ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЭРОСАНЕЙ, АЭРОБУЕРОВ и СНЕЖНЫХ ТРАКТОРОВСРЕДИ тех средств, которые СССР должен будет мобилизовать для своей защиты в случае нападения на нас, значительную роль, учитывая наши огромные снежные пространства, смогут сыграть аэросани, аэробуеры и снежные тракторы. Идея постройки аэросаней в России зародилась еще до 1910 г. Но опыты их постройки стали производиться лишь с появлением более мощных (для того времени) авиационных двигателей в 80—100 л. с. Опыты производились и по военной и по гражданской линии. В 1915 г. уже имелись аэросани с 80-сильным мотором. Затем были сконструированы новые аэросани под 150-сильный мотор «Бенц>. При испытании этих аэросаней результаты получились более благоприятные из-за увеличения мощности мотора. Однако мотор «Бенц» с водяным охлаждением оказался менее подходящим для аэросаней. ГВ пути.Фото этюд А. Ш аВ следующие годы конструирование аэросаней происходило более усиленным темпом. В 1926 •. состоялся пробег аэросаней — Москва-Ленинград-Вологда-Москва на рассто6яние 1500 км. Из 12 аэросаней, участвовавших в пробеге почти половина была деревянной конструкции, остальныеметаллической. Пробег показал, что аэросани являются действительно практическим средством передвижения по снежным пространствам. На них можно рассчитывать ив военном деле как на средство связи, средство передвижения отдельных групп и для перевозки отдельных частей или целых соединений. Однако пробег педтвердил снова, что на аэросани нецелесообразно ставить моторы с водяным охлаждением; с воздушным же охлаждением необходимо иметь более мощные моторы (порядка 450—600 л. с ) . Пробег показал также, что необходимо устраивать на основных аэросанных путях промежуточные ремонтные и снабжающие базы. Некоторые конструкторы решили перейти к конструированию аэробуеров. Первые аэробуеры строились с мотоциклетными моторами в 5—8 л. с. и были рассчитаны па одного пассажира. Буеры на двух пассажиров строились уже с авиационным С мотором в30 - 5 0 л. с. В Америке строятся аэробуеры и на большее число человек. Аэробуер ёбладает очень хорошей маневренностью (он разворачивается на 360 ав круге в 20-25 м диаметром); самый большой аэробуер делает поворот с трндцатиметровым диаметром круга. Американские буеры развивают скорость на гладком льну до 150 км в час. Иногда их строят тк*., что мотор вместе с экипажем поме«ен внутри водонепроницаемого корП/са. Такой буер, попав в промоину, плавает в ней и может продолжать путь по воде. . Для того чтобы аэробуеры могли ходить не только по льду, но и по снежному полю, к ним приделывают лыжи (системы Фельтена), которые имеют посредине прорез для конька. Лыжа надевается так, что конек проходит насквозь и выходит снизу на желаемую глубину. Таким образом на льду аэробуер идет на коньках, а на снегу на лыжах; выступающий снизу конек делает ход аэробуера спокойнее, а поворотливость лучше. Некоторые конструкторы при постройке аэробуеров использовали парусы, которые увеличивали скорость и являлись как бы запасными двигателями. В Германии и Англии построены и испытаны нефтяные авиационные двигатели значительной мощности, достаточной для аэросаней и аэробуеров. Нефтяной двигатель дает несравненй х ет а ную с бензиновым авиационным двигателем прочность и надежность и экономичность расхода горючих материалов. Кроме авиационного нефтяного двигателя (который наши конструкторы несомненно используют на аэросанях и аэробуерах), сле-