16
17
РЕГУЛИРОВАНИЕЭПИЧНОГО ДВИЖЕНИИнять во внимание движение автомобилей, которые иногда из-за трамвайных фокусов наезжают на сорвавшегося с трамвайной ступеньки. В больших городах, где в центре сосредоточено много пересекающихся улиц и переулков, не всегда целесообразно устраивать густую автоматическую сигнализацию, часто при отсутствии пересекающего дзижения задерл^ивающую транспорт и. конечно отражающуюся отрицательно на экономическом эф ­ фекте от использования того или другого вида транспорта. Автоматически зажигающиеся светофоры имеет смысл устраивать конечно только на пересечениях с сильным движением и всегда на пересечении трамвайных линий или трамвайной линии с остальным двшкением. Над улицами, не пересекающими главные магистрали, но куда вливается движение этих второстепенных улиц, есть прямой смысл устраивать либо ручную светофорную сигнализацию, либо ставить милиционера, регулирующего движение поднятием руки. К вопросу о введении автоматической сигнализации в Москве придется подойти осторожно. Кстати, не во всех крупных городах мира введена автоматическая сигнализация. Правда, она сберегает колоссальное количество человеческой силы, но она отражается на простоях транспорта. А в нашей стране лишних простоев транспорта не должно быть. Ага, — скажут товарищи из московского трамвайного треста, — то вы возражаете против увеличения! километража, то вы против лишних простоев его. Здесь однако нет никакого противоречия. Против лишних простоев все будут возражать так же, как все будут возражать т возмущаться преждевременным отходом вагона или автобуса. Вопрос об автоматическом контроле на улицах дискутируется в европейской и американской общей и специальной печати. В Лондоне,. на Оксфорд-стрит, автоматическая сигнализация была введена в виде опыта. Аналогичный опыт был проделан в некоторых других крупных городах Англии. Результаты опыта не были еще изучены до осени 1931 г. Несомненно Берлин, где автоматическая сигнализация существует уже много лет, может сказать здесь нечто определенное. В Чикаго, где автомобильное и пешеходное движение одно из интенсивнейших во всем мире, задерлсек транспорта гораздо меньше, чем это было 20 лет назад, причем движение через деловой центр увеличилось в двадцать раз. Нужно иметь в. виду конечно и воспитанную- десятилетиями привычку населения слушаться общих и для транспорта и для пешеходов сигналов. Скорость движения авто — вопрос немаловажный. По главным улицам делового квартала' Чикаго скорость машины не ограничивается, если она равномерна и безопасна с точки зрения условий- езды и движения в данный момент. В Чикаго автоматическая сигнализация рассчитана так, что автотранспорт почти не задерживается, свет впереди изме-ОПЫТ МОСКВЫ И ДРУГИХ ГОРОДОВ МИРАС лета 1931 г. Москва серьезно и вплотную взялась за урегулирование своего хаотического уличного движения. Были предприняты радикальные меры, вроде таких например, как закрытие пешеходного движения кто всей площади Дзержинского (предварительно переустроенной для трамвайного движения, пересекающего площадь вместо прежнего кольцевого движения, приводившего к пробкам), закрытие ряда улиц н проездов для грузового движения или открытие для автомобильного движения только в одну сторону. Наконец серьезной мерой следует считать установку семафоров и светофоров, еще, к сожалению, не действующих автоматически, но несомненно значительно упорядочивших движение транспорта; однако работа семафоров не отразилась на регулировании движения пешеходов. Пишущий эти строки стоял на площади Революции ис секундомером в руке высчитывал время горения желтого, предупреждающего о внимании сигнала; оказалось, что он горит в среднем 2 секунды. Это — недостаочно. Переход от Тверской к тротуару, ведущему на Красную площадь, по мостовой, перерезанной двумя трамвайными линиями и интенсивным автомобильным движением, требует около полуминуты. Милиционер зажигает красный и зеленый свет с перерывом в среднем на две секунды. Пешеходы, внимательно следящие за светофором, не успевают перейти и половины мостовой, как краснььй сигнал преграждает им путь, и они подвергаются опасности попасть если не под мчащийся трамвай, то под автомобили, которые также не очень замедляют ход, когда зеленый сигнал разрешает им двигаться. Введение светофоров несомненно отразилось на так называемом километраже, т. е. на количестве километров, проделываемых тем или иным видом транспорта. Отразилось отрицательно с точки зрения «набегания» километров, но