26
27
ОБМЕНИВАЕМСЯ ОПЫТОМ РАБОТЫ „ЮНЫХ ДРУЗЕЙРОШЕЛ год со дня организации первых групп «юных друзей Автодора». Пора подвести некоторые итоги этой работы. Опыт — пусть небольшой — уже имеется. "^Надо его обобщить, систематизировать и передать во все юдовские кружки. Работу групп ЮДА можно в основном разделить на две части. Во-первых, кружковая работа: моделирование, конструирование, постройка автоигрушек, педальных автомобилей, макетов дорог и мостов и т. д. Во-вторых, общественно-полезная работа: шефство над трактором, участие в производственных планах автотракторных заводов, машинно-тракторных станций, гарал<ей и др., починка дорог и переправ, агитация среди населения за автомобиль и хорошую дорогу и т. д. При разработке программы работы групп, конечно, теоретически никакого преимущества одной части работы перед другой не мыслилось. Наоборот, обе части должны были дополнять друг друга. Однако, в практике работы наблюдаются такие явления—ребята занимаются или одной техникой или одними сухими докладами, проработкой. Вот живой пример. В г. Озеры (Моск. область) при школе ФЬ'С организовалась группа ЮДА. Несмотря на небольшое количество членов, работа как будто идет хорошо. Ребята во многих отрядах и школах сумели под своим руководством насадить «низовые» кружки. В кружке они изучали сперва мотор, потом весь автомобиль, организовали практическую езду. Каждый член группы сидел за рулем, сам управлял машиной. Ребята сделали модели автомобиля и трактора, которые будут привезены на выставку в Москву. Думают приехать на слет юных друзей Автодора и поделиться опытом своей работы. Все как будто хорошо. Растет автодоровская смена! Но на самом деле — э то чистейшей воды спортсменство. Ребята увлеченыАВТОДОРА"ПАвтодоровский автомобиль с детьми на демонстрацииголой техникой. На таком методе учебы ребята получат недостаточную, одностороннюю подготовку. Одно только моделирование не может быть программой юдовской работы. Несомненно, что уже в ближайшем будущем установка на «технику» будет опрокинута самой практикой работы. Лозунг юдовской работы — «Готовить не только техников, но и пропагандистов, бойцов, организаторов». Вооруженные знаниями, опытом, ребята могут не хуже взрослых бороться за внедрение автодоровских идей в щассы. Сни могут не хуже взрослых рассказать населению, зачем ну жен автотранспорт, трактор, хорошие дороги, что такое дорожная трудовая повинность и т. д. Ребята могут и должны быть автодоровскими массовиками! Вот хороший пример, показывающий ребят в роли пропагандистов-организаторов. При Житомирском дорожном техникуме коллектив Автодора организовал группу юных друзей Автодора. Ребята с энтузиазмом приступили к работе. проработали автодорожную пятилетку, план автотракторного строительства СССР. Ребята говорили: — Прежде всего хотим помочь практическим делом социалистической пятилетке. Так же как и все пионерские организации, мы хотим помочь партии в великой стройке, мы хотим сделать свою работу частью общего дела, мы изучаем состояние дорог в СССР и дорожное дело. От слов ребята перешли к делу: они организовали вылазку по починке мостоь и дорог. Вылазка прошла удачно. Ребята взяли шеф ство над деревенским коллективом Автодора (взрослых) в с. Коростень. Помогают им. Втя нули в Автодор новых членов. Ребята пишут: — Ведем большую раз'яснительную работу среди местного населения. Большим недостатком в работе групп ЮДА была оторванность от взрослой автодоровской общественности, от тех кампаний, которые ведет Автодор. Это, несомненно, относится ик недостаткам руководства. Юдовцы должны быть энергичными проводниками этих кампаний. Механическое применение форм работы взрослых вредно; необходимо сообразно возрасту должным образом видоизменять их. В настоящее время ЦС Автодора ставит вопрос о военизации автодоровской учебы в кружках. Этот вопрос надо поставить и перед юными друзьями Автодора. Широко развернулась кампания за шестиколесиые машины для Красной армии. В сборе средств на эти машины могут и должны участвовать юные друзья Автодора. Еще один важный момент упущен в работе групп: надо широко развернуть экскурсии ре ,-бят на автопредприятия, машинно-тракторные станции и т. д. Это расширит кругозор ЮДА, даст им понятие о производстве.а*, Выводы: I. Надо бороться с установкой на одну только «технику», на кружковую работу. Юные друзья Автодора могут и должны вести общественно-полезную работу. 