большогообщественного начинания. Поход должен рить базу политехнического воспитания. Для осуществления этого Наркомпрос быть тщательно подготовлен и начат с1 окд олженввестивпорядкеопыта , тября этого года. ОДНОМ последних презизаслушан НЯ диума ЦСизЯвтодораВбылзаседанийг одоклад Об организации „ с есоюзно пои