14
15
16
17
ИСПОЛЬЗОВЯНИЕ МЕСТНЫХ МЯТЕРИЛЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВЯ ДОРОГГравийная дорога, построенная без применения катков-Уплотнение достигалось проездом при помощи стругов и утюгов с постепенным наращиванием коры из валов гравия, заготовленных по сторонам дороги. ДНИМ из основных условий дорожного дела является удачноеиспользо ­ вание и широкое применение местных материалов. Использование местных рабочих рук, экономия в погрузочно-разгрузочных и транспортных расходах, успешное использование таких материалов, которые иначе не имели бы большого коммерческого значения, и, наконец, развитие местной промышленности, активно заинтересованной в постройке и содержании дорог, — доказательства ценности эксплоатации местных источников материалов. Па основании опыта, полученного за последние несколько лет, окончательно установлено, что приустройстведороги почти любоготипавсегдамогутбытьв некоторой степени использованы имеющиеся вданной местности материалы. Почти все виды местных горных пород и многие отбросы промышленности различных видов могут быть использованы как при подготовке подстилающего грунта, так ив качестве материала для оснований, а многие из них — для устройства самой одежды. Хотя многие породы, как, например, слабые песчаники и известняки, не годятся для употребления в одежду (без особых мер),—они почти все с успехом могут быть использованы для устройства оснований. В этой статье указываются некоторые случаи удачного использования местных материалов. Интересный пример обработки и использования местного оолитового известняка } при усовершенствовании магистральных дорог представляет собою работа, произведенная в одной из крупных областей Англии — О ксфордшайре — в последние годы.О1 Оолитовый известняк, характерный своим строением, состоит из мелкокристаллических шариков, так наз. оолитовых зерен: при очень мелком зерне он называется икряным камнем, при крупном зерне величиной с горошину — гороховым камнем.ИСПОЛЬЗОВЯНИЕ МЯГКИХ ООЛИТОВЫХ ИЗВЕСТНЯКОВ В области (графстве) Оксфордшайр имеется большая сеть магистральных дорог, нуждающаяся для удовлетворения требованиям современного транспорта в устройстве как более прочных оснований, так и усовершенствованных дорожных одежд. Разрешение этой задачи было осложнено тем, что эта область, одна из самых бедных в стране; вместе с тем она не обладает местными запасами твердого камня, годного для дорожного строительства. Дороговизна привозного твердого камня, вместе с недостаточным отпуском средств, заставила обратить внимание на материалы, обыкновенно неупотреблявшиеся ранее при постройке дорог. В центральной и северной частях Оксфордшайра имеются большие отложения оолитовых известняков разной степени твердости; все они очень богаты известью и обыкновенно считались непригодными для устройства хорошей дорожной одежды. Сначала были предприняты некоторые предварительные шаги для использования этого материала, и вскоре стало ясно, что единственным методом удешевления постройки местных дорог является использование этого материала, если оно вообще возможно. Дополнительным к этому мотивом было наличие в округе большого числа безработных, из которых многие могли быть успешно заняты для разработки местных карьеров. Оолитовый известняк Оксфордшайра, употреблявшийся прежде для ремонта дорог в этой области, быстро превращался в зимнее время (в Англии оно сопровождается главным образом дождями) в желтую грязь, а летом давал столь же неприятную слепящую пыль. При поисках способов использования этих материалов исходили из следующего. 1) Каждая дорожная одежда представляет собой систему, состоящую из скелетного (минерального) материала и связующего вещества.14 2) Прочность современной усовершенствованной дороги зависит не столько от употребляемого минерального материала, сколько от сцепляющей способности и сопротивляемости атмосферическим условиям тех связующих веществ, которые применяются для связи минеральных материалов. 3) Если бы этот известняк мог быть защищен от влаги, он оказался бы годным для современного транспорта, несмотря на то, что он является сравнительно мягким, ибо химический состав его не отличается от таких известняков, которые, будучи соответствующим образом предохранены природой от влаги, доказали свою способность выдерживать самый тяжелый проезд. Это легко понять, принимая во внимание, что химический анализ оолитового известняка совершенно схож с анализом известняка, входящего в состав известняковых асфальтовых пород, распространенных в различных частях света; употребление природного асфальтового известняка 1в виде порошка довольно распространено 2в Европе для устройства одежд из прессованного асфальта . Давно установлено, что этот последний материал годен для улиц с наиболее тяжелым проездом, хотя фактически -он состоит из мягкого камня.