ПостановлениеЦНв основу воспитаниясоветскогошофераДАДИМ СТРАНЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ВОДИТЕЛЯжурной камеры Нарсуда г. Москвы» по аварийным делам. Обстоятельства дела обычно сводятся примерно к следующему: «...Убийство рабочего Богомозова произошло исключительно по преступной халатности шофера, который был при исполнении служебных обязанностей пьян, ехал с большой скоростью — 45 км в час. Мостовая была совершенно свободна, так как случай произошел в 12 час. ночи. Обвиняемый сбил /потерпевшего, отбросив его на 15 м. «Пьяных» дел без конца. Однако попадаются й «трезвые» дела с образцами хулиганства. ухарства, халатности по отношению к машине: «Один другого видел, но уступить путь не хотел». «Не желал свернуть, из-за чего произошло столкновение (с трамваем». «Разворачивал на ходу машину, не сделав предупредительного сигнала, в результате чего совершил наезд». Такие формулировки встречаются -среди дел аварийной камеры нередко. Наряду с «рулевойа недисциплинированностью нельзя не отметить безобразного отношения шоферов к перевозимым ими грузам, к случайно задетым и раненым прохожим и т. д. Все эти факты вызвали потребность в коренном пересмотре И обсуждении вопроса о кадрах водителей. 19 июля с. г. ЦК ВКП(б) вынес специальное постановление о подготовке шоферских кадров, где ^особенно подчеркивается необходимость проверки наличного контингента шоферов. «•Предложить Цудортрансу совместно с ЦК союза работников местного транспорта в 3-месячный срок провести проверку подготовленности всего личного состава шоферов во всех ведомствах, краях и областях путем создания специальных проверочных комиссий : из • представителей 'заинтересованных ведомств, профсоюзов и местных советов с тем, чтобы выявить кадры шоферов, нуждающихся п обязательной переквалификации. С особой тщательностью должны быть проверены кадры шоферов, работающих на автобусах, многотоянажных и специальные машинах, с тем чтобы в результате этой проверки укрепить эти кадры наиболее проверенными и подготовленными шоферами. Установить, что к работе на автобусах допускаются шоферы, имеющие стаж практической работы на легковой машине не менее двух лет и на грузовой — н е менее одного гота». Так гласит интересующий нас раздел упомянутого постановления. Соответствующие органы ревностно принялись за дело переэкзаменовки шоферов. И... направили его по ошибочному руслу. Вместо выявления наилучших водителей, благодаря упору на теоретичесмие знания и зубрежку непроезжих улиц «проверка» отсеивает немало старых «рулевых волков», забывших уже теоретическую часть автодела1, но .крепких....Неопытный регулятор растерялся, замелькали попеременно и красный, и желтый, и зеленый огни светофора, растерялся начинающий водитель, машина слишком резко затормозила, на мае наскочила другая, раздался треск и звон разбитого стекла... Карета скорой помощи, завывая сиреной, пересекла перекресток. Произошла авария. •' Стайки новых советских и импортных машин резво бегут по залитым асфальтом московским улицам, набегают друг на друга, налетают на столбы, несутся, сшибая прохожих, на высшей скорости под круглым знаком «30 км». И встает, и разрастается над знаками, над перекличкой клаосонов зловещее слово АВАРИЯ! Скорость езды ограничена, пешеходное движение идет по тротуару, улица широка, мостовая, м ашина — в порядке. Так почему же апария? И ли — н очью — пустая безлюдная улица, ровно поет мотор, фонари освещают путь. как днем. И опять авария. Проведенные обследования показали слабую дисциплину среди шоферов, пешеходов ;"и пассажиров (особенно общественного транспорта). Эта недисциплинированность выражается главным образом в игнорировании правил уличного движения, и в безответственности по отношению к машине. В категорию нарушений правил уличного движения включено' и самое злостное, именно: управление машиной в нетрезвом виде. Если мы к нему прибавим еще укоренившееся среди многих шоферов лихачество и, наконец, малый стаж и плохое знание машины, то мы получим характеристику шофера-аварийщика. И что особенно плохо -— эти шоферы работают часто на машинах общественного пользования (такси, автобус) и крупных хозяйств, где контроль над каждым шофером в отдельности почти невозможен. 