„СВОБОДНОЕ КОЛЕСО" НА АВТОМОБИЛЕ\. . ' _ _ ; < • />аъ<хлАИБОЛЕЕ уязвимыми деталями каждого автомобиля являются к певали. шестерни коробки скоростей, HU>f>M. -JOM/ntt очень часто ломающиеся от неопытности или рассеянности водителей, когда они, не выключив сцепления, начинают менять передачу. Поэтому усовершенствованию коробок скоростей и сохранению их шестерен давно уделялось большое внимание. В результате появились так называемые „ с вободныеколес а"—м ех анизмы , а втоматически вык лючающиесцеплениев момент освобоженияпедалиакселератора , т. е. при понижении числа оборотов двигателя ив момент переключения скоростей. в«-> Кор Много конструктивных улучшений (в смысле профилирования) получили и VUCK в* < • » « " Л . с амыешестерни . Бесшумность вращения на любой передаче и прочность зубьев сделались обязательРис. 1. Механиам „Гюмфрей-Сандберг'' ными качествами шестерен современных коробок скоростей. Появились и совершенно оригинальные коробки спуске с горы. Остальные детали механизмов своскоростей, автоматически меняющие передачу в забодного колеса выполняются по разному. висимости от числа оборотов двигателя и "сводяПервым появился механизм „Гюмфрей—Сандщие весь процесс управления скоростями только берг", заключенный в стальную отливку и прикк работе с педалью акселератора. Рычаг перемены репленный болтами к задней стенке коробки скоскоростей и педаль сцепления в этих случаях совростей (рис. 1). От главного вала коробки скосем отсутствуют. ростей вращение передается стальной чашке, В этой статье мы даем наиболее интересные снабженной продольными выступами, служащими для захвата свободного колеса, опирающегося на механизмы свободного колеса. косые ролики. При нормальном движении автомоМеханизм свободного колеса имеет фрикцион ное сцепление, работающее по принципу свободбиля эти ролики катятся в направлении вращения главного вала, они как бы заклиниваются в своей ного колеса велосипеда, тормозное устройство для ускорения периода совпадания чисел оборообойме и вращают правую часть механизма и картов двигателя и главного вала коробки скоростей данный вал. В тех случаях, когда карданный вал и замыкающий рычаг, с помощью которого полуначинает вращаться быстрее главного вала - при чается мощная передача, когда требуется примеразвитии автомобилем большой инерции или при нить двигатель в качестве тормоза, например, при уменьшении питания двигателя, ролики уже пе-НКороыхгиес*-.~»и.сК.*у&а-ы \*»-ъувял. ььК <ор»ус io neitfttt. £_<_ 'Рис. 2, Механизм своОодиого колеса „Ляво" в раяобраниом виде рестают вращать свободное колесо и начинают катиться свободно. Замыкающее устройство действует от рычага и состоит из диска, передвигаемого по осевому направлению и снабженного усиками, которыми он упирается в выступы чашки и связывает весь механизм в одно целое.т яга ynf>auj>. ocpa.ua а?о._.Рис. 3. Собранный механиам свободного колеса »Ляво". Видны аамыкающая тяга и пружинный остановФранцузская фирма „Ляво" помещает механизм свободного колеса в задней оси автомобиля на месте обычного диференциала. Два свободных колеса приводятся в действие одной корончатой шестерней (рис. 2), насаженной на стальной барабан, внутри которого заделаны профилированные диски (один из них виден на рисунке), соприкасающиеся с роликовыми обоймами свободного колеса. Каждый полувавик приводится независимо от своего свободного колеса; поэтому при поворотах наружное колесо автомобиля начинает вращать внутреннее колесо, т. е. автомобиль с этим механизмом получает необычайную устойчивость. Опасность каких-либо заносов при торможении у него совершенно устранена. В моменты торможения замыкание механизма осуществляется при помощи тяги и пружинного останова (рис. 3), действующего на стяжку стальной ленты. Никакого замыкающего рычага для заднего хода автомэбиля этот механизм не имеет—он ему и не нужен. Механизм свободного колеса .