22
23
ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ТРАКТОРАВ конце мировой войны, когда в Англии сильно ощущался недостаток в жидком горючем, на улицах Лондона появились странные по виду грузовики и автобусы. Сверху грузовиков на стойках (рис. 1) и на крышах автобусов (рис. 2) помещались колоссальные мешки, наполненные газом. Светильный газ, наполнявший мешки и набираемый из магистрали газового освещения города, служил Горючим для автомобиля, заменяя ценное жидкое топливо. Однако, использование газа в хаком виде в дальнейшем не привилось по той причине, что при столь незначительном давлении запас газа в. мешках мог быть очень небольшим. Сразу же после окончания войны дело это было заброшено. В следующие годы на автомобилях начали уже появляться установки с сжатым газом, запасы которого держались в стальных баллонах. Вначале баллоны были очень тяжелы. Со временем, однако, вес их удалось значительно снизить, и в настоящее время во Франции уже сконструированы баллоны с самым минимальньш весом* Баллоны эти представляют собой тонкостенные металлические сосуды, плотно обитые сеткой или проволокой из материала большой сопротивляемости на разрыв. Такие баллоны выдерживают давление до 150 атм. Проблема применения сжатых газов для автотранспорта обсуждалась иу нас на последней топливной конференции НИС ВСНХ в Москве. . Дело в том, что мы обладаем колоссальными потенциальными запасами этого горючего, возможность применения которого имеет для нас огромное значение. Постараемся в кратких чертах осветить этот вопрос, а также перспективы, открывающиеся для этого, вида автотранспорта в СССР. Газовая установка автомобиля или трактора чрезвычайно проста и состоит из одного или нескольких баллонов, подвешенных обычно снизу к раме шаоои и редуктора. Наполнение баллонов производится при помощи компрессора на станции, вырабатывающей газ; наполненные баллоны можно транспортировать на любое расстояние. Баллоны легко 'снимаются с шаоси и могут быть в любой момент заменены свежими. Газы, употребляемые для этой цели, можно разделить на три группы: • 1. Газы,, специально вырабатываемые для этой цели в газогенераторных установках. .,, 2. Газы, получаемые при различных производственных процессах как побочный продукт. 3. Газы природные, выделяющиеся из недр земли. Газогенераторный газ, несмотря на невысокую его теплотворную апособность (1 000 кал.) по сравнению с газами второй и третьей группы, может сыграть крупную роль по газификации тракторной и автомобильной тяги в наших лесных районах Северного края и Сибири: для его выработки можно использовать древесные отходы на лксозаготовках, количество которых доходит до 40%> (утилизация их является чрезвычайно важным вопросом. Получение газа из стационарной газовой установки с последующим его сжатием имеет несомненные преимущества по сравнению с подвесными газогенераторными установками автомобиля или трактора. Этот способ позволяет получить идеально очищенный и вполне охлажденный газ. Естественный наддув, который получается при питании двигателя сжатым газом из баллона с довольно большим давлением, дает возможность выравнять до известной степени мощность двигателя; при работе двигателя «а генераторном газе, в силу его значительно меньшей теплотворной способности по сравнению с бензином, она сильно снижается (на 30—40°/о). Работа на автомобиле с применением сжатого газа значительно проще, и для обслуживаюп*{его его персонала допустима более низкая степень квалификации. Наконец, стационарная газогенераторная установка помимо газа дает целый ряд таких химических продуктов как смола, деготь, метиловый спирт, уксусная кислота, древесный уголь ипр . — продуктов, которые пропадают в случае выработки газа индивидуальной газогенераторной установкой на автомобиле. ,Рис. 1. Грузовики с газовыми мешками22 Рис. 2. Автобус