К ТРЕТЬЕЙ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ВЕСНЕ НАЛАДИМ ПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙЛенинградский завод «Красный Октябрь», изготовляющий до 10°/о всей продукции треста ВАТО-Запчасть, жалуется, что трест слишком часто и произвольно меняет его производствен• ную программу. Не успеет завод проработать и приступить к усвоению одной программы, как ВАТО-Запчасть уже посылает другую программу с иным количеством позиций, словно забывая, что им ведь уже спущена программа. План завода с июля по декабрь менялся четыре раза. Чем об'яснить, что ВАТО-Запчасть так дергает свой крупнейший опорный завод? Можно было допустить, что заказчики запасных частей —Трактороцентр, Об'единение зерносовхозов' и др. — часто меняют свою ' спецификацию, неожиданно увеличивают заказы, и это вынуждает ВАТО-Запчасть круто менять план своих заводов. •,- • Но крупнейший заказчик запасных частейТрактороцентр — жалуется на то, что ВАТОЗапчасть очень часто и самым неожиданным образом меняет уже согласованную спецификацию и разнарядку запасных частей. Нужно ясно представить себе, что происходит при этом капризном изменении всей росписи заказов. Ведь речь идет о многочисленных наименованиях. Сложнейший ассортимент запасных частей расписан по отдельным областям, и МТС удалось договориться с ВАТО-Запчастью, громоздкий заказ так. или иначе «утрясен», места получили разнарядку, они знают что именно и из какого завода им полагается получить. И вот — капризное изменение и уменьшение всего заказа, выпадение ряда частей из уже обусловленного заказа. Это значит, что нужно перекраивать всю местную разнарядку, уменьшать количество заказа по ряду запасных частей. Но как? Пропорционально количеству заказанного? В соответствии со степенью нужды кал<дого района в данных запасных частях? Как это учесть в данный момент? А места требуют, места жалуются, что их дергают, что они лишены всякой уверенности за судьбу своих заказов и не могут реально ставить ремонт тракторов. ВАТО-Запчасть взваливает вину на об'ективные причины. Чрезвычайно замедленным темпом происходит передача заводов тресту, они медленно и неохотно специализируются. Заводам не дают станков, нехватает металла, оборудования, нет ассигнований. Все это срывало производственную программу, заставляло ВАТО-Запчасть бросаться от завода к заводу, ломать ассортимент, разнарядку. Нужно сказать, что если еще два месяца назад такого рода ссылки на об'ективные трудности могли' казаться убедительными, то теперь, с каждой декадой ВАТО-Запчасть все более лишается возможности ими оперировать. В состав треста входили 5 заводов, а теперь уже 12, в том числе такие мощные заводы, как «Красный гвоздильщик», им. Макса Гельца, Ижорский и др., которые в состоянии быстро и удачно специализироваться на производстве запасных частей. Теперь ВАТОЗапчасть признает, что его заводы обеспечены металлом для производства запасных .частей, а также топливом, рабочей силой и пр. Заводам ВАТО-Запчасти предложено отодвинуть все остальные работы и заняться производством запасных частей. Нужно, конечно, чтобы заводы быстро освоили производство запасных частей, но крайне необходимо, чтобы ВАТО-Запчасть «освоила» свои заводы — старые и новые. Основная вина старого руководства и нынешнего аппарата ВАТО-Запчасти состоит в том, что они не сумели овладеть своими заводами и теми многочисленными заводами ВСНХ, которые призваны в той или иной мере производить запасные части. ВАТО-Запчасть не знает своих заводов, несумело изучить производственные склонности тех заводов, которые были включены в выработку запасных частей. На этой почве происходили возмутительные вещи. Омский завод Приспособил свое производство к выпуску ряда запасных частей. Часть заказов этого завода неожиданно снимается и передается Пермскому заводу, который их никогда не производил. Омский завод начинает работать в значительной части вхолостую, а Пермский завод крайне медленно и неохотно переключается на новое производство. Таких случаев немало. Это автоматическое рассовывание заказов без учета того, что может и должен дать каждый завод, без договорных отношений с заводами (договора до последнего времени не заключены), без перевода заводов на хозрасчет явилось основной причиной значительного недовыполнения производственного плана. По данным , Трактороцентра на 1 января 1932 г. заводы отгрузили в адрес MTG не более 9°/о заказанных запасных частей. Вся наша современная печать бьет тревогу по поводу «безобразно медленного производства' запасных частей». По данным «Правды» трест ВАТО-Запчасть должен дать к