Молли" помещается позади коробки скоростей. Движение от одной половины механизма к другой передается трением. Ведущая часть (рис. 4) несет кольцо с язычками, захватывающими диск с шестью выстуnpoap \**HfH пами, опоясанными чугунными башмаканеверен _ - * 9 * ми. В пространстве между выступами заложено по два оолика. Эти ролики (всего 12 штук) произв >дят радиальное давление Рис. 4.на башмак, разжимают его и вызывают вращение ведомой части, связанной с карданным валом автомобиля. При установившемся вращении ведомой части механизма, карданного вала и диференциала, башмаки будут сжиматься, и настанет момент, когда сцепление между ведущей и ведомой частями будет нарушено — автомобиль начнет двигаться только под действием своей инерции. Для замыкания механизма шофер должен только вывести кольцо с захватывающими язычками из зацепления с диском; тогда двигатель будет приводиться в действие от трансмиссии, т. е. будет работать как компрессор и вызовет мощный тормозящий эффект. В случае ошибки шофера при пуске им двигателя с включенным механизмом свободного колеса никаких поломок механизма не будет — этот момент предусмотрен специальным запором. В механизме „Эй-Же-Эс" обращает на себя внимание простота всей конструкции (рис. 5). Два цилиндра заключены в чугунный кожух. Первый цилиндр является ведущим и связан с главным валом коробки скоростей, а второй — ведомым и связан с карданным валом автомобиля. Внутрь цилиндров заложена сильная винтовая пружина, стягивающая их между собой. Один из концов пружины прочно прикреплен шпилькой к днищу цилиндра. При нормальной работе двигателя пружина непрерывно находится под действием развертывающих ее усилий, поэтому она расширяется, увеличивает свой диаметр и трется о стенки цилиндров. Последние связываются в одно целое и образуют прямую передачу. В случае закрытия дроссельной заслонки двигателя происходит свертывание (скручивание) пружины, и цилиндры расцепляются между собой, — возникает действие свободного колеса. Для пользования двигателем в качестве тормоза механизм снабжен замыкающим рычагом, действующим на профилированное кольцо и зубчатые пояски цилиндров.*сЭо__1ttj-&*4вг9у\цааЭвта-fiМеханизм свободного колеса .Молли 9 ло^езка. Рис. б. Механизм свободного колеса „Эй-Же-Эс" У автомобиля „Студебекер" механизм свободного колеса монтирован в коробке скоростей (рис. 6), имеющей прямую высшую передачу, бесшумную непрямую вторую скорость и нормальные первую скорость и обратный ход. От механизма сцепления движение передается короткому валуи далее при помощи шестерен постоянного зацепления с винтовыми зубьями — промежуточному валу. Главный вал составляет одну прямую линию с карданным валом. Шестерни второй скорости тоже имеют винтовые зубья и находятся в постоянном зацеплении, при чём верхняя шестерня сидит свободно на валу. На заднем конце главного вала насажена шестерня первой скорости и обратного хода. Передний конец главного вала опоясан муфтой, внутри которой заключен механизм свободного колеса, представляющий собой одноходовый диск сцепления, опирающийся на 12 роликов (по 4 ролика в группе), катающихся по профилированной поверхности кулачка главного вала. Диск может свободно передвигаться в осевом направлении, вращаясь все время вместе с главным валом. При включении высшей передачи муфта от действия рычага продвигается вперед до зацепления с зубьями соответствующей шестерни и начинает вращаться, как одно целое с коротким валом. При включении второй скорости муфта продвигается назад, входит в зацепление с холостой шестерней (с прямым зубом) и приводит в движение шестерни постоянного зацепления, промежуточный вал, шестерни обратного хода и затем главный вал. Действие свободного колеса, свободной передачи здесь может быть получено как на высшей, так и на второй передаче; двигатель в этих случаях работает в холостую на малых оборотах, с ничтожным расходом горючего./су-» « т е * —texg. 6 erst (?«1»;г»(ис "ГрвЪагч.вал оучие&гн,*карЪен о &f> of*Солу хЛHecm.fiocjvJUf.*алюх«нн*1*'сг)/>>де*шу-***. Z°^c<cf.(tuv^f.n^oefbJitt.Рис. 6. Механизм свободного Wколеса „Студебекер", смонтированный вместе с коробкой скоростей