Будьтеосторожны ебензино mlПри благоприятных для взрывчатых смесей условиях (напр. для бензина в пределах от 1,1 л до 5,5 л паров бензина на 98,9 или 94,5 л воздуха — объём общей смеси—100 л), при достаточно сильной искре смесь• неминуемо взрывается, вызывая зачастую тяжелые последствия. В данном случае скатившаяся железная бочка ударилась о другую или бачок, куда перекачивался бензин, и от удара появилась искра.. Помимо удара можно предположить, что искра могла явиться от электризации бензина при протекании по трубам. Целый ряд пожарных катастроф доказали полную возможность- загорания и взрыва безвидимых внешних причин. При переливании бензина образовались электрические напряжения до 9 тыс. вольт. При лабораторных опытах разность напряжений между бензином и стенками трубы доходила до 20 тыс. вольт в тех случаях, когда бензин пропускался с большой скоростью по тонким трубкам. При этом образовывались электрические искры значительной воспламеняющей силы. Заземлением труб и баков можно отвести их электрическое возбуждение, однако бензин сам возбуждается сильно электрически и можег из-за. своей плохой проводимости долго удерживать электрический заряд. Имели место случаи воспламенения и взрывов бензина при наполнении баков в азтомобилях. . К. Ба'уи в своей книге «Тушение и предупреждение пожаров на нефтяных промыслах» приводит примеры из материалов бостонского пожарного департамента: «Шофер, 'желая наполнить бак большого лимузина, стоял на цементном полу гаража, держа обыкновенную пятигаллонную (ок. 19 л) жестянку с деревянной ручкой. За эту ручку он повесил банкупа крюк газолинового насоса, который был соединен с резервуаром газолина, находившегося вне гаража. Шофер уже налил около 4 л, как вдруг раздался шум наподобие треска, и банка оказалась в огне. Дверь гаража была открыта, и шофер, схватив банку за низ, бросил ее на цементную дорожку, налра-вил на нее шланг и потушил огонь. Другой шофер стоял на подножке и держал опорожняемую банку совсем близк*о к краю • воронки, но не касаясь его, как вдруг искра, перескочившая от воронки к банке, зажгла пары газолина, но благодаря быстрому действию огнетушителя автомобиль был спасен». В случае с т. Лобовиковым не искл'ючена ьовможиость заряда статическим электричеством бочки или бачка при перекачке бензина Необходимо всегда при перекачке бензина следить за правильным заземлением сосудов, трубопроводов и т. п. В книге инж. Цапс «Опасности пожаров а взрывов в гаражах и меры их предупреждения» имеются более подробные описания этих егце мало изученных явлений. Инж. Н. ГоловановВ редакцию поступило письмо от шофера, т. Лобовикова (ст. Храмник, Урал), который описывает происшедший случай бензинового взрыва, от которого он сильно пострадал. Этот случай произошел в одном из гаражей .Уральской области в начале текущего года. Тов. Лобовиков так описывает этот случай. Придя в девять часов утра в гараж, он направился в подвал за бензином для заправки машины. Подвал очень тесен, его размер — 3 X4 м, а высота 2,5 м. В подвале находились шесть бочек горючего и стоял бензиновый бак. Освещения в подвале не имеется. С шофером никакого света не было, и работа производилась в полутьме. На двух бочках с бензином, стоявших в углу подвала, находилась пустая бочка. Во время перекачки бензина из одной из них в бачок, пустая бочка качалась. Окончив наполнение бачка и желая проверить его полноту, шофер, повидимому, неловко повернулся и задел пусту бочку, которая скатилась на пол. Сначала послышался металлический звон. Вслед за этим он увидал у пустой бочки огонь синего цвета и начал тушить его ногами. Вдруг пламя охватило его. Произошел взрыв, который разрушил потолок и крышу, а самого шофера выбросил во двор. Помещавшаяся на дворе пожарная команда оказала шоферу помощь. Комиссия по обследованию этого случая точных фактов причин вз,оыва не установила. Тов. Лобовиков, описав случай, просит редакцию дать заключение и опубликовать для того, чтобы предостеречь других шоферов в работе. Не имея более подробных данных, все же можно установить возможные причины взрыва. В рассматриваемом случае хранение огнеопасных жидкостей было нерационально. Теснота и- темнота помещения, нагроможденность бочек друг на друга, отсутствие огнетушителя или неумение шофера обращаться с ким, — все это является косвенной причиной взрыва. Прямой причиной было то обстоятельство, что в подвале, который, повидимому, ие вентилируется, около поверхности пола от проливаемых остатков бензина образовалась взрывчатая смесь. Бензин, бензол и др. огнеопасные вещества имеют определенные границы взрыва. Смесь воздуха с парами бензола глри содержании последнего в пределах, примерно, 2—7,5°/о (по объему) сгаоообна взрываться. Если содержание паров бензола меньше 2% или больше 7,5%, то смесь не взрывается. Пары бензола, примерно, в 3 раза тяжелее воздуха. Соответствующие данные для бензинов будут следующие: пределы воспламеняемости бензина в смеси с воздухом лежат между 1,1% и 5,5%. Пары бензина от 3,5 до 5и более раз тяжелее воздуха. Тяжелые пары бензина и бензола или их смеси располагаются близко около земли.