СС ВЕТШЕ СИГНАЛЬНЫЕ ДВУХЦВЕТНЫЕ СТЕКЛА „СТОП"РИЗВИВ/" ЮЩ^ЯСЯ советская автомобильная грсмышле. ность требует от заводов и фабрик производство целого ряда деталей, состегл'тгщих автомобиль. Строятся гиганты для производства резиновых ил-н, механические заводы для производства фар, ста-юльные заводы нагружаются производи! см различньх специальных стекол: зеркетьиьА, „три. ле> с", сигнальных и проч. Одной из таких деталей является двухцветное сигнальное стекло для задних фар автомобилей. Оно интересно в том отношении, что на своей поверхности имеет ДБЭ участка, окрашенных в разнородные цвета: верхний — яркожелтый и нижний — ярко-красный. Назначение этого маленького стеклышка огромно. Оно является сигналом на случай столкновения движущихся автомобилей, экипажей, трамваев и проч., являясь, так' м образом, регулятором движения. При движении автомобиля зажигается лемпочка,. установленная в фонаре сзади желтого участка стекла, и светящийся желтый цвет — сигнал свободно о пути. При торможении и остановке автомобиля зажигается другая лампочка, установленная в фонаре за перегородкой против красного участка стекла, и загорающийся красный светпредупреждение для движущихся сзади автомобилей, моюциклов и проч. (лампочка против желтого участка стекла при этом гасится). Раньше и заграницей иу нас подобные сигнальные стекла не изготовлялись и они заменялись одноцветными красными стеклами. Одноименный цвет вносил путаницу в движение, и нередки были случаи крупных аварий В последние годы в Амери е были выпущены двухцветные сигнальные стекла, пришедшие к нам в СССР с автомобилями „Форд". В виду огромных преимуществ таких стекол, обеспечивающих безопасность движения, возник вопрос об изготовлении их на наших стекольных заводах. После теоретической разработки этого вопроса на заводе им. Бухарина мною был постарлен ряд экспериментальных опытов для разрешения основного принципа получения двухцветного стекла не путем соединения разноименных по цветное и стекол (этот путь прост по существу, но весьма сложен и дорог в практическом осуществлении ик тому же не гарантирует качества выходящих образцов), а путем подбора соответствующего химического состава стекла, меняющего свою окраску в отдельных участках изделия в зависимости от различных условий. Эти опыты производились над смесями, составленными из различньх химических материалов. После 12-дневной упорной работы над указанными смесями было полученно стекло, отвечающее американским образцам и, таким образом, задача произвол'тва сигнальных стекол „стоп" была разрешена в заводском масштабе. Суммируя результаты опытных варок, я получил ряд твердых данных, положенных мною в основу метода производства стекол, при чем наиболее характерными моментами, предопределяющими качества изделий, являются: химический состав смеси, режим варки и методику прессования. Шихта или смесь должна состоять из песка, соды, поташа, мела, буры, цинковых белил, селена и сернистого кадмия, т шател ^ о перемешанных между собой в определенных количе ственных соотношениях. Продолжительность варки такого состава в количестве 300 кг (по емкости стеклоплах вильного горшка) 9—9 /2 часов, при чем варка должна сопровождаться постоянным контролем над степенью про-ариваемости, интенсивностью окрашивания отдельных проб и температурным режимом. Сваренное и несколько остуженное стекло для придания нормальной консистенции поступает отдельными небольшими порциями в пресс, где оно штампуется в небольшие круглые стеклышки. Прессование — одна из ответственных операций в производстве этих стекол, так как в результате прессования и получается разнохарактерное окрашивание поверхности изделий. Стекло имеет различную толщину в верхнем и нижнем участках. Химический состав стекла подобран так, что он в толстых слоях изделия проявляет красное окрашивание за счет одной из составных частей, а именно селена ив тон ких — желтое окрашивание за счет другого составляющего красителя — сернистого кадмия. При прессовании изделий из стекла, скрашенного комбинацией красителей селена и сернистого кадмия, мы должны в случае тонких стенок получить изделия желтого цвета, а в случае толстых стенок — красного цвета. Однако разница окрашивания обоих участксв зависит не только от толщины участков при данном составе. Есть еще целый ряд привходящих условий, влияющих на разность и интенсивность окрашивания, а именно: продолжительность нахождения и?делий в горячей форме, продолжительность соприкосновения давящей части пресса „болвана" с изделиями, количество поступакщей массы в форму и проч. Чем дольше стекло находится в форме, т. е. чем оно больше охлаждается, тем резче проявляет себя сернистый кадмий, и все стекло в тонком и толстом участках желтеег, После прессования изделия одно за другим направляются в откальную печь, где стекло при постепенном понижении температуры (охлаждении) теряет вредные напряжения и через 48 часов изделия выходят холодными, годными к употреблению. Изученный метод работы стекол, необходимый состав химических материалов (так называемая шихта) переданы заводоуправлению стеклозавода им. Бухарина ив настоящее время завод начал производство сигнальных стекол „стоп" не хуже по качеству и не дороже заграничных, В успешном газрешении задачи нельзя обойти молчанием роли двух ЛУЧШИХ рабочих заводов — стекловара В. Годунова и мастера Шуралева, своими практическими советами не мало способствовавших успешному разрешению этой трудной задачи. Инж. В. БогдановСтеклозавод им. Бухарина,Западная областьи