1 Где кроются причины аварий? На этот вопрос аварийный инспектор 1-го таксомоторного гаража т. Тарсис отвечает: «Шоферы часто знают и игнорируют правила уличного движения. Это особенно относится к шоферам такси, которые не пренебрегают угощением пассажиров и чаевыми, стимулирующими гонку и побуждающими шофера к невнимательному управлению. Пьяный шофер теряет точность рефлекса и не может разрешить сложного положения. Машина виляет — в результате авария. Крупные аварии происходят главным образом ночью. Их, правда, меньше, чем дневных. Пьющий шофер напивается именно ночью; свО'бодная улица, отсутствие регуляторов и милиции позволяют развивать недопустимые скорости. В этом —• основная причина ночных аварий. Пренебрежение к еовоустановленным условным знакам также влечет за собой столкновения, наезды и катастрофы. Тоже часто и неумение милиции регулировать движение. Неплохой иллюстрацией ко всему описанному мог бы явиться беглый просмотр дел «де6 -m fffTi^ss8' .Перед выездом на работу шоферы и грузчики гаража Трехгорн й мануфактуры заправляют машинуФ ото И. Г анюшина^шЩЩрщ^•НВЕпрактически,— и пропускает основную массу шоферов-новичков, не требуя от «их повышения их квалификации. Получается формальная, ничего не дающая переэкзаменовка. А вместе с тем проверка должна явиться фундаментом повышения квалификации водителей. Кроме того, сегодняшнее состояние дисциплины требует огромной массовой работы среди шоферов. Шоферу надо дать понять, что всякое нарушение вредит и ему и государству. Надо развить у него чувство гражданского долга, чувство организованности и порядка. Путем проведенных бесед удалось выявить также те меры, которые предлагают принять сами шоферы, администрация гаражей и т. п. по борьбе с аварийностью и по повышению дисциплины среди шоферов. Вот они — в самом слотом и конспективном виде. Широко развернуть ударничество среди шоферов (до сих пор чаще всего оно принимало чисто формальный характер); Организовать повсюду хозрасчетные бригады; Обеспечить наибольший охват машин конкурсом ударных бригад; -Организовать повсеместно: курсы по повы" шснию квалификации шоферов, чтение лекций по вопросам борьбы с аварийностью, аварийную инспекцию, в обязанности который вводит выезды на места происшествий, анализ аварий и т. д. Пров'Одить массовую воспитательную работу (беседы, лекции, товарищеские суды) по правилам уличного движения; Сурово штрафовать шоферов и пешеходов за любые даже самые мелкие нарушения правил уличного движения; Повысить квалификацию регуляторов уличного движения (предложение шоферов 1-го таксомоторного: поставить на посты 'регуляторов старых шоферов, уже не работающих за рулем); Повесить светофоры предельно низко. 1Для одинаковой видимости всех трех цветов желательно расположить их не один над другим, а рядом; Пассажирам такси категорически запретить, под страхом крупного штрафа, угощение шоферов, дачу чаевых и т. п. Проводимые аварийной камерой в показательном порядке дела шоферов, установка новых предупредительных знаков и 'Светофоров, проведение товарищеских судов, все это не решает вопроса. Необходимо провести переквалификацию шоферов и немедленно приняться за ее повышение. Поэтому проходящей проверке должен быть уделен максимум внимания. В результате ее мы должны получить обравцовысс дисциплинированных шоферов. Предложений много. Мы цитируем лишь часть. Необходимо добиться, чтобы на улицах наших городов был образцовый порядок. Ю. ДолматовскийПоднять квалификацию и труддисциплину, устранить текучесть и воспитать советского водителя — задача в первуюочередь автодоровской общественности. 7