каменная мука втянула битум, и получилась очень плотная дорожная одежда. После укладки материал был обычным порядком подвергнут поверхностной обработке. Результаты оказались очень удачными, и в следующие годы таким способом были построены дороги на значительном протяжении. Многие участки дорог с этой одеждой испытывали проезд в 30.000 тв неделю и после шести лет службы находились в прекрасном состоянии. Образцы, вынутые из дороги, прослужившей несколько лет, в разрезе очень плотны и минеральный материал, видимо, совершенно не поддался действию атмосферных влияний. Были также применены и другие способы использования этого материала, отличавшиеся друг от друга в деталях; и все полученные результаты были вполне удовлетворительны. Английские строители держатся того взгляда, что одежда, устроенная таким образом, в будущем явится лишь хорошим основанием, т.-е. после того как этот обработанный битумом местный материал отслужит свой срок в качестве одежды, на него может быть положена более усовершенствованная одежда, а он будет превращен в основание. Инженеры, изучавшие и применявшие этот метод, вовсе не утверждают, что построенные таким образом дороги лучше дорог из гранитного или какого-либо другого твердого материала, но этимиработамивполнедо ­ к азанонапрактике , ч то при старании дороги могут быть построены из сравнительно мягкого каменного материала . Нет никакого сомнения, что большая доля успеха в этом деле является следствием сродства известняка и битума и что употребление тяжелого катка для уплотнения имеет также большое значение, так как все возможное дробление камня происходит во проезда. ч время постройки, а не под действием Пыль, образующаяся от дробления во время укатки, действует как заполнитель для всего могущего оказаться в материале излишнего количества битума. При использовании такого рода материалов от строителя требуется еще больше внимания, чем обыкновенно, но решение в каждом отдельном случае, конечно, должно зависеть от местных условий, и о правильности решения судят по результатам дела. В этом случае были получены удачные дороги при значительноДля выяснения свойств оолитового известняка, обработанного битумом, были произведены различные испытания. Первый опыт заключался в погружении образцов известняка в битум ив последующем испытании этих образцов под действием высоких и низких температур попеременно. Этот опыт был произведен в лаборатории, в которой камень, покрытый битумом, был последовательно заморожен и нагрет, а затем подвергнут вымачиванию в воде. После опытов в структуре камня не оказалось никаких изменений; это дало надежду, что если камень будет соответствующим образом защищен битумом (который, повидимому, имеет сродство с известняком), он может оказаться годным для дорожной одежды. На основании произведенных опытов были построены большие участки дорог этого типа. Метод работы заключался в следующем: добытый из карьера камень поступал в камнедробилки, а затем обрабатывался чистым битумом или особым битумным составом. Затем в горячем виде он укладывался на дорогу тем же -способом, как укладывается тармакадам, и уплотнялся тяжелым катком. Значительное количество щебня было раздроблено под тяжестью катка, но образовавшаяся таким образом' Природный асфальтовый известняк—известняк, пропитанный от природы битумом. » Одежда из прессованного асфальта применяется за границей и является одним из старейших типов. У нас не получила распространения.Усовершенствованная одежда не асфальтового ного песка. Слева—покаван песчаный подстра ( б езкаменногоматериала ) с применением мест ий грунт, с права — р азгрузкаасфальтовойсмеси 15 Д оставка продуктов может быть до-< с тигнутапосредством дешевых дорог из местных материалов . С овхозыи колхозы—отправные пункты , к оторыев > первую очередь должны бытьсвязяныс сетью всегда проезжих дорог с основными шоссейными путямиуменьшенной стоимости и при употреблении сравнительно мягкого местного камня, притом такого, который при нормальных условиях был бы признан негодным для постройки дорожной одежды. ПРИМЕНЕНИЕ ОТБРОСОВ БУМНЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА Как известно, дерево в основе состоит из двух веществ: клетчатки или, как ее называют, целлюлозы и лигнина, представляющего собой некоторое клеевое (по научному—коллоидное) вещество. Для производства бумаги идет только целлюлоза; для того чтобы извлечь ее из древесной массы, последнюю химически обрабатывают ив результате обработки лигнин попадает в жидкий раствор, называемый сульфит-целлюлозным щелоком; щелок этот идет в отброс и обыкновенно загрязняет реки и другие водоемы, куда он выпускается. Отделяющаяся при этом целлюлоза идет в дальнейшую обработку для получения из нее бумаги. Сульфит-целлюлозный щелок стали применять в Швеции для дорог. Было установлено, что введеный в состав дорожной коры, путем поверхностной, поливки, он увеличивает связанность коры, благодаря наличию в растворе связующего коллоида-лигнина, и кора после этой обработки становится способной удерживать в себе влагу в сухую и жаркую погоду (это так наз. гигроскопическая впчга , т.