отражается положительно на жизни и здоровьи населения. Как известно, это обстоятельство имеет важнейшее значение при регулировании уличного движения. Для того чтобы однако несколько скомпенсировать эту потерю километража от вынужденных остановок, требуемых светофором, персонал трамвайного треста (кондуктор плюс вагоновожатый плюс кто-нибудь из администрации), сговорившись или не сговорившись друг с другом, нагоняет километраж преждевременным отходом трамвая от остановки и резким увеличением скорости, которая в среднем несомненно выше прежней (до введения светофоров) и выше нормально разрешаемой. Что получается от этого «компенсирования» потери километража? Публика, стремящаяся попасть в вагоны, срывается со ступенек. Вряд ли количество несчастных случаев от этих действий трамвайного треста (либо отдельных парков, либо отдельных вагоновожатых, состязающихся друг с другом в повышении километража) уменьшается. Особенно, если при16 vтрамвайной остановки.Фото С. Ш ингареБ а' сигнал, отдающий преимущество движению по большой дороге и задерживающий движение по дороге перекрестной.'Сущность сигнала заключается в том, что приближение автомобиля к боковой дороге приводит в действие магнитный механизм, изменяющий свет сигнального аппарата на время, достаточное для. того, чтобы другой автомобиль переехал перекресток и влился в общий поток движения» В Соединенных штатах , проблема регулирования движения на улицах городов и на jnocceсчитается новой наукой, которой, как говорит' тот же Ятт, посвятили себя не только люди, занятые вопросами сообщения, но и университетские умы. Он приходит к убеждению, чтооставлять контроль над уличным движением в Лондоне в руках человека становится небезопасным. 120 тысяч авто в СССР в 1932 г., колоссальный рост населения городов, особенно таких крупных, как Москва, Ленинград, Харьков. усиливш'ееся трамвайное сообщение,— все это конечно требует скорейшего и тщательного разрешения проблемы регулирования уличного. движения, т. е. движения пока еще в городахНесомненно, что в самые ближайшие годы,. когда автотранспорт будет исчисляться сотнями тысяч единиц, размещенных ив сельских местностях, встанет со всей серьезностью тс , проблема регулирования движения на главных шоссе (Москва—Ленинград, Москва—Харьков,. Москва—Нижний, Москва—Иваново, М осква — Курск, Москва—западная граница; в последнем случае потому, что возрастет иностранный автомобильный туризм в нашу страну). От современного кустарного разрешение мелких частностей этой большой проблемы необходимо конечно в самом скором времени' перейти К научному разрешению ее во всем»:. об'еме. Михаил Презентняется с таким расчетом, чтооы дать автомобилю возможность проехать с наименьшим количеством остановок. Тут несомненно сказывается то, что автоматические сигналы полезны только тогда, когда они применяются на сравнительно большом расстоянии и когда вся система научно разработана и может быть легко изменена в зависимости от периодических или случайных колебаний движения. В Берлине например движение часто задерживается сигналом о пропуске предполагаемого перекрестного движения, которого вовсе нет. В Чикаго этого не случается или случается очень редко. Здесь автоматическая сигнализация построена так, что легко учитывает различные случайности, например прекращение движения из-за несчастного случая, починки дороги, демонстрации, общественного события. По словам Горация Ятт, секретаря Британского совета моторного транспорта, изучавшего регулирование уличного движения в Чикаго и других городах мира («Дейли телеграф», 21 августа 1931 г.), преимущества чикагской автоматической сигнализации перед сигнализациями других городов мира заключаются в частности в чрезвычайной простоте системы. Поворот одного винта приводит в действие сигнал, указывающий,- что та или иная улица временно совершенно закрыта для движения или дает относительное преимущество движению, например с севера на юг по сравненнию с движением с запада на восток (в большинстве крупнейших городов мира введено это разделение города на четыре основные части — северную, западную, южную и восточную). В Соединенных штатах, где по шоссе за городами движутся в общем около 15 миллионов авто .(остальные 15 миллионов бегают по городам), на перекрестках сельских дорог употребляется остроумный автоматический ВП ОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ 29 февраля завод им. Сталина, выпустив за месяц 950 автомашин, выполнил свою месячную программу на 100%. 17