24
25
26
СТ ОЧКИЗ РЕНИЯМ ИШИНЫАвтопробег Москва — Харьков — Воронеж — Москважаем осторожно, как ухабы. У Автодора се годня выходной день. Наклейкой на дверях, извещающей об этом, пробег—восемь легковых фордов, один груон заменил речи и приветствия. зовик-полуторатонка и два мотоцикла „БСА". За Серпуховом на шоссе все учащаются горки 10 июня, 9 часов утра. Машины летят по щебня, приготовленные для починки. Дорогу гладкому, вытянутому, как указательный палец, штопают и латают, как простыню. Это радует шоссе. Сзади машины, командора едут два мосердце автодоровцев. тоциклиста. На спинах у них пришиты красНо не нужно обольщаться: какая ничтожная ные коленкоровые круги с надписью: „Все тручасть наших дорог находится под присмотром! дящиеся, в Автодор!" Мотоциклисты сзади поНаш путь должен пойти и по беспризорным хожи на грибы-мухоморы. проселкам. Встретимся с ними, что называется, Дорога хороша, машины идут отличным роввплотную — колесом к ухабу. ным ходом, легко пролетая спуски и беря поПрозрачный коридор Окского моста встрелогие под'емы. чает колонну решетками теней, на которые Идем километров на шестьдесят. Наш прожадно набрасываются все фотографы, участвуюбег не скоростной и не испытательный. Скощие в пробеге. рость для нас только средство, а не цель. Цель К Туле мы подходим «гз опозданий, в 5 чапробега — агитация за создание „фонда мотосов. Колонна движется ровно, никто не оттянулризации" для пограничных частей, агитация за ся. Но туляки со встречей малость опоздали. активную борьбу с бездорожьем. Поэтому наш Первые мотоциклисты — автодоровские собрапуть до Харькова уложен в деловые пять дней, тьямашут нам руками: „Подождите, мы вас с большой остановкой в сельскохозяйствентам хотели встречать!" ной коммуне, с митингами в городах, с летучкаВ Туле работает большая автодоровская орми на стоянках. ганизация, с автокурсами, с разветвлениями по району. Большинство автодоровских собратьНа площади в Серпухове, где нас должен •Рыл встречать местный Автодор, категорически ев — мотоциклисты. Машина же, которая нас пусто. Несколько унылых лошадей мы об'ез- встречала,—типа совершенно неопределенного, собранная по частям, с жутко „гоночным" кузовом. О своем прибытии мы всюду предупреждаем соответствующими „молниями", и поэтому в Туле нас ожидали кров, еда и, главное, бензин. Утром, заправив машины, выходим на Орел. Машины в полном порядке. Кроме неизбежных проколов, пока никаких повреждений в пути не было. Проколы неизбежны и раздражают. Упругая, сильная покрышка вдруг слабеет, вся обмякает, унизительно хлюпает, обвисая на колесе,— становится похожей на галошу. Колесо спешно снимают, накачивают пухлый красный бублик новой камеры. Задние машины ехидно обгоняют. Вот уже проскочила и фыркающая полуторатонка. Подлый враг — гвоздь с подковы — конечно, это он навредил. Наконец, уже вынут костыль домкрата, машина ступила на свои, на четыре. Первая, вторая, третья скерость,— а ну, пошли вдогонку! В городе Мценске автодоровцы встречали нас Пешком. Они вышли встречать гостей за четыре километра, дружно шагая по пыльной дороге. Они салютовали флажками — представители пешей автодоровской организации. Мы приняли их на наши машины и в'ехалив Мценск. В Мценске есть три мотоцикла, принадлежащие частным лицам. Автодор же нищ и гол. Из Мценска пошли на Орел без остановок. Шоссе попрежнему вполне удовлетворительноНо, как правило, по мере приближения к лю бому городу дорога начинает резко портиться* Вместе с встречающими город высылает нам ямы, бугры, камни, ухабы всяких калибров и фасонов. При всем уменьи водителя машины № 2 мы прыгаем на подушках, как мячики. От Орла, в сущности, начинается наша первая •Окский мост встречает колонну решетками теней. встреча с бездорожьем. На утро, переночевав Фото спецкорреспондента Н. К оноплева 24 был в поднял и опустил красный флажок. ДеСТАРТмашиндан два Котлах. Вице-командор вять и мотоцикла вступили в и подкрепившись, мы двинулись в сторону от основного маршрута, в коммуну .