10
11
ЗАМЕНА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ТВЕРДЫМВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ДНЯВ Л§ 11 „За Рулем" за этот год мы уже поднимали вопрос о замене светлого топлива другими видами, горючего — твердым топливом, нефтью и нефтяными остатками. Редакция отмечала, что и Госплан СССР придает исключительное значение опытам по замене бензина другими видами горючего. Печатаемой ниже статьей мы возвращаем внимание наших читателей и соответствующих организаций и институтов к этому важнейшему вопросу, который тракторная секция Центрального Совета Автодора выдвигает в данное время как один из острейших и злободневных. Интересы советского экспорта и ' важнейшие технические надобности властно требуют прекратить расходование бензина в качестве основного вида горючего для автотранс' порта. Опыт Франции, о котором говорится в статье, должен быть нами полностью учтен и использован. пРедакцияЯЧИНЯЯ с 1920 г., з аграницей , особенно во Фракции, п роизводятся широкие опыты поиспользованиюгазогенераторных устан овок на тракторе . Ф ранция работает исключительно на привозной нефти и ей приходится с особенной бережностью' относиться к этому дорогому топливу. Мысль ее конструкторов шла по направлению наибольшего использования твер ­ д оготоплива на автотранспорте. В результате, во Франции в данное время уже применяется до 16 типов газомоторов. Там добились больших успехов в работе газогенераторов на древесном угле и особенно карбо ­ н ите (род древесного плотного топлива, в 1,5 раз тяжелее дерева). Мы — богатейшая страна нефти. С 1930/31 г. мы станем на втором месте по добыче нефти, которую широко экспортируем. Значит ли это, что мы можем оставить в стороне вопрос о переводе автотранспорта на твердое топливо, что мы можем позволить себе роскошь пройти мимо этой проблемы, которая в настоящее время разрешается на Западе? Ни в коем случае.ННефть — слишком ценный энергет ическийпродукт . Именно потому, что мы его экспортируем все в большем количестве, что для нас он — высокоценный экс ­ п ортныйтовар , мы должны с наибольшей экономией отнестись к его использованию внутри страны. В условиях широкой индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, строительства крупнейших совхозов, возведения гигантов по производству тракторов и автомобилей мы обязаны заранее учесть громадный рост потребления нефти и ее продуктов внутри страны. К концу пятилетия у нас будет выпущено 430900 тракторов мощностью около 18 млн. л. с. Они потребуют расхода топлива в год в количестве 7 200 тыс. т . К этому нужно прибавить выпуск к концу пятилетия автомобилей мощностью в 13 500 л. с , которые потребуют 6 750 тыс. т топлива в год. В общей сложности к концу пятилетия потребуется жидкого топлива для автомобилей и тракторов — 13950 тыс. m стоимостьюдо одного миллиарда руб. в год. Значительную часть этой стоимости мы можем сберечь путем замены жидкого топлива» твердым.Гусеничный трактор „Рено" с газогенераторной утановкой 10 Необходимо иметь в виду, что если мы и впредь будем оставлять наше бурно развивающееся тракторное и автомобильное производство исключительно на нефтяном топливе, то производство керосина едва покроет потребности страны. Для ojHoro лишь Северного края, изобилующего древесным топливом, потребуется горюче о для тракторов к концу пятилетия (главным образом при лесоразработках) до 200 тьс: т и около 31 000 цистерных рейсов и 40000 металлических бочек. Если взять всю нашу лесную промышленность, то ей потребуется в 1932/33 г. 425 000 т горючего для тракторов. К этому надо прибавить дальность расстояний, сложность перевозки горючего, наше бездорожье... Угроза нехватки горючего при громадном расстоянии от его местонахождения до важнейших мест потребления очень остро выдвигает вопрос о замене жидког отопливатвердым . Сюда относятся дрова. древесный уголь, древесные отбросы, торф, кам нный уголь и антрацит, всевозможные брикеты из камыша, соломы и пр. Тракторе ая секция Центрального Совета Явтодора считает, что однимиз наиболее реальных способов использования этих видовтоплива для автот ракторногомотораявляется легкий газогенератор , п риспособлен ­ ный для передвижныхустановок . Применение газогенераторов для автомобилей и тракторов до сих пор еще не выходит у нас из области предварительных лабораторных изысканий. Мы сюлкнулись с некоторыми существенными н=достатками газогенераторов и, паи наличии нефти, не приняли мер к приспособлению газогенераторов, устранению их недостатков. К ним отг-осятся: падение мощности автомашины на 30—35% при газогенераторной установке, увеличение мертвого веса машины, больший об'ем топлива, который уменьшает полезную площадь машины, усложнение в пуске и ходе машины. Но широкое применение газогенерато-ов на автотранспо те во Франции пока'зывает, что эти не-'.. достатки могут и должны быть устранены или уменьшены в нашем строительстве газогенераторных установок. Многократные авторитетные совещ 1нил при Центральном Совете Явто ора отмечают „огромную отсталость научных учреждений СССР от требования промышленности к легким газогенераторам. Темпы были взяты чрезвычайно медленные, и в результате 2-3 лет работы лабораторий „промышленность не имеет реального разрешения ьопроса о строительстве газогенераторных установок для автотранспорта". З х ^ ь сказывается не только .отрыв лабораторной работы от практики, но и инертность заинтересованных учреждений. После тщательного и всестороннего изучения всей проблемы тракторная секция Центрального Совета Явтодора решила обрати ь внимание советской общественности на всю важность и осуществимость широкого применения твердого топлива на наших тракторах и автотранспорте. Учитывая последние достижения заграничной техники в области применения легких газогенераторов для трактора и автомобиля, т рак ­ торная секция решительно настаив аетнапереводекконцупятил ет тия 40-50% т ракторовизначитель ­ ной части грузовиков большого тоннажа, в особенности в районах большихлесныхмассивов , на твер ­ д оетопливо . К концу пятил тия СССР должен иметь не менее 200 000 газогенераторных тракторов. Тракторная секция Явтодора обращается к псмощи печати, которая должна во весь рост поставить вопрос о скорейшем переходе авто-Французский газогенераторный автобус транспорта на твердое топливо и сохранении большого количества нефти для важных технических надобностей и для экспорта.М. СоломоновЕсли вы подписались на журнал „ З а Рулем" только до 1 октября, немедленно возобновите свою подписку на последний квартал 1930 г.—октябрь — ноябрь - декабрь. Подписная цена „За Рулем" с прилож- библиотеки: 3 месяца —2 р. 40 к., без приложений; 3 мес. —1 р. 10 к., 1 мес. — 40 коп. Большой иллюстрированный сборник „Автомобиль —дорога—трактор" высылается всем подписчикам за доплату в2 руб. Подписку направляйте в акционерное издательское общество „Огонек", Москва, 6, Страстной бульвар, 11 или сдавайте в почтовые отделения.