ДОБЬЕЮДОЯ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО ВЕЗДЕХОДАЗависимость автомобиля от времени года, климата в целом, от рельефа местности, грунта и погоды — общеизвестна. В порядке опыта применения автотранспорта в наших условиях уже можно утверждать, что севернее линии Киев—Харьков—Актюбинск — Семипалатинск—Благовещенск на Амуре (примерно; севернее 50° параллели) автотранспорт вне пределов города и хорошо расчищаемого шоссе используется глубокой осенью, зимой и ранней весной лишь как исключение. Таким образом получается, что, примерно, на 5/6 всей территории СССР в течение 5—6 месяцев в году автотранспорт не используется в достаточной мере. Стоимость тонно-километра груза немедленно подскакивает в несколько раз, грузооборот товаров кооперации на расстояниях в 159 — 200 км замедляется в 4—5 раз, также удлиняется по времени в несколько раз движение едущих по грунтовым дорогам, замедляется почта и т. п. и т. д. Это, конечно, не соответствует темпам нашего социалистического строительства, и мы несем от этого убытки во много миллионов рубле 1 !. Нам необходима автомашина, работающая круглый год на любом грунте, при любой погоде, идущая по дорогам и вне дорог. Нам необходим вездеход. Как'известно, так называемая проходимость машины слагается из способности м'ашины преодолевать, без вреда для себя, неровности почвы "(под'емы, кочки", ямы, пеньки и т. д.) и из способности машины преодолевать тяжелые для движения грунты . (глубокая грязь, болотистый мягкий луг, канавы и. лужи с водой, пески, снег й т. д.). Все имеющиеся до сих пор так называемые машины повышенной проходимости обладают, главным образом, первым свойством—преодоления неровностей почвы ив значительно меньшей степени вторым : —преодоления тяжелых грунтов, т. е. оказываются наиболее слабыми г наиболее важном для нас отношении. Приспособления к этим повышенной проходимости автомашинам для еще большей их проходимости разработаны и разрабатываются !'0 многих вариантах и во многих местах. Во многих районах Союза уже сама машина повышенной проходимости решит вопрос автомобилизации района; во многих районах Союза машина повышенной проходимости плюс упомянутые нами выше приспособления (обычно сводящиеся к гусеничной ленте с так называемыми «башмаками» или «шпорами», надевающимися на оба задних колеса трехосной машины), тоже решат вопрос. Но эти прапособления имеют много слабых сторон: они обычно громоздки, достаточно тяжелы, не исключают возможности внутренней пробуксовки, тэебуют повышенной мощности мотора пли эксплоатации существующего мотора почти на пределе его мощности, сильно удорожают машину и т. д. и т. л. S Наконец самое важное — во многих районах и случаях они не решают вопроса. Проходимость машин с этими приспособлениями окажется недостаточной. Возьмите условия, где грунт требует малого удельного веса машиныболотистые грунты, жидкая глубокая грязь, сыпучие пески,' снег. Эти условия у нас слишком часты и слишком продолжительны по времени, чтобы '• ими можно было пренебречь. Решить вопрос автомобилизации какого-нибудь района в Полном смысле слова при наличии указанных выше условий может лишь вездеходная машина. Без нее нельзя говорить о полном решении проблемы автомобилизации СССР. В разработке типа вездеходной машины мы стоим перед большими трудностями, чем обычно в автопромышленности, ибо здесь нам придется работать часто без опыта автопромышленности Западной Европы и САСШ. Многие характерных для нас условий климата и грунтов нет в Западной Европе и САСШ. Но трудности разработки типа вездеходной машины тем больше обязывают нас подлинно по-большевистски взяться за решение этой проблемы. Мы имеем налицо, все данные для решения проблемы. В самом существе планового социалистического хозяйства, в громадном' размахе научно-исследовательской работы, в социалистическом соревновании и ударничестве, в мобилизации широких общественных организаций трудящихся масс-—в первую очередь Авт одора — у же заложены предпосылки успеха выполнения нашей задачи по разработке типа вездеходной машины. Необходимо форсировать испытания, нообходимо перевести строительство опытных образцов из слабо оборудованных мастерских на мощные заводы. Мы уже имеем некоторый опыт в этой работе; мы уже имеем и некоторое количество опытных образцов; у нас накопился какой-то материал для дальнейотих шагов в этой области. Но . работа ведется слишком медленно, в различных местах, руководство этой работой не об'единено, внимание ВАТО—организации, казалось-бы, наиболее заинтересованной в этом деле,—далеко недостаточно. Автодор также недостаточно сильно мобилизует внимание общественности к этой проблеме. Этому должен быть положен предел. Необходимо поставить изучение и решение проблемы- вездеходной машины должным образом,. ггеобходимо обеспечить привлечение к этой работе имеющихся научных сил, необходимо использовать опыт работников, уже работающих на этом деле, необходимо об'единение руководства опытно-исследовательской работой, необходимо обеспечить строительство более или: менее больших серий, уже хорошо зарекомендовавших себя образцов. Автодору необходимо стать в первые ряды борцов за создание и осуществление типа советской вездеходной. машины. ' А. Ротэрмель