16
17
18
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫСОВРЕМЕННЫХС ТАТЬЯС этого номера начинается печатанием серия статей т. Гречанина о моторизации и механизации современных армий. Вопросы механизации и моторизации возбушдают значительный интерес у широких масс автодоровцев. Метду тем в автодоровсной печати имеются очень снудные сведения о развитии техники в современных армиях, в частности в области механизации и моторизации, нровло близкой Автодору. Пересесть в минуту опасности для социалистического отечества от руля трактора и автомобиля за руль бронемашины и танка — не механическая смена машин, а задача, требующая серьезной подготовки и знаний. Предлагаемые читателю статьи т. Гречан::на представляют собой начальный этап в выполнении этой задачи. Они дают общее представление о состоянии механизации и моторизации в современные армиях ив самых общих чертах картину современного боя. Статьи т. Гречанина являются первой попыткой ликвидации неграмотности значительного числа автодоровцев в этих вопросах — s этом их цель и задача.^ ••я 2 « - ^3га dj Н-Sга - 75 о - о 2 * wS isРедакция В современных условиях ведения войны и боя двигатель внутреннего сгорания играет первостепенную роль. Особенно наглядную картину той роли мотора, которую он занял в армиях всех государств за последние 20 лет, дает мощное развитие авиации. Однако мотор завоевал почетное. место не только в авиации; неменьшее значение он приобрел на 8емле, внедряясь в состав самых разнообразных элементов частей сухопутных войск. В настоящее время армии всех государств используют мотор не только как средство, служащее' для перевозки тех или иных грузов, но и как средство боя. Моторизация и механизация армий развивается такими темпами, что в будущей войне на полях боя мы увидим целые соединения, состоящие из бронированных повозок, снабкенных двигателями большой мощности (300—№0 л. с ) . Прежде чем говорить о моторизации и механизации армий, необходимо дать хотя бы схематическое определение терминов «моторизация» и «механизация». Под моторизацией армии мы понимаем такое применение мотора (автомобиля, трактора, мотоцикла), которое позволяет нам использовать его исключительно для перевозки грузов людей, снарядов, орудий и т. п. не только в глубоком тылу той или иной армии, но даже непосредственно на поле боя. Если мы представим себе, что какая-то стрелковая часть или батарея погружены на автомобили и перевозятся с определенным боевым заданием в определенный район, то мы в таком случае будем иметь в чистом виде моторизованную войсковую часть, в которой мускульные усилия бойца или лошади заменены мотором. Пдобная моторизованная часть, подвезенная к полю боя, должна оставить автомобиль, «спешиться» и действовать уже без него, отослав весь приданный ей автотранспорт в тыл или отведя его за какое-либо укрытие в двух-трех. км от поля боя. Иногда могут быть созданы части, которые постоянно имеют в своем распоряжении автомобиль ив таком случае они будут представлять собой моторизованные войска (отряды, батальоны и т. п.). Все эти моторизованные части действуют в боевой обстановке, учитывая особенности использования автомобиля, и руководствуются специальной тактикой. Они широко применялись уже в прошлую войну 1914—1918 гг. Опыт гражданской войны не особенно богат применением моторизованных частей, но все же несколько очень поучительных эпизодов применения моточастей можно почерпнуть и из истории гражданской войны. Под моторизацией мы еще понимаем и применение автомобиля как транспортного средства, используемого наряду с железными дорогами для крупных оперативных перебросов Моторизованная пушка (пример мото ризацми армии)ц Т\ 'miSsO*"'66*tf-'i'V\Английская плавающая танкетка „Амфибия"войск. В этом отношении массовые автомобильные перевозки получили широкое применение на западном фронте в империалистическую войну 1914—1918 гг. В сентябре 1914 г. немцы, наступая своим правым флангом к р. Марне, получили неожиданный удар со стороны Парижа, причем часть резервов была подвезена французами на фронт на такси, мобилизованных в течение нескольких часов парижской полицией на улицах города. Совершенно очевидно, что не это было причиной поражения немцев на р. Марне, но во всяком случае в боях под Парижем автомобиль, как средство оперативных перевозок, уже получил свое боевое крещение и сыграл немаловажную роль. К концу мировой войны массовые автомо-' бильные перевозки войск приняли широкий размер. Под Верденом в течение суток был переброшен корпус на 5 тыс. автомобилей. В марте 1918 г. во время немецкого прорыва французы в течение недели подвезли на фронт одиннадцать дивизий, благодаря чему прорыв был ликвидирован. Американцы в сентябре 1918 г. перевезли около 1 млн. чел. на автомобилях, причем только в течение одной ночи на расстояние }0 км было переброшено около 400 тыс. человек. Рассматривая вопросы «механизации» армии, мы должны указать, что в этом, случае мотор используется уже не как транспортное средство, а как средство боя, как оружие, котороепз-иному определяет не только вопросы гак тики войск, но и вопросы оперативного при менения целых корпусов и армий. Средствами механизации армии служат бронеавтомобили, танки, танкетки, специальные самоходные орудия и т. д. Если мы представим себе войсковую часть в составе нескольких десятков или сотен танков, танкеток и т. д., то получим механизированное войсковое соединение, способное не только передвигаться с помощью мотора, но и непосредственно вести бой с хода, одновременно сочетая элементы механического движения, элементы огневого нападения на противника и элементы укрытия в одт.