Красная звезда", с тем, чтобы пробыв там сутки, снова вернуться в Орел и итти дальше на Харьков. Так называемое шоссе похоже на город после отступления оккупационных войск, растерзанное вконец, оно покрыто чудовищными воронками. Трудно представить, что это адское сооружение задумано, как некое подспорье для транспорта. Командор, стоя, следит с первой машины за движением колонны, Это страшное зрелище. Машины ныряют, вкатываются в рессоры, перекашиваются, стонут. При приближении к мосту дорога становится совершенно чудовищной. Крестьяне, сидя на завалинках, добродушно и невозмутимо наблюдают борьбу машины с дорогой. Сколько лошадей, интересно знать, поломало здесь себе ноги? Во сколько раз эта дорога удорожает транспорт? А ведь немного инициативы плюс ликвидация косности и лени, плюс несколько рабочих днейпревратили бы это адское сооружение в вполне приличный дорожный участок. Представитель Орловского автодора, сидящий в нашей машине, конфузится. Наконец, осторожно шевеля губами, чтобы на какомлибо ухабе не отхватить самому себе язык, он говорит, что сейчас „шоссе" кончится и на проселках будет куда лучше. Мы мрачно молчим. На проселках действительно лучше. Они мягки и спокойны. Трава крутится на них зелеными язычками. Но вот уже коммунары встречают нас у поворота, и красные знамена скрипят на ветру. В коммуне мы пробыли сутки. Мы провели Мотоциклисты пробега сзади похожи на грибы-мухоморы здесь большой митинг и беседы с крестьянами, показали фильму из жизни пограничников, становится поперек дороги. Неистребимая грязь выпустили первый номер газеты пробега. На хватает за спицы. митинге снова и снова подымался вопрос оВ особенности туго приходится мотоциклистам. ликвидации бездорожья, о трудучастии населеМежду щитком и покрышкой грязь набиваете» ния в дорожных работах, о борьбе с варвартак Плотно, что колеса запираются, как на заским, косным отношением к дороге. мок. Грязные и злые, как черти, мотоциклисты,. В коммуне 300 коммунаров. Коммуна оргаперебирая по земле ногами, подталкивают манизована уже давно, вокруг нее создаются и шины. Мотор хлопает, стреляет,горячится. Машигруппируются колхозы. С механизацией слабо: ны в бензиновом поту, они выбиваются из сил. трактор один и тот не мог принимать участие Движемся катастров смычке по случаю фически медленно.Стаполного ремонта. Суновится ясным, что сеществует ячейка Автогодня мы впервые оподора, в которую за здаем, сорвем встречу!, один день нашего помитинга. Наконец, мосещения вступило сратоциклисты выбираютзу шестнадцать новых ся на травку и неожичленов. Машины, коданно дают хорошую нечно, нет, но есть москорость, оглашая возтор, овладеть которым дух победными крикаучатся автодоровцы. ми. Теперь в худшем Чистая зелень, фрукположении оказыватовые деревья, расются машины. Дорога ставленные, как шахчудовищная ив сухуюматы, глубокий чудеспогоду, после дожд * ный воздух. Все это превратилась в подоочень хорошо. Но набие кладбища для сачинает итти дождь. Он Водители помогают справиться с испугавшейся моубийц. Грязные, утоавтомобилей лошадью идет весь день, с немленные, но без побольшими перерывавреждений, мы, наконец, возвращаемся в Орел_ ми, словно всхлипывая. Он дует во все небо, Ни в какой мере нельзя сказать, чтобы орловнастойчиво и нудно. цы были ударниками по борьбе с бездороЧто касается дороги, то наутро ее уже нет. жьем. Этот участок дороги в постыдном соМягкий проселок превратился в черное резистоянии. А вместе с тем почти под каждой новое месиво. Задние колеса заносит, машина 25- Митинг участников пробега в коммуне „Красная горой есть щебень, камни — полное наличие внутренних ресурсов. Набирая скорость, идем на Белгород. Шоссе и здесь неважное, но во многих местах ремонтируется. В лихом городишке Обояни дорога снова требует от