ПОЖАРЫ вАВТОМОБИЛЯХ,ихПРИЧИНЫ ИБОРЬБАС НИМИТо обстоятельство, что автомобили работают лишь на огнеопасных жидкостях, создает для автомобильного дела значительную пожарную опасность. В раннюю эпоху развития автомобилизма воспламенение карбюраторов было частым явлением. Автомобильная техника, энергично взявшись за эту проблему, создала карбюраторы, воспламенение которых может считаться большой редкостью. Этому в немалой степени способствуют автоматически действующие огнетушительные -приспособления. Воспламенение карбюратора может произойти вследствие плохо отрегулированного мотора. Если в моторе образуется масляный нагар, то при усиленной эксплоатации машины нагар иногда начинает тлеть. В результате начинается не только общеизвестное стучание мотора, но возникает опасность слишком раннего воспламенения свежей смеси во время всасывающего хода поршня, что и ведет к воспламенению карбюратора. Однако чаще всего воспламенение карбюратора происходит вследствие слишком бедной смеси (так наз. чиханье карбюратора). Перегревшиеся свечи могут также вызвать пожар карбюратора. То же последствие могут иметь и слишком близко расположенные головки толкателя. В этом случае быстро наступает неплотность посадки соответствующего клапана, так как горящая смесь проникает во время работы между тарелкой и седлом клапана. При этом возникает опасность, что при всасывающем ходе поршня проходящий горящий газ может вызвать воспламенение. Как должен реагировать водитель на вое-. нламенение в карбюраторе машины? Советов обычно дается много, но не все они одинаково целесообразны. Так, напр., при воспламенении карбюратора предлагают внезапно пустить машину полным ходом с тем, чтобы мотор всосал пламя. Следует подчеркнуть, что это совершенно неправильное мероприятие. Лишь в самых редких случаях пламя окажется всосанным и потухнет, тогда как в большинстве случаев водитель потеряет драгоценное время. Правильнее всего тотчас же остановить машину и немедленно выключить мотор, а затем открыть и по возможности совсем удалить капот мотора. Если запорный кран бензинопровода легко доступен, то его следует немедленно переключить. Если вблизи насыпаны Песок или земля, то их можно применить в качестве средства для тушения, но лучше всего пустить ручной огнетушитель, который должен быть в каждой машине. Далее надо открыть спусковой водяной кр'ан у блока цилиндра с тем, чтобы находящиеся в предохранители остатки бензина были смыты водой. При этом не следует забывать о том, что нужно продвинуть машину минимум на длину корпуса, чтобы она не стояла в разлитом бензине. При воспламенении карбюратора советуют пускать мотор полным ходом, вхолостую. Это опасное мероприятие, его следует избегать.Наиболее пригодным для тушения автомобильных пожаров являются общеизвестные ручные огнетушители. При отсутствии в машине специального огнетушителя, следует иметь при себе хотя бы бутылку четыреххлористого углерода (тетрохлор). Электрооборудование автомашин также создает немалую опасность возникновения пожаров. Так, напр., перерезанный провод или плохо присоединенный наконечник кабеля может дать искру под капотом и вызвать пожар. Общеизвестно, что во всех автомобилях один из полюсов источника тока проведён к массе шасси. '1аким ооразом, для получения короткого замыкания достаточно, чтобы при совершении какой либо работы был включен другой полюс прикасанием гаечного ключа или иным аналогичным путем. При этом короткое замыкание может воспламенить влажные от бензина части машины. Эта опасность особенно реальна при, включении и выключении стартера и оачареи, так как стартерпый круг ничем «е предохранен. Огнеопасны также неплотные контакты, так как они вызывают образование искры и главным образом п >и большом расходе тока расплавляются. Места ввода кабеля часто дают переломы, ведущие к повреждению изоляции. Поскольку машина обладает батарейным зажиганием, нельзя забывать о гыключенин зажигания при остановке мотора. Если вследствие положения рычага прерыватели цепь тока окажется замкнутой, то может возникнуть опасность нагревания боббины и ее воспламенения. •Нередко источником пожара являются также и неплотно сидящие наконечники проводов. Они быстро изнашиваются ив таком виде способствуют передаче искр к огнеопасным частям машины. Пожарная опасность заключается ив тяжело-работающих, застревающих «лап ян ах «ли в сломанных и слишком слабых клапанных пружинах. Отопительные устройства в автомобилях точно так же таят в себе опасность пожара. Отопляющи-г приспособленаи механизмы должны быть совершенно свободны, их не следует закрывать и закутквать ол'еяла 'и и Др. вещами, так как это '.может .выззать перегрев и, как следствие его, воспламенение. При воспламенении провода или коротком замыкании, дающих о себе знать запахом гаои, слепует ТОТЧРС Ж» остановить мотор и выключить зажигание. После этого нужно немедленно сорвать расплавленные и горящие провода рут-'ой, обернутой в тряпки. Пои быстпых скатах с гоо и возвышенностей возможны пожапы вследствие перегрева тормозов. При тушении подобных пожарпв водой необхоаимо слепить за тем, чтобы вола не попала на тормозной барабан, который должен остыть сам по себе. 1 Пли выб ^ е огнетушителей для ачтг»мобч"ей следует отдавать предпочтение огнетушителям, наполненным четыреххлористым углеродом.В. Любарский»29