ЭВЛАДЕЕ1новейшей техникой дорожных покрытийДОБЬЕМСИвыпуска советских холодных асфальтовУ нас до сих пор применяется исключительно горячий способ асфальтирования. Асфальтовая смесь (будет ли то литой асфальт или асфальтовые бетоны и растворы) укладывается на основание дороги и уплотняется, будучи нагретой при применении битумов до температуры в 170°—180° Ц, а при применении пеков—в ПО-'—120° Ц. Этот способ сложен в производстве и требует "для успешности результатов самого тщательного соблюдения технических правил. Так, для приготовления асфальтового бетона или раствора требуется дорогое механическое оборудование, которое приходится еще выписывать из-за границы. Каменные материалы тоже должны быть нагреты до высокой температуры, что требует дополнительного расхода топлива и особых приспособлений. Для производства горячих асфальтов нужны высококвалифицированные рабочие, так как нельзя допускать ни перегрева битуминозных материалов, ни их недогрева. И то и другое вредно отзывается на результатах асфальтирования. Укладка горячего асфальта не допускается при влажном основании, и все сложное производство приходится приспособлять к состоянию погоды. Все эти обстоятельства давно уже заставляют искать более простых способов производства асфальтовых работ. В' результате этих изысканий 'постепенно начинает усиливаться идея асфальтирования холодным способам. Одним из пионеров в области холодного асфальтирования следует считать германского инженера Даммае (Эссен), по имени которого назван созданный им тип холодного асфальта (дамман-асфальт). Дамман-асфальт по первоначальной идее представляет собой смесь из мелко размолотых (величина частиц не крупнее 2 мм) каменных пород или доменных шлаков с небольшой добавкой (5—6% по весу) битума или мягкого пека с низкой точкой плавления. Так как поверхность излома каменной породы не' должна быть ни слишком гладкой, ни 'Слишком ровной, а сама порода предпочтительнее средней плотности, то для создания скелета дамман-асфальта больше всего подходят кристаллический или твердый ракушечный известняк, доломит, молотый доменный шлак и базальт, подвергнутый соответствующей обработке. В противоположность асфальтовому раствору, изготовляемому из минеральной смеси с минимумом пустот, причем битуминозные материалы служат в качестве сцепляющего материала, дамман-асфальт смешивается по -принципу . макадама, согласно которому минеральная его часть служит в смеси прочным скелетом, а. битуминозные материалы играют роль скорее смазывающего, чем связующего вещества. Для приготовления дамман-асфальта минеральная масса предварительно высушивается, после чего перемешивается с нагретым до\ЛГЧ %^ЙЗ|г**»*!»оJ^ Ж* .' г -шгжI-ое05£о Ош.%%. *jiЩ&¥Шт•Ё КжБочки тугоплавкого асфальта, предназначенного для нужд дорожного строительства : :: :: '! жидкого состояния битуминозным материалом. Готовая смесь может лежать на открытом воздухе в кучах и расходуется по мере надобности. До укладки в дело смесь представляет собою рыхлую, несвязанную массу, которую можно сжать в руке в комок, но которая после этого легко распадается. Дамман-асфальт укладывается на прочном, уже устоявшемся основании,— напр., старые мостовые или шоссе,—в качестве самостоятельного покрытия типа трамбованного асфальта. Рыхлая его масса рассыпается и разравнивается по поверхности основания слоем, в два раза превышающим проектную толщину .покрытия. Затем дамман-асфальт подвергают укатке легким ручным катком весом до 200 кг, который при помощи добавочных грузов постепенно доводится до 600 кг. Укатка является сравнительно простой и не уплотняет дорожную одежду окончательно—дальнейшее ее уплотнение достигается в результате движения. Этот способ приготовления и использования холодного асфальта Даммана нуждается, с точки зрения требований, пред'являемых к дорожным покрытиям, в некоторых поправках. Во-первых, составление минеральной смеси по принципу макадама лишает дамман-асфальт способности сопротивляться такому тяжелому движению, какое способны выкосить асфальтовые бетоны и растворы. Поэтому рациоБетонирование мостовой перед заливкой асфальтом нальнее подбирать минеральную часть по • Союзфото принципу минимума пустот. Во-вторых, следует увеличить максимальный размер фракций по крайней мере до 1012 мм.; этим будет достигнута большая . шероховатость поверхности холодного асфальта, что гарантирует большую безопасность конного движения по «ей. В-третьих, дамман-асфальт является холодным только при укладке его в дорожную кору, самое же приготовление асфальтовой смеси требует все-таки • нагрева и специальных машин для перемешивания. Эти обстоятельства уже несколько лет учтены за границей, и, например, в Англии одно акционерное общество изготовляет особую холодную смесь «колпровию», типа мелкозернистого бетона, из которой с успехом были изготовлены дорожные одежды на многих западных дорогах с большим движением. В этой смеси связующим веществом служит очень твердый битум, который можно механическим путем обратить в мельчаййий порошок. В качестве минерального материала упоМелкая щебенка для изготовления асфальтовой требляются гранит, некоторые базальтовые породы, известняки и гравий хорошего качемассы грузится на автоматику ства. Размельченные до крупности от 2 до Союзфото 12 мм эти породы смешиваются в определенПорядок приготовления смеси следующий. ных пропорциях с песком и каменной меПрежде всего минеральная часть обрабатылочью, получаемой при механической бойке вается специальным маслом—продуктом нефщебня, значительная часть которой по своим тяной промышленности, а затем к смеси доразмерам может служить в качестве заполбавляется измельченный порошок битума и нителя. Поэтому самого заполнителя (в виде заполнитель. Распыленный бит^м растворяетпортланд-цемента или известняковой муки) ся маслом, обволакивающим каждую минеберется в смеси всего 5%. После добавления ральную фракцию, и, смешиваясь с заполник этой смеси порошка битума (в количестве телем, приобретает вяжущие свойства, дакг 9% от общего ее веса) получается состав, который после укатки образует дорожную .щие всей смеси после ее укатки требуемую крепость и устойчивость. одежду с минимальным количеством пустот.9