10
11
12
АВТОТРАКТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬк XV"ЕТИЮКТЯБРЯБЕСЕДА С ЗАМ. НАЧ. АВТОТРАКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ НлТ Т. РОЗОВСКИМ До Октября в старой России фактически автостроения не существовало вовсе: выпуск автомобилей исчислялся десятками, а тракторы совершенно не выпускались. Лишь в 1916 г. была сделана первая попытка постройки завода полукустарного типа (б. АМО). Быстрое развитие автотракторной промышленности в СССР, которое приковывает к себе внимание всего мира, является результатом осуществления генеральной линии нашей партии в реконструкции промышленности, . сельского хозяйства и "механизации труда. Коллективизация крестьянских хозяйств, организация мощных государственных совхозов осуществляются на базе тракторизации сельского хозяйства. Экономические сдвиги в области промышленности и сельского хозяйства теснейшим образом связаны с автомобилизацией страны, с реконструкцией транспорта, в частности транспорта автодорожного. Поэтому естественен огромный опрос на тракторы и автомобили. В течение первого пятилетия созданы такие гиганты, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Нижегородский автомобильные заводы, завод Шарикоподшипник, строится Челябинский тракторный завод и т. д. Автотракторная промышленность уже теперь, когда заводы переживают еще по существу пусковой период, заняла очень значительный и ответственный участок в нашей индустрии — до 20% по удельному весу в советском машиностроении. Идет огромный рост количества занятых в автотракторной промышленности рабочих — с 5,2 тыс. в начале 1930 г., до 70 тыс. рабочих к началу 1932 г., причем не менее 50% рабочих — молодежь. Как известно, молодой состав рабочих ваших автотракторных заводов вызвал скептические усмешки «серьезной» буржуазной печати, которая указывала на невозможность овладеть пуском автотракторных заводов с их совершеннейшими и сложнейшими агрегатами и оборудованием при таком составе неподготовленных рабочих. Действительность опрокинула эти скептические «прогнозы». Злорадство наших классовых врагов по поводу первых неудачных шагов Сталинградского тракторного завода сменилось вынужденным признанием наших успехов. Мы учли ошибки пускового периода СТЗ. Если СТЗ в первые 9 месяцев овладел своей мощностью на 7,5%, то Харьковский тракторный за тот же промежуток озладел 29% мощности и московский автомобильный завод — на 37%. За темпами пуска тракторных и автомобильных заводов с напряженным вниманием следила и следит вся страна. В частности автодоровская общественность с самого начала строительства Нижегородского автозавода настаивала на максимальном и скорейшем 'осуществлении его мощности, поднимало тревогу по- поводу предполагаемого сокращения его исходной мощности. 3 преодолении болезней и трудностей пускового периода выковывался рабочий и технический актив на наших заводах. Создавались испытанные кадры советских рабочих и специалистов из состава молодых рабочих-энтузиастов. Наши новые автотракторные заводы, которые мы будем строить во второй и третьей пятилетке, уже в значительной степени будут обеспечены опытными работниками. Преодолевая трудности пускового периода, мы достигли в автотракторном производстве в течение первого пятилетия таких успехов, которые не могут умалить даже наши классовые враги. Автотракторная промышленность за пятилетие дала стране 115 тыс. тракторов, вместо намеченных по первоначальному плану 86 тыс., Готовые тракторы Сталинградского завода в ожидании погрузки на жел. дорогуФото Чеботаевэ (Союзфота*10 -7-.'Ц ' У ' ^ ' Т ' '.Ч1 Ц•W >ЯЯ«ЯШ;Готовые пятитонные грузовики Ярославского автозавода в сбо- [.* рочном цеху завода К Фото Блохина (СоюзфотЛ '• . выпустить 28 тыс. машин, в том числе лишь 1 300 из импортных частей. В 1933 г. намечается почти удвоение выпуска 1 машин (50 тыс. автомобилей) , причем 90% составят грузовики и только' 10% — легковые машины. Принятый размах автомобилизации диктуется решением XVII партконференции о том, что во втором пятилетии дорожное и шоссейное строительство и автомобилизация должны получить более быстрый темп развития, чем другие виды транспорта. Подстройкой Нижегородского и реконструкцией Московского заводов мы разрешили задачу массового выпуска легких (полуторатонных) и средних (2—3-тонных) грузовиков, обеспечив для них твердую производственную базу. Вопросы строительства мнототоннажных (5 тонн и свыше) грузовиков и легковых автомобилей еще не вполне разрешены. Грузовик большого тоннажа и легковая машина должны еще, по нашему мнению, получить свои соответствующие производственные базы. ВАТО осуществляет диференциацию производства по отдельным агрегатам автомобиля, специализацию новых заводов на производстве одного определенного агрегата или детали и кооперацию специализированных производств. Начало такой организации производства положено строительством Уфимского завода моторов, Самарского завода ::арбюраг торов, а также организацией в Горьком производства колес для всех существующих автозаводов. Автотракторная промышленность вызвала к жизни целый ряд подсобных предприятий и смежных производств. Имеется целая сеть заводов, например, отчасти об'единяемых трестом ВАТО — Запчасть по производству запасных частей к тракторам и автомобилям. В работу основных автотракторных заводов втянут целый ряд заводов (свыше 100 предприятий), смежных отраслей промышленности. Заканчивающееся пятилетие ставит перед автотракторной промышленностью ряд актуальнейших задач, которые предопределяют характер автотракторостроения на второе пя'тилетие. В первую очередь предстоит доведе-_м около 60 тыс. автомобилей, не считая других 'видов автотракторной продукции в виде моторов, и автопринадлежностей и 'пр. По тракторостроению мы вышли на второе место в мире, уступая лишь САСШ. Следует отметить, что главная масса выпущенных тракторов составляет 15—30-сильные Интеры, а автомобили — грузовые машины. В ближайшей перспективе — пуск Челябинского тракторного завода, который будет выпускать мощные гусеничные тракторы . типа Катерпиллер. Наши . крупные социалистические хозяйства требуют мощных гусеничных тракторов. Преимущества гусеничных тракторов заключаются, наряду с максимальным использованием мотора, в способности успешно работать сейчас же после таяния снегов, после проливных дождей, на вязкой почве — там, где обычно буксует колесный трактор. Колесный Интернационал имеет большие неоспоримые достоинства, у него великолепное сцепление, но те зерносовхозы Казакстана и вообще юго-востока СССР, которые имели одни только Интеры, опаздывали с посевами на 4—5 дней, так как Интеры после таяния снегов буксуют на вязкой почве. А опоздания с посевом в засушливых районах хотя бы на несколько дней значительно снижают урожай. Отсюда ясно все значение усиления советского производства гусеничных тракторов, окорейшего окончания строительства Челябинского тракторного завода. На страницах «За Рулем» уже неоднократно отмечалось, что темны строительства автомобилей у нас отстают от об'ема тракторостроения, что соотношение между количеством тракторов и автомобилей в совхозах и колхозах ненормально, что эта диспропорция болезненно сказывается в сельском хозяйстве и на транспорте. • Нам нужно еще и еще увеличить выпуск автомобилей. Развертывание автостроения за первое пятилетие характеризуется такими данными: за первые 3 года (1929—1931) мы выпустили 30,8 тыс. автомобилей, в том числе 22,6 тыс. из импортных частей. Один 1931 г. дал 20,6 тыс. автомобилей. В 1932 г. мы должны11 ние пущеных заводов до полной пропускной способности и создание производственных баз для большегрузных и легковых автомобилей. Необходима реконструкция тракторных заводов, перевод одного из них на производство более мощных колесных тракторов, а другого —• на выпуск гусеничных тракторов. В порядке дня —• строительство ряда специализированных автозаводов (по производству рессор, кузовов) и подсобных цехов штампов, моделей, приспособлений и специального инструмента). Особенно актуальна разработка новых типов машин, в которых нуждается страна. Развитие автотракторной промышленности зависит в значительной мере от дальнейшего развертывания смежных отраслей промышленности, в первую очередь автотракторной металлургии, электрооборудования, метизов, рези-. н ы . и т. д., потребление которых будет быстро расти. Автотракторная промышленность капиталистических стран не имеет в настоящее времяникаких перспектив. Ее база катастрофически с'уживаетоя. Рабочие тракторных и автомобильных заводов, в том числе и заводов Форда, где полный развал, каждодневно стоят перед угрозой лишения заработка. Огромная часть их, в том числе и высоко квалифицированные рабочие уже в течение продолисительного времени не имеют работы. Пролетариат советской автотракторной промышленности встречает XV годовщину Октября 1 несокрушимой уверенностью в победе, с С огромными перспективами для развития. Предстоит еще дальнейший пуск автотракторных гигантов, дальнейшее увеличение опроса на авто тр акт о ряу ю пр оду к цию. Проводя неуклонно генеральную линию нашей партии, под руководством Центрального комитета и ее вождя т. Сталина, — мы разрешим полностью стоящие перед нами задачи в области автотракторного производства. М. Н.НОЯБРИИМЕНИПервый всесоюзный конкурс строенных бригад, несомненно, дал хорошие результаты. Автохозяйства, правильно понявшие задачи конкурса и сумевшие провести его у себя, не только выполнили. свои задания по всем 'показателям, но и значительно их перевыполнили. Это говорит о наличии больших, неиспользованных внутренних ресурсов на местном транспорте, которые нужно лишь 'суметь выявить и реализовать. Отвечая на требования рабочих-меетрановцев, ЦК Союза местран, Цудортране, Союзтранс и газета «Гудок» об'явили второй всесоюзный конкурс имени XV годовщины Октябрьской революции по оздоровлению парка и строенных бригад. Началу второго конкурса предшествует месячник оздоровления парка, месячник борьбы за 'Право участия в конкурсе. За этот месячник автопредприятия должны довести свой ходовой парк до плановых норм (т. е. в среднем до 70%). Только при выполнении этого условия автобазы и гаражи получат право участвовать в новом конкурсе. В этом основное отличие второго конкурса от первого, когда любое автопредприятие, хотя бы и не вылезающее из прорыва, могло выставить свои машины для участия в конкурсе. В первом 'конкурсе, отдельные машины показывали прекрасные образцы работы, в то время как их авто предприятие в целом плелось в хвосте, не выполняя плава. Помимо автобаз и гаражей во вторам конкурсе будут участвовать авторемонтные заводы, работники ьвтопланирования '(как самостоятельные, так и при -гаражах); обслуживающий персонал: грузчики, работающие на конкурсной машине, и кондуктора на автобусах.ИЫ ОКТЯБРЯПремироваться будут бригады тех машин, которые полностью выполнят следующие условия конкурса: проведут у себя подлинный хозрасчет, выполнят график работы машины без срыва строенной езды; выполнят план по качественным и количественным показателям, дадут наибольшую экономию горючего, смазочного и резины, выполнят плановый пробег без ремонта, ликвидируют простои по вине шофера и т. д. Для автохозяйств выработаны особые условия. «Месячник штурма» проводится с1 о'ктября по 1 ноября; к этому сроку автопредприятия должны выделить конкурсные машины. Старт 2-го всесоюзного конкурса состоится 7 ноября. Продлится конкурс до 31 декабря 1932 г. Для награждения лучших шоферов установлены 65 премий от 200 до 750 руб. на каждого члена бригады; кроме того, выделено 85 тыс. рублей для премирования контор Союзтравса, облдо'ртрансов, автохозяйств и профорганизаций; для ремонтных заводов и мастерских устанавливается премия на сумму 100 тыс. рублей. В конкурсе будут участвовать 1 000 машин: 850—грузовых, 150—автобусов и 50 такси. 2-й всесоюзный конкурс должен оздоровить автомобиль, максимально увеличить срок его работы, положить конец обезличке в ремонте и еаде, улучшить емсплоатациоиные (измерители и т. д. Это — основные и решающие задачи местного транспорта в его борьбе за выполнение плана IV квартала завершающего года первой пятилетки. Т. Р .12