26
27
Чарджуй — Ташауз v^Письмо из ТуркменииСжатая с двух сторон песками, с запада Кара-Кумами ис востока Кизил-Кумами, АмуДарья прорывается к Аральскому морю. Здесь в ее низовьях расположен обширный Хорезмский, или иначе Хивинский оазис. Оазис Т Дарья с ее постоянно меняющимся фарватером недоступна для пароходов, и каюки — единственные суда, плавающие по реке. Конечно, каючный транспорт весьма ненадежен и далеко не обеспечивает потребностей в перевозках., Часто вместо 30 суток плавания (в оба конца) каюки находятся в пути по 100, а то и по 150 суток. С закрытием навигации по Аму-Дарье грузы обречены на зимовку в Чарджуе ив различных пунктах оазиса. Вопрос об установлении постоянной и надежной связи —• вопрос не легкий. Еще в 1926—1927 гг. по настоянию туркменского правительства НКПС произвел изыскания по постройке железной дороги Чарджуй—Ташауз. Стоимость дороги была исчислена в 300 млн. руб. При этом дорога Чарджуй—Ташауз должна была являться лишь частью дороги Чарджуй—Александров-гай, а следовательно Чарджуй—Саратов. Было приступлено к земляным работам, но затем они были прекращены, и строительство дороги отнесено на вторую пятилетку.До этого времени вопрос о надежной транспортной связи с Хорезмским оазисом остается неразрешенным. Снабжение населения является здесь вопросом политическим. Поэтому союзное правительство решило организовать теперь же на участке Чарджуй—Ташауз регулярную автолинию, выделив для ее обслуживания 200 автомашин с минимальной грузопод'емностыо в 500 т. Автомобили дорожно обследовательской экспедиции поделен между Туркменской ССР, Узбекской ССР и Кара-Калпакской автономной областью (ККАО). Общая площадь его—139 тыс. кв. км, населения по данным переписи 1926 г.—840 тыс. человек. Площадь орошаемых земель оазиса только 429 тле. гектаров занята главным образом хлопчатником, "затем люцерной, дающей экспортные семена, и зерновыми культурами. Не имея своего хлеба, Хорезмский оазис вынужден его завозить. Кроме хл^ба, в оазис завозятся промтовары, сельхозорудия, удобрения, строительные материалы, горючее и ряд других грузов. Единственный путь для этих грузов — Аму-Дарья, единственное средство доставки — к аюки , плоскодонные лодки грузопод'емностью от 30 до 60 т. Капризная АмуПрежде чем приступить к выполнению решения союзного правительства, необходимо было обследовать' существующую дорогу Чарджуй—Ташауз протяжением 522 километра, установить ее пригодность для срочного открытия движения и оборудовать ее гаражами, мастерскими и т. д. Решение всех этих вопросов было поручено Союзтрансу совместно -с правительством Туркмении. Специальная комиссия установила, что в настоящем виде дорога для движения автомашин не пригодна; местами ее необходимо отремонтировать, а местами провести вновь. Параллельно с дорогой для автодвижения должна быть устроена специальная дорога для движения арб и верблюдов. Затраты на устройство дороги определены в1 032 тыс. руб. Кроме* того необходимо за-Ж•:•%••Ж.Ш.Дорожные работы в Туркмения26 тратить на гражданское строительство 500 тыс. руб., на строительство мастерских, гаражей и складских помещений 254 тыс. руб. и на оборудование общежитий 460 тыс. руб.; общая сумма расходов на организацию линии — 8 150 тыс. руб. Все эти суммы уже утверждены правительством Туркмении, и к строительству дороги и сооружений уже приступлено. Новая линия будет иметь общее протяжение 522 км и начнется в г. Чарджуе, где будут организованы основной гараж и мастерские и где находится управление линией. Отсюда дорога пойдет на север, вдоль Аму-Дарьи, через районный центр Дейнау, на аул Кабакла, в 135 км от. Чарджуя. Здесь будет расположена первая промежуточная ' станция. Следующая станция намечена в ауле Дарганата, центре соответствующего района, в 220 км от Чарджуя, где будут построены мастерские и профилакторий на 50 машин. Затем в 138 км от Дарганата в ауле Питняк будет организован перевалочный пункт для грузов, идущих в ККАО, расположенную на другом, правом берегу реки. От Питняка дорога пойдет на Ново-Ургенг, центр узбекской части о.азиса, от которого до Чарджуя 447 км. Здесь будут отгружаться грузы, предназначенные для Узбекистана; грузы же для Туркмении пойдут дальше до Ташауза, конечного пункта автомашин. Заброски грузов из Питняка, Ново-Дорожный указатель в пу стынеКонечно, линия будет действовать ив летнее навигационное время. Значительная разница в тарифах повлечет, возможно, за собой ОТМОЕТ через к:нал Шавадпод Ташаузом Ургенга и Ташауза в районы оудут производиться средствами районов местным транспортом. -Так как открываемая линия будет обслуживать три республики, перед С овнаркомом, Союза возбуждено ходатайство, чтобы считать ее линией союзного значения, непосредственно подчиненной правлению Со юзтранса в Москве. Все вопросы организации, н овой автотипии чрезвычайно срочны. правку основной массы грузов водой. На долю автотранспорта останутся грузы срочные и та часть других грузов, которую не смогут поднять каюки за время навигации. Между автомобилем и каюком возникнет «конкуренция». В этой «борьбе» автотранспорт конечно должен лишний раз доказать все свои преимущества. Ал. СмирновВ № 1 журнала „За Рулем" помещен анкетный лист 2-й заочной конференции читателей нашего журнала. Ответы читателей на эту анкету в значительной степени помогают редакции продолжать улучшение журнала, в наибольшей степэни приближая его к запросам и требованиям миллионной автодоровской армии. Заполнил ли ты анкетный листок „За Рулем", проверил ли ты заполнение его другими товарищами-подписчиками?27