весенней посевной кампании запчастей на 40 млн. руб., а на 1 января предприятия треста изготовили запасных частей только на 5 600 тыс. руб. и то большей частью некомплектных.' Такие темпы производства запасных частей для тракторов ставят под угрозу всю нашу посевную кампанию. Необходимо во что бы то ни стало наверстать упущенное время. Весь аппарат ВАТОЗапчасти должен решительным образом перестроить свою работу, должен стать действительным, руководящим, планирующим центром заводов, выпускающих запасные части. В этом ему должна помочь вся наша общественность ив первую очередь автодоровская. ВАТО-Запчасть очень обоснованно указывает на то, что помощь Центрального совета Автодора в организации производства запасных частей была до сих пор недостаточна. Об этом говорилось и на с'езде Автодора. Ьще менее заметно участие в этом деле местных организаций Автодора. Даже на специальных заводах редко проявляется инициатива автодоровских организаций по усилению производства запасных частей. Крайне необходимо, чтобы автодоровские организации наших металлических заводов всячески содействовали тому, чтобы данный завод в той или иной мере принимал участие в борьбе за повышение -плана выпуска запасных частей. Особенную активность должны проявить автодоровские организации заводов, непосредственно производящих запасные части. При помощи заводской и автодоровской общественности необходимо преодолеть все обективные трудности. Следует мобилизовать все внутренние ресурсы заводов, приспособить все их производственные возможности для усиления выпуска запасных частей. 'Автодоровские организации должны побудить заводы решительнее и быстрее переключиться на массовое производство запасных частей. Необходимо для этого по возможности приспособить старые станки, использовать излишние станки с соседних заводов. Автодоровские организации должны помочь ВАТО-Запчасти в всемерном использовании специально выделенных заводов для расширения выпуска запасных частей, делать конкретные указания, какие части и на каких заводах целесообразнее всего производить. К тем 12 специальным заводам, которыми ныне располагает ВАТО-Запчасть, присоединяется еще до 50 заводов ВСНХ и местного значения для усиления производства запасных частей к весенней кампании. Работа этих заводов будет тем лучше, чем больше будет увязано их производство между собой. Нельзя допускать, чтобы каждый завод работал сам по себе, без учета того, что делается на ближайших заводах (как это было например с Омским и Пермским заводами). Срочность задания требует полной увязки производства, сотрудничества этих заводов, их кооперирования. ВАТО-Запчасть ставит сейчас конкретно ^вопрос о кооперировании ряда ближайших заводов, изготовляющих запасные части. Автодоровские организации должны всячески содействовать этому кооперированию, должны точно указывать, в каких случаях это кооперирование производственно наиболее действительно и полезно. Необходимо активизировать роль автодоровских организаций совхозов, колхозов и МТС в выпуске запасных частей ив ремонте тракторов и автомобилей. Автодоровские организации должны добиваться большей связи МТС и крупнейших совхозов и колхозов с заводами для получения именно тех запасных частей, которые больше всего необходимы их тракторным паркам Нужно добиваться получения полуфабриката для производства простейших запасных частей в мастерских МТС и совхозов. Автодоровские организации должны всяче-" ски улучшать техническую базу ремонтных мастерских в совхозах, МТС и колхозах.Тов. Васильев, лучший ударник авторемонтных мастерских Самарского зерносовхоза, трижды премированный за изобретательство и рационализаторские предложения. Тов. Васильев изобрел прибор для наплавки коренных подшипников автомашины,До сих пор все внимание было сосредоточено на вопросе производства запасных частей к тракторам и ремонта тракторов. Автодоровские организации должны не меньшее внимание обратить и на необходимость срочного ремонта автомобилей и обеспечение автомашин запасными частями. Укомплектованные запасными частями и отремонтированные трактора должны сопровождаться вполне исправными автомашинами. Только тогда работа тракторного парка в весенней посевной кампании даст ожидаемые результаты. 15 января 1932 г. М. Надеждин -— ПО ДОРОЖНОМУ И ШОССЕЙНОМУ I ТРОИТЕЛЬСТВУ И АВТОМОБИЛИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧИТЬ БОЛЕЕ БЫСТРЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ, ЧЕМ ПО ДРУГИМ ВИДАМ ТРАНСПОРТА.Из директив к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933—1937), одобренных в основном Политбюро ЦК ВКП(б)..5