2. Ребята должны стать пропагандистами автодоровских идей среди населения.3. Работа юдовцев должна быть тесно связана с работой всего общества. Согласно этим положениям должна быть разработана боевая практическая программа работы юдовских организаций. О. ХавкинАВТОДОРОЖНОЕ ДЕЛО УПУЩЕНО В ПРОГРАММЕ НАРКОМПРОСАпризнать, что работа Автодора пионеров и юношества, Н АДОшкольников,громадное значение, досреди имеющая сих пор еще не развернулась. Автодор не сумел еще организовать вокруг этого вопроса учительство и школьников. Руководящие органы народного образования с своей стороны тоже не обратили внимания на эту работу. Многим казалось, что в связи с политехнизацией школы вопрос этот станет в порядок дня и дело дорожного строительства, автомобилизация сделаются неот'емлемыми частями программы советской школы. Однако в сборнике «Программы фабричнозаводской семилетки» вып. 2, «Труд» (изд. Гиз, 1930 г.), по которым, начиная с первой группы, ребята участвуют в производстве и изучают металлообработку, строительное дело, бумаж ное, печатное и много других,— ничего нет о дорожном строительстве и почти ничего нет об автомобилях (только поверхностное знакомство с двигателем внутреннего сгорания) Мы считаем, что новая школа должна подготовить если не шоферов, то во всяком случае людей, знакомых с автомобилем как ма шиной, имеющей громадное значение в быту, управлять которой должно уметь большинству граждан СССР. Автодор должен требовать, чтобы Наркомпрос заинтересовался этим делом и исправил программы, дополнив их разделом об автомобилях и дорожном строительстве. Одесса X. БрайнинАВТОТРАНСПОРТ НА ПОМОЩЬ ВСЕОБЩЕМУ ОБУЧЕНИЮОткрытое письмо Цудортрансу я Москомтрансу Дорогие товарищи! ЕШЕНИЯМИ партии и правительства с этого года введено всеобщее начальное обучение детей. Эта задача огромнейшей политической важности должна быть решена но что бы то ни стало, чтобы дать растущему народному хозяйству необходимые кадры. Советская общественность, в том числе и все хозяйственные об'единения, обязаны притти на помощь политехнизации и всеобщему начальному обучению. Автодорожное хозяйство, больше чем другие отрасли хозяйства требует технических знаний и ясного представления о нем у широких слоев населения. Успешно бороться с бездорожьем, окружить заботой автомобиль, трактор, дороги и дорожные сооружения можно только при условии массовой подготовки подрастающего поколения к разрешению этих проблем. Надо, в частности, приблизить конкретные об'екты автодорожного хозяйства к детской массе, надо использовать это хозяйство для помощи всеобучу. Из всей суммы этих вопросов мы выдвигаем один, который, по нашему мнению, можно реализовать довольно быстро. Мы предлагаем решить вопрос об использовании автотранспорта для нужд школ и школьников. Специальные школьные автобусы произвели целую революцию во внегородском обучении школьников в САСШ. Маленькие сельские школы, которые обслуживали только учащихся близлежащих поселков, уступили место большим училищам с первоклассным педагогическим персоналом. В эти училища ученики привозятся и отвозятся на специальных школьных автобусах. Сейчас в САСШ функциони-Ррует около 36 тыс. таких автобусов, которые перевозят ежедневно до миллиона школьников. В условиях СССР этот вопрос стоит особенно остро. Всем известен огромный радиус расстояния, который обслуживает наша деревенская школа. Положение школьников, живущих на городских окраинах также чрезвычайно тяжелое, и следует признать, что наблюдающийся в школах отсев детей в значительной мере зависит от оторванности школы, разбросанности населенных мест, обслуживаемых школой, и от отсутствия удобных средств передвижения. Центральный совет Автодора предлагает: 1. Разрешить вопрос об использовании для обслуживания школ существующего авто-парка. особенно в совхозах и колхозах. 2. Выделить часть пассажирских автобусов для обслуживания школ и школьников в наибое крупных городах Союза, а также в районах сплошной коллективизации. Количество таких «школьных автобусов» должно будет постепенно увеличиваться за счет новых ма шин. Москомтранс может уже сейчас положить начало этому делу, немедленно разрешив вопрос о льготном проезде детей и школьников на автобусах. Вслед за Москвой, взяв с нее пример, мероприятие это могут осуществить и все другие города и районы нашего Союза. Ждем практических мероприятий по этому вопросу. Член президиума и отв. секретарь Совета общества Фельдман Председатель секции по работе с детьми и подростками Блюм 27