й броневл" машине. Сравнивая моторизованные и механизированные части, мы теперь в состоянии отметить основное различие между ними. В то время как моторизованная. часть, передвигаясь на автомобилях, должна в момент боя с этого автомобиля сойти, механизированная часть не только двигается, но и ведет бой непосредственно на моторе, направляя его к об'екту атаки и ведя в дрижении огонь по противнику. Наряду с моторизованными и механизированными частями, мы видим еще в современных атдмиях смешанные соединения, мото-механизированные, в которых имеются как войска, перевозимые на автомобилях, так и войска, вооруженные танками, танкетками и проч. Совершено очевидно, что схематическое определение механизации и моторизации современных армий не исчерпывается приведенными выше данными, но во всяком случае позволяет нам получить хотя бы отправную ориентировку в вопросах механизации и моторизации.83 миллиметровая самоходная пушка (припер механизации армии)Шести (олэеная бронемашина „Лянчестер" База моть-мгханизации армии Все попытки разрешить в широком масштабе вопросы моторизации и механизации армии будут обречены иа неудачу, если в стране нет соответствующей промышленной и технической базы. Будет небезынтересно ознакомиться с цифровым материалом, отражающим состояние автотранспортных средств, запасов нефти, каучука в наиболее крупных капиталистических странах. Все империалистические государства учли опыт мировой войны, и мы видим, что начиная с 1920 г. рост автотранспорта в ряде государств принимает широкий размер. Кризис мирового хозяйства в последние годы резко снизил автотракторную продукцию, но наличие автотранспорта в крупных капиталистических государствах все же таково, что оно определяет собой возможность развития моторизации и механизации армий в больших размерах. Очевидно, что формирование автомобильных частей в несколько тысяч машин, создание механизированных дивизий и корпусов, моторизация армейских и войсковых тылов — вещи вполне реальные и возможные во многих государствах, в том числе иу наших ближайших соседей.Тракторная промышленность тоже получила во многих государствах широкое развитие, особенно в САСШ, где сейчас имеется около 1 млн. тракторов. Правда, кризис сельского хозяйства и ограничение возможности развития его. в рамках капиталистического производства задерживают дальнейший рост количества тракторов. Во всяком случае, мы должны считаться с тем, что многие государства имеют возможность уже сейчас значительную часть своей артиллерии поставить на тракторную тягу. . Одна автотракторная база не дает еще исчерпывающих данных для определения возможностей моторизации и механизации армий. Необходимо учитывать, что нефть и каучук играют также важнейшую роль в деле моторизации и механизации. В этом отношении в наиболее благоприятном положении находятся САСШ.. и СССР, у которых запасы нефти гарантируют бесперебойное снабжение всего наличного состава моторов. Запасы нефти (геологические) В миллионах тонн СССР Польша . . . СА.СШ Мексика Колумбия . . Вся Европа . Вся Америка . Вся Азия . . . Африка 1000 167 1030 1526 1 167 3 220 1798 136 В процентах, 16 4,5 16,3 10,5 24,2 18,4 51 28,4 2,2«fe-MшмТяжёлый танк Виккерса Если мы возьмем наличие автотранспорта по состоянию на 1930 г., то получим следующие. данные (цифры округлены): Наличие автомобилей в важнейших капиталистических странах (в тысячах) в 1932 г.О.. .. . . . . . • .с>,eggО сеь 5s <-> г 3S £ и си - 3 *^ -1 о?г си cej а ва —о.«S и*у* -а —L У* — та X. a—i Л, И щСАСШ . Англия . Франция Германия Япония . Польша Финляндия Румыния Эстония Латвия .23128 3 373 26 501 1 100 347 1447 366 \'1м 930 669 500 160 84 53 31 38 31 7 26 36 10 31 36 5231231338 59Э 235 141 22 11 9 12 654,6 32 32 97 735 792 100 483 372 632Указанные .цифры дают возможность определить соотношение запасов нефти (геологических) в том или ином государстве. Мы видим. что ни Франция, ни Германия не имеют своей нефти и вынуждены ее покупать в других странах. Впо'лне понятно, что в случае войны вопросы снабжения нефтью будут играть для этих государств первостепенную роль. Правда, в настоящее время имеется возможность заменить нефть суррогатами, и опыт Германии, сумевшей во время прошлой войны в условиях блокады союзников выйти из положения без нефти, является наглядным примером. Такое ж, положение ис каучуком, добыча которого производится в Бразилии, в Британской Индии, в Британской Малайке, в Нидерландской Индии. Все государства, ввозящие каучук, вынуждены так или иначе разрешить у себя вопрос с. производством искусственного каучука. Таким образом, борьба за нефть и каучук. как средства питания моторизованных и механизированных армий, должна получить соответствующее отражение в народнохозяйственной жизни всех стоан, создающих у себя современные войсковые организмы. А, Гречанин