е. притягиваемая из воздуха таг* же, как обыкновенная соль прк тягивает воду из воздуха, даже находясь в сухом, повидимому, месте). Этим предупреждается образование пыли на коре (об'ясняемое тем, что кора стала прочнее). В Швеции была произведена соответствующая исследовательская работа для изучения нового связующего вещества, и в настоящее время г. Стогкольмупотребляет много сотен тонн сульфитного щелока для обработки улиц и прилегающих дорог. Специальные испытания на дорогах с большим проездом показали, что на этих дорогах была устранена пыль, при чем стоимость ремонтного содержания уменьшилась вдвое, хотя проезд, наоборот,. увеличился в два раза. Работа производится так: по щебеночному шоссе делают поливку сульфитным щелоком. разбавленным водой в пропорции 1:2 по об'ему (1 часть щелока и2 части воды); поливка производится из обыкновенных цистерн, употребляемых для поливки водой городских улиц. После этой операции производится поливка дороги известковым молоком в пропорции: на 1 тонну воды 3—4 кг негашеной извести. Количество известкового молока должно равняться количеству раствора сульфитного щелока. Количество раствора сульфитного щелока, как и количество известкового молока, берется г» размере 2 литров на 1 кв. метр. Опыты с сульфитным щелоком ставятсяиунас , при чем среди различных случаев их применения было бы желательно испробовать этот материал для обеспыливания грунтовых дорог, а также пешеходных дорожек в общественных парках, где отдыхающие довольно сильно чувствуют на себе все недостатки пыльных дорог в сухое и жаркое время.ПРИМЕНЕНИЕРАКУШКИ ДЛЯ ДОРОГНИЗКОЙ СТОИМОСТИ Как известно, дороги низкой стоимости, иначе грунтовые, занимают центральное место в дорожной проблеме Союза ССР и для этих дорог применение местных материалов особенно желательно.Гравийные одежды образуют хорошую дорогу, при небольших затратах на устройство. В районах, гд» имеется этот материал, ему принадлеж ит будущее16 и связанной 1с этим необходимости частых утюИз числа этих материалов интересным являжек и ухода . ется морскаяракушка , образующая знаСледующим шагом к улучшению подобранчительные карьерные залежи в некоторых месной ракушечной смеси будет промасливание тах берегов Черного, Азовского и других моее для сообщения ей большей связанности, рей. Этот материал издавна применялся и прибольшей водонепроницаемости и беспыльности; меняется на многих железных дорогах юга в применение промасливания к неподобранным качестве балластного слоя. материалам, как к раКак лучше всего при- -,« кушечному, к песчаменить ракушку для Т . ному или к суглинистонаших безрельсовых пуму, нельзя рекомендотей? Надо помнить, ч ю вать. грунтовая смесь для Употребление моробразования устойчивой ской ракушки поставлепроезжей части долно на приморских дорожна представлять собой гах Северо-Кавказского строительно - механичекрая, где производятся скую систему, в которой необходимые исследообязательны скелетная, вательские работы. заполняющая и цеменВ заключение необтирующая части, подоходимо указать на главбранные в такой пронейшие выводы из припорции, чтобы смесь веденных примеров: имела минимум пустот. 1. Приступая к улучПри этом важно, чтошению местных дорог, бы скелетная часть следует прежде состояла из частиц всего выяснить достаточной крупноВид до усгройства (верхний снимок) и вид после местные ресурсы устройства (нижний снимок) дешевой дороги из сти, а именно от 2 до местных материалов. как природных, так и 25 мм. искусственных материаОбычные песчано-пылов, а также наличие и ле-глинистые смеси, хохарактер отбросов пророшо составленные на изводства. основе этого принципа 2) О сновнымиэта ­ минимума пустот, так пами постепенноназ. „оптимальные", но гоулучшения грунне имеющие в своем товыхдорог следусоставе указанных крупет считать: механиченых частиц (имея скелет скую обработку полоткрупностью лишь до на, образование устой2 мм), все же недостачивой смеси из трех точно сильны для того, основных элементов: чтобы нести нагрузку скелетного (достаточной от проезда, в особеннокрупности, напр., д о сти в сыром и холодном 10 или даже до 25 мм) г климате. В этом отнозаполняющего и цеменшении морская ракуштирующего и, наконец, ка, смешанная в надлепромасливание подо жащей пропорции с бранной смеси или введение соответствующего песчаным материалом, образует смесь, в котоискусственного связующего вещества местного рой будет крупный скелет (крупная ракушка), происхождения взамен природных цементируюзаполняющий материал (мелкая ракушка и щих веществ, как, напр., глины и пр. песок) и цементирующая связь в виде мелкой 3. При использовании новых материалов неизвестковой пыли от раздробленной движением обходима основательная исследовательская раповозок ракушки. Это создаст более прочную бота кору, чем обыкновенная песчано-пыле-глиниПроф. К. Купреянов стая смесь, которая часто разочаровывает 1 Отсюда нельзя выводить, что оптимальные песчанистроителей из-за глубоких колей, большой попыле-глинистые смеси никуда не годятся. Такие смеси все' датливости, большого сопротивления движению же представляют шаг вперед.АВТ0Д0Р0ВЕЦ! ТРУДЯЩИЙСЯ! ПОМНИ, ЧТО ШИРОКОЕ ТРУДОВОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ДОРОЖНЫХ РАБОТАХ — ОСН0ВНОЙ ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЭТОГО ГОДА!17