с мешком газа на крышеГазы, являющиеся побочным продуктом различных производственных процессов, могут быть использованы в сжатом виде еще с большим успехом. Большинство этих газов имеет высокую калорийность, благодаря чему нет необходимости доводить их сжатие в баллонах до особенно высокого давления.. Швельгазы, т. е. газы,- получаемые при полукоксовании каменных углей, имеют теплотворную способность в среднем до 8 000 кал. в кубометре; той же теплотворной способностью обладают газы сланцеперегонки; газы переработки сапропелитовых углей и бокхедов имеют теплотворную способность от 8 500 до 10 000 кал. Очень интересный доклад по этому вопросу был сделан на конференции проф. Козьминым; он произвел следующий расчет, наглядно показывающий экономию работы на газе по сравнению с бензином. Если взять кубометр газа при обычном атмосферном давлении и сжать его до 20 атм., он займет об'ем—0,5 литра. Под таким давлением один литр швельгаза из угля или сланца будет содержать 6 000:0,5 =: 12 000 кал., а один литр газа из сапропелитовых углей или бокхедов — 8 500 : : 0,5 = 17 000 кал. Килограмм бензина, в зависимости от удельного веса, занимает об'ем от 1,25 до 1,43 литра и содержит при этом коли-, чество теплоты, равное 10 000 кал.; потому один литр бензина будет обладать теплотворной .способностью от 7 700 до 8 300 кал. Легко установить, что сжатый до 20 атм. швель-газ из угля и сланца имеет теплотворную способность, примерно, в полтора раза большую, чем бензин того же об'ема, а швельгаз из сапроиапелитовых или бокхедовых углей, примерно, в два раза большую теплотворную способность. Сжатый до 20 атм. светильный или коксовый газ (теплотворная апособность—4 000—4 500 кал.) будет иметь, при одинаковом об'еме с бензином, примерно, равную с «им теплотворную способность. Стоимость одного кубического метра швель-газа при обыкновенном давлении равна одной копейке; сжатие его до 20 атм.' (при стоимости электроэнергии 3,4 коп. за к/час) будет обходиться 0,6 коп., что составит, таким образом, около 3,2 коп. за один литр сжатого швельгаза. Если сравнить теперь стоимость газа со стоимостью литра бензина (которая выражается в 23 коп.) и принять при этом во внимание калорийность этих двух горючих, то экономия, даваемая первым, будет вполне очевидна. Природные газы, богатыми месторождениями которых изобилует наша страна и на разведку которых до последнего времени почти не обращалось внимания, по праву должны занять одно из первых мест среди горючего для автотранспорта. Известно, что в недрах земли имеются огромные залежи природных газов, расположенных на различных глубинах. Газы эти состоят, главным образом, из горючих веществ — углеводородов, а потому горючи. Во всех нефтяных районах СССР, наряду с нефтью добывается и газ. Помимо этого, существует множество и чисто газовых месторождений: Камчатка, Байкал, Ухта, Маныч, Чикишляр, Крым, Тамань, Керчь, Дагестан, Средняя и Нижняя Волга, Ставрополь и т. д. Природные газы имеют очень высокую теплотворную способность — от 8.000 до 13 000 кал. в кубометре и использование их, как горючего для нашего автотракторного парка, весьма заманчиво и вполне возможно. В настоящее время над проблемой применения сжатого газа как горючего для автотранспорта усиленно работает Западная Европа и Америка. Проблема эта еще глубже затрагивает нас, обладающих колоссальными запасами этого топлива, и мы не имеем никакого права далее откладывать ее разрешение. В задаче «догнать и перепнать» вопросы технической революции в эксплоатации автопарка должны занять виднейшее место. Инж. Г. Гуляевa^fe^ a S ^TiS g Fi88iMP»»«'«"'ТЕ:[И ВПЕРИОДРЕКОНСТРУКЦИИРЕШАЕТ ВСЕ. П ВВЬЬ СИМ ПРОИЗВОДСТВЕННО -Т Е :Х НИЧЕСКУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ РА ТЕ БОЧИХ! Ы Х СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ЛЮДЕЙ РАБ©. ЧЕГ© К.ДО