ДВЕНОВЫХКОРОБКИСКОРОСТЕЙСОВРЕМЕННЫЕ быстроходные грузовые автомобили при работе в пересеченной местности для повышения способности ускорения и хода на под'ем требуют двигателей большой мощности. Полное использование этой мощности достигается только на очень коротких участках пути, большую же часть времени мощность двигателя далеко не используется и удорожает стоимость содержания машины.рычаг переключения шестерен в нейтральное положение. В этот момент происходит автоматическое включение соседней высшей передачи. Шофер продолжает отклонять рычаг вправо и вводит муфту в зацепление с храповиком левой шестерни. Пока скорость вращения коленчатого и связанного с ним главного валов превышает скорость ведомого вала, сцепления между дисками не происходит. Как только скорости вращения обоих валов сравняются или даже скорость ведущего вала будет немного ниже, зубья храповых дисков соприкоснутся между собой и произойдет сцепление. Всякая промежуточная скорость полностью включается только в том случае, если достигнута синхронность чисел оборотов ведущего и ведомого валов. Для шофера нет надобности улавливать подходящий момент включения определенной скорости и рисковать заглушить двигатель или поломать шестерню. Конструкция шестерен и храповых дисков обеспечивает способность самоцентрирования передач и уравновешивает нагрузку на подФиг. 1. Продольный разрезкоробкискоростей . К отта шипники. Расположение холостых шестерен получается очень удобное; тщательная смазка делает износ всех раГлавнейшим средством, смягчающим этот неботающих поверхностей минимальным. достаток грузовиков, являются многоступ енчатыекоробкискоростей , уменьСтупени передач между шестернями вырашающие разрыв между ступенями скоростей жены в геометрической прогрессии. Передаточи потому как бы искусственно повышающие ное число, первой скорости в два раза превымощность двигателей. шает передаточное число второй скорости. СоИзвестная фирма „Котта" выпустила пяти ­ ответственно передаточное число второй скоступенчатую коробку скоростей, рости вдвое больше передаточного числа третькоторая позволяет менять передаей скорости; так же ик четвертой скорости. чи безпредварительного выклюПоследнее передаточное число есть 1,43:1 сченияприборасцепленияи отличает прямой передачей на пятую скорость. Такие ся необычайной бесшумностью и прочностью. передаточные числа способствуют выравниваВсе шестерни имеют шевронные зубья. нию максимальной мощности двигателя с максимальным усилием сопротивления карданного Переключение всех скоростей происходит от вала автомобиля, т. е. делают работу двигателя одного рычага при помощи двух пар шестерен всегда экономичной. постоянного зацепления на вспомогательном валу и целого ряда храповых дисков (фиг.1). Углы наклона зубьев у каждой пары соприкасающихся храповых дисков взяты такого размера, что как только относительное вращение дисков направлено воднусторону , они вызывают расцепление дисков — косые срезы соприкасающихся зугьев начинают отжимать друг от друга. Если относительное вращение двух дисков направлено вразные стороны,— у них происходит плавное расцепление. Фиг. 2. П ерспективныйразрезкоробкискоростей Салерни: 1—взл от прибора При -движении автосцепления, 2—левый замыкающий диск, 3—правый замыкающий диск, 4—стальной барабан, б—ведущая солнечная шестерня , 6—ведомая шестерня , 7—пламобиля на уклоне шонетарные шесте - н и , 8—зубчатая втулка, 9—зубчатая втулка прямой передачи, фер освобождаетпедаль 10—предохрани гельные кольца, 11—зубчатая втулка, 1 2 - з убчатая втулка обакселлератора и ставит ратного хода, 1 3 - в едомый валп