нас чудес эквилибристики. Грязно, по скатам машины идут набекрень, колонна сильно растянулась, полуторатонка отстала и переваливается, как утка. Мы опаздываем все больше и больше. В Белгород мы входим поздно вечером, при свете фар. На площади нас все-таки ожидают. Переночевав и отдохнув, двигаем на Харьков. Дорога взята в основательный ремонт, солидные участки ремонтируются полностью. И вот, наконец, 14 июня, в сопровождении колонны встречающих, по стройным улицам, полным новых зданий, расчерченным мощным рисунком строительства,— в боевом порядке мы -вступаем в столицу Украины.***Обратный наш путь лежал по проселкам. К проселкам готовились, как к бою. Машины чистили, осматривали, смазывали. Суровый опыт орловского проселка заставил поднять вопрос о мотоциклах. Выдержат ли они этот бой? Но мотоциклисты, залившись краской обиды, заявили, что они дотащат машины на спинах, но не уйдут из пробега! Итак, 17 июня, в 8 часов утра обратный путь * • начался. Летом 1929 г. • по этому же маршруту Лишний раз можно (с некоторыми изменесказать, что выбор „Форниями) ездил в пробег да", как основной мотов. Осинский. Рада скадели для нашего произзать, что трудности и водства, — совершенно аварии пробега, описанправилен. Это настояные им, мне описывать щая, дельная машина. не доведется. Доски мо„Форд" не кипит, не •стов, через которые мы ломает рессор. Он выпереезжали, опускались Встреча на финише в Москве нослив, удобен для упи стучали под маширавления и отлично нами, как клавиши, но все-таки мосты существыдерживает единоборство с бездорожьем. вовали, и нам нигде не приходилось, как тов. Наступит время, когда „форды" десятками ты•Осинскому и его спутникам, переезжать речки сяч будут сходить с наших конвейеров. И это 4з брод. Воронежское шоссе я момент пробега время близко. С точки зрения машины будем тов. Осинского представляло собой площадь требозать от дорог скорейшей подготовки в для цирковых трюков. Сейчас оно выутюжено, этому! «i машины на нем могут развивать приличную Татьяна Тэсс 26скорость. В сухую погоду проселки и большак оказались сносными. Во всяком случае, за первый день обратного пути нам удалось сделать по таким дорогам около 300 километров. Трудности для водителей представляли глубокие колеи, вырезанные в дороге тележными колесами. Если попасть в них — машину рвет в бок, задние колеса заносит. Тем не менее состояние дорог позволило нам избежать того вороха мелких аварий, которыми был усеян пробег тов. Осинского, и не так измотаться, как измотались наши многострадальные предшественники. Поглядывая на карту, мы держали путь на Старый Оскол. Но звезда подлая дорога имела привычку где - нибудь в чистом поле лирически разбегаться на три ручейка. По карте выходило, что как будто правое разветвление нас вполне устраивает, но потом вдруг оно начинало круто забирать в совершенно противоположную сторону, и нам приходилось возвращаться назад. К довершению всего встреченный крестьянин вместо Старого Оскола указал нам путь на Новый. Отмахав два десятка километров, мы должны были вернуться обратно, раз'яренно думая о том, что простые дорожные столбы с указанием направления, могли бы избавить от ошибок всех, едущих по этому пути. До Воронежа из Оскола у нас были попутчики, и поэтому уже без всяких блужданий мы отмахали по большаку вторые три сотни километров. В соревновании на хороший прием участников пробега, в которое, очевидно, включались все города нашего маршрута,— Воронеж, кажется, победил. Кроме всего прочего, нас даже провожали с музыкой. В шесть утра оркестр ехал впереди на грузовике и очень трогательно играл польку. Так под польку мы и отбыли на шоссе. И вот, наконец, это шоссе скрещивается с тем, по которому мы ехали из Москвы. Мы приветствуем его, как земляка. Снова ночевка в Туле, и 20 июня, без двух минут шесть, пройдя 1 900 километров, колонна автопробега в'езжает на Красную площадь.