20
21
22
23
Ремонт в гаражных условияхПрижиг подшипников В предыдущей статье мы остановились на сборке двигателя. Перед монтировкой коленчатого вала в коренных подшипниках и перед установкой шатунов на шейке коленчатого вала, надо их приработать по своим местам, а вместе с тем приработать по цилиндрам и вновь поставленные поршневые кольца. Приработка колец до последнего времени в большинстве даже крупных автомастерских производится примитивным способом. В подшипник нижней головки шатуна вставляется деревянный стержень. Рабочий берет концы стержня руками и по цилиндру, смазанному маслом, иногда с подсыпкой мелкого наждака, водит поршень с кольцами от нижней до верхней точек и обратно. Для 4-цилиндрового двигателя затрачивается полный рабочий день. Для указанных работ можно рекомендовать специальный станок, изготовляемый мелитопольским заводом им. ОГПУ. Стоимость станк а — менее двух тысяч руб. (без мотора). По качеству он может успешно конкурировать с лучшими заграничными станками по прижигу подшипников этого типа. Этот станок дает высокое качество ремонта и приносит около 80°'о экономии во времени, против затрачиваемого на пригонку подшипников ручным способом. На рис. 1 приведен станок, действующий через привод от мотора в 20 л. с, делая 1200 об/мин. Этот станок может давать на нижнем : шпинделе 520, а на верхнем —200 оборотов при диаметре шкивов: на станке—575 мм и на моторе — 250 мм. При ширине ремня в 200 мм станок может единовременно прижигать коренные и шатунные подшипники и прирабатывать поршневые кольца. При достаточном навыке рабочего вся операция с 4-цилиндровым двигателем отнимает около часа времени. На рис. 2 приведен такой же станок с собственным электромотором в 15 л. с. Прижиг коренных подшипников на нем должен производиться отдельно от шатунных. | Для производства операций над разными автомобильными двигателями, стол станка 10 (рис. 2) при помощи контрольного приспособления 11 может приподниматься и. опускаться по надобности. По установке стола на нужной высоте, он запирается на месте натяжным замком 12. Для регулирования прижимов 6и 14,. которые закрепляют мотор на столе в установленном положении в целях прижига или приработки, в боковых сторонах стола имеются канавки 7. Под № 1 показан рычаг сцепления внутреннего расширяющегося типа, которым по мере надобности ив соответствии с процессом прижига или приработки производится включение вращения и временных остановок шпинделей с головками 3и 5. Внутри кожуха 2 помещаются передаточная цепь и зубчатки, обеспечивающие достаточную мощность для прижига и скорость для приработки. Приспособление 4 служит для натяжки цепи при помощи эксцентрика. Установка блока двигателя в перевернутом состоянии производится при помощи регулировочных плит 8и закрепляется угольниками 13 (рис. 3), Для прикрепления к той или другой головке шпинделей 3и5 коленчатых валов с фланцами разных размеров устанавливаются промежуточные «оническо-ступенчатые фланцы 15 и 16. Чтобы укрепить блоки двигателей на площадке станка для операций, обозначенных на рисунках 4и 5, применяются зажимные тяги 17. Шкив-маховик 18 имеет вес 135 кг. Ручное контрольное колесо 19 работает в соответствии со сцеплением и дает возможность рабочему определить жесткость баббита В подшипниках не отъединяя коленчатого вала от ведущей головки шпинделя. Для приработки автодвигателей с конусообразной нижней частью картера, как напр. у Форда они устанавливаются на стол 10 без• нижней части картера. В этом случае в углубление, идущее вдоль стола под знаком 7, помещается масло, чем и заменяет картер двигателя. Для прижига подшипников коленчатый вал присоединяется к головке 3 верхнего шпинделя станка, дающего малую скорость. Прирабатывая мотор, коленчатый вал следует присоединить к головке нижнего шпинделя станка, дающего увеличенную скорость вращение.Рис. 120 ~Г%й@Рнс. 2®!ИНет надобности производить прижиг коренных подшипников у двигателя форд, если они пройдены разверткой.Прижиг подшипников, кроме огромной экономии времени по сравнению с пришабриванием их, имеет еще то преимущество, что он уплотняет баббит и создает на поверхности его особую корку. Все прочее по прижигу подшипников зависит от навыка рабочего, причем определением критического момента перед возможностью выплавки баббита может служить запах начинающего разлагаться масла. Прижиг подшипников производится с теми прокладками между половинками подшипников, которые должны остаться при окончательной сборке двигателя, с добавлением при окончательной сборке подшипников прокладки для получения зазора между шейками коленчатого вала и баббитом подшипников в 0,001". Этот зазор оставляется из соображений расширения коленчатого вала от нагрева во время работы.Рис. 3Ifesfe'-"ШЯРис. 4Рис. 521 Рис. S При уходе за станком надо следить, чтобы кожух цепи 2 был снабжен количеством мэсла, доходящим до уровня сливного клапана. Все масленки шестерен должны быть наполнены тавотом и ежедневно подвертываться. Разделка масляных канавок подшипников Эта операция производится всюду в гаражах и авторемонтных мастерских ручным резцом. Исключение могут составлять некоторые машинно-тракторные станции с техперсоналом, интересующимся последними новинками рационализации и изобретений. Между тем имеется чрезвычайно простое, доступное в изготовлении каждому слесарю приспособление ио нарезке масляных канавок для всех прдшипнчков двигателя. Это приспособление, недопускающее ни одной царапины на баббите, требует Уц минуты для проделки масляной канавки на половинке подшипника, любого двигателя автомобиля. Пишущий эти строки сделал собственноручно такое приспособление, которое. успешно применяется в моторном цехе. Оно изготовлено ручным способом из утильметалла (см. рис. 6). От обрезка цельнотянутой водопроводной трубы с наружным диаметром в 30 мм для шатунных подшипников форд ис диаметром 32 мм для коренных подшипников взяты куски 4, соответствующие длине подшипников коренных и шатунных. По внутренним диаметрам труб подобраны остатки круглого железа 5, длиною несколько более удвоенной длины подшипников, которые можно назвать резценосящим шпинделем. Для более легкого хождения внутри трубы, этот шпиндель следует подшлифовать мелким напильником. Трубы по обеим сторонам привариваются или припаиваются сильным припаем по одной подушке 3 толщиною 10 мм, с отверстиями, просверленными по одному в каждой подушке, диаметром, равным тем же отверстиям в подшипни-Рис 7. ках. Подушки должны быть прилажены к трубе так, чтобы нижняя сторона их соответствовала, вернее, проходила через линию центра трубы. После приварки подушек в нижней половине трубы прорезается дорожка 1 для резца, а в верхней половине ее вынимается середина 2, как это видно на рисунках 7и 8. В резценосителях 5 высверливается отверстие 6 для резца 7. Резец изготовлен из обломка круглого напильника и закален. Для удобства завертывания крышек подшипников в тиски делается нечто подобное приспособлению 8 (рис. 6) и 8 на рис. 7. Процессы работы, приведенные на рисунках 7и8 говорят сами за себя. Поворачивая резценосящий шпиндель вправо или влево, в зависимости от того, в какой половинке подшипника происходит нарезка масляной канавки, следует нажимать- шпиндель вперед. Установка коленчатого вала Перед тем как приступить к монтировке коленчатого вала в подшипниках, необходимо осмотреть по ремонтной карточке результаты проверки вала после разборки двигателя. Особенное внимание следует обратить на фланец, к которому привертывается маховик. При проверке коленчатых валов форда, после 45 000 км пройденного пути, около 50%> валов имеют: а) прогибы фланцев до 0,010", б) выработки третьей шейки до 0,020" и прогиб шейки около маховика до 0,030". Причина этого лежит в небрежной или неумелой установке и монтаже вала в подшипниках. Особое внимание следует обращать на средний подшипник. Дело в том, что при трех коренных подшипниках он обычно имеет наибольшее изнашивание, В свою очередь, третий. подшипник изнашивается больше первого, так же, как и шейка коленчатого вала, вращающаяся в нем, вследствие значительного веса маховика изнашивается больше других. Это последнее особенно отражается на быстром износе, если в третьем подшипнике развилась слабина более положенной, которая способствует нарушению равномерности центробежной силы, развиваемой маховиком. Слабина, появившаяся в третьем подшипнике, не ограничивается ускорением износа остальных двух подшипников. Она создает элипсис в шейках коленчатого вала и получающимся вибрированием маховика искривляет фланец, к которому он прикреплен. Искривление фланца в свою очередь влечет прогиб шейки вала около фланца, к которому привернут маховик, и увеличение выработки одной стороны ее. Во избежание этого необходимо при установке коленчатого вала отрегулировать подшипники путем натяжки их до одинакового напряжения. Слабо натянутый подшипник начинает стучать. Для устранения этого стука обычно от# нимается нижняя часть картера и стучащий подшипник подтягивается. Но после того, как произойдет укрепление одного слабо затянутого подшипника двигатель нередко развивает б( льше стуков. Из этого следует, что отрегулировать натяжку подшипников без специального приспособления через нижнюю часть картера почти невозможно.Рис. 8 Производить подтяжку стучащего подшипника без разборки двигателя, в гаражах неимеющих приспособления, указанного на рис. 9, не рекомендуется. Возможная чрезмерная натяжка одного подшипника приводит к небалансированному сопротивлению и напряжении. на соседние подшипники, вызывая в них стук. Инж. С. Нотов23