Пролетарии всех стран, соединяйтесь' Двтсгксбмль—трудпщишояЗЖУРНАЛ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА АВТОДОРП ятыйгоди8данияЦС Автодора—Москва, Сапочя Кудринская, 17. Телеф. Д-1-50-! Р ЕДАКЦИЯ : М осква 6,Страстибульвар, 11, тел. 3-31-91. Трамв. 6,15, 18, 23, 25, 29, 41. Массово-тиражный сектор : те Б-51-69. П ОДПИСНАЯ ЦЕНА на 1932 гс на год —4 р. 80 к., 6 мес. — 2 40 к., З мёс . — 1 р . 20 к.Редколлегия: Н. Беляев, А. Головкин,А. Горюноаич, В. Зарзар, М. Кольцов, Н. Осинскии, В. Рубцов, Т. Скачковская, проф. Е. Чудаков, Н. Флакс, В. Фридман, h. Халепскии, А. Щтейнер. Отв. редактор — Н. Осинскии. ВЫХОДИТ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ ешяш-^-яшетштА. ЛЕЖАВАЧ ЕМ ПРИХОДИТ МВТОДОРК Я ¥ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ И СВОЕМУ ПЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮПятилетие Автодора совпадает с пятнадцатой годовщиной Октября. Если считать, что первый год Автодора ушел на его организационное оформление и на агитацию за первичные основные положения об автомобилизации СССР, то основные четыре года работы Автодора совпадают с теми историческими четырьмя годами, в которые была в основном и главном осуществлена первая пятилетка. Пять лет существования Автодора являются годами реконструктивного периода, годами решающих успехов индустриализации и коллективизации страны, победоносного развернутого социалистического наступления на кулака, бурного роста товарного производства и как результат этогоогромного роста грузооборота В начале этого периода перед нами стало вырисовываться со-всей ясностью вопиющее противоречие между нарастающим грузооборотом и традиционным средством перевозок — телегой на российских дорогах. К этому времени относится возникновение общества Автодора, которое на своем знамени выставило борьбу за автомобилизацию страны и улучшенные дороги. Общество прошло в своем развитии несколько этапов. Первые годы оно всецело было занято вопросами автомобиля. Нужно было собрать и организовать распыленные силы автомобилистов — немногочисленных теоретиков и практиков. Нужно было разбить упрочившееся у нас течение, что проблема автомобилизации у нас долго еще будет базироваться на импорте, и одновременно внедрить в общее сознание, что нам надо как можно скорее строить собственную мощную автопромышленность. Далее шла работа по установлению типа машины, тоннажа, мощности завода и т. п. , Все эти вопросы для нас новые, трудные, требовавшие большой работы и времени. Не по всем вопросам мы достигали единодушия. Однако обстоятельная проработка вопросов объединяла основное ядро общества вокруг принципиальных и важных вопросов в автостроении и автомобилизации нашего Союза. Одновременно с проблемой автостроения автодоровская общественность поставила и успешно провела работы по глиссерам, аэросаням и мотоциклостроению. В этот период деятельности Автодора дорожная проблема оказалась отодвинутой. Правда, в первый же год своего существования Автодор организовал первый всесоюзный дорожный съезд, давший очень много ценного материала. Подлинная массовая борьба за дорогу началась в 1930 г. К этому же периоду относится и целый ряд автодоровских начинаний, имеющих характер преимущественно массовых .кампаний. Сюда относится кампания за шестиколеску, кампания за моторизацию погранохраны, месячники и декадники по дорожному строительству, лотереи и др. В это же время Автодор включил в свои функции содействие тракторостроению, организационно-производственному укреплению МТС, борьбу за сбережение и полное использование тракторного парка, борьбу заasasstaШ S -Р < ей Я Q_ ив ^ ,-" О ОА . Л ЕЖАВА — С чем приходи г Автодор к XV годовщине Октябряи своему пятилетнему юбилею 1 Л. СЕРЕБРЯКОВ — Автодорожный транспортза 15 лет • . . . в Беседа сзам . нач. а втотранспорт ­ ного управления НКТ г. Розовспим. А втотракторная промышленность к XV-летию Октября . 10 Две кривые • 13 А. Ш НЕЙДЕР — И юльское постановленив ЦК — в основу работы Автодора по подготовке автокадров 16 А. Г РЕЧАНИК — О сновные вопросы моторизации и механизации современных армий 13 Открытое письмо ячейки Автодора завода им. Сталина (б. AMO) ячейкам заводов-поставщиков Два разговора с одним выводом . . А. Р УБАКИН — Автомобильная выс тавкав Париже . . . . ' 21 2U 24А- ГАЛЕНЕК—Ярославский шинный гигант и СОЙОТСКИЙ каучук . . . 26 Новости мировой автодорожной техники 28 Рабселькоры- автодоровцы пишут . На общественный суд! Вномере 30 325 н1932 г.33 иллюстрации1 мы НОЙСТАНОВИМСЯ СТРАМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ,СТРАНОЙ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ, СТРАНОЙ ТРАКТОРИЗАЦИИ, ТОМОБИЛЬ, А НА НАС И КОГДА АВПОСАДИМ СССР НАМУЖИКАТРАКТОР, — ПУСТЬ ПОЧТЕННЫЕ КАПИКИЧАЩИЕ^ЦИВИЛИЗАЕЩЕ КАКИЕ ПОИЗПОПРОБУЮТ ДОГОНЯТЬ ТАЛИСТЫ, СЯ СВОЕЙ ЦИЕЙ". СТРАН СМОТРИМ, МЫМОЖНОБУДЕТТОГДА „ОПРЕДЕЛИТЬ" В ОТСТАЛЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ. СТАЛИН правильное снабжение тракторного парка запасными частями, горючим и другими материалами и борьбу за правильный и своевременный ремонт тракторов. Наряду с этим началась массовая подготовка шоферских, дорожных и тракторных кадров в сисгеме Автодора и содействие подготовке этих кадроз в системе ведомств, подготовка кадров водителей боевых машин для РККА. Организационно-массовая работа началась с возникновения Автодора. Однако в первые годы рабо па эта ограничивалась собиранием квалифицированных сил вокруг вопросов автомобилизации и приобрела действительно массовый характер позднее, примерно, с 1930 <. За весь указанный период времени рост автодоровских организаций представлял пеструю картину. Организации нарождались преимущественно в крупных промышленных центрах, городах. Эго были или крупные городские организации, или фабрично-заводские и городские районные организации. Пропагандировались задачи Автодора, проводилось общественно-политическое воспитание членских масс, массовая автотракторная и дорожная техпропаганда, участие в хозяйственнополитических кампаниях. В январе 1932 г. состоялся первый всесоюзный съезд автодоровских организаций: Этот съезд явился крупным событием в жизни Автодора. На нем были подытожены достижения и неудачи Автодора и указаны дальнейшие пути деятельности и организационные мероприятия. Съезд предложил автодоровским организациям перестроиться в действительно массовые организаци и общую членскую массу к 1933 г. довести до 3 миллионов. Съезд констатировал преимущественно городской характер общества и поставил задачей развертывание широкой работы в деревне и особенно выпукло формулировал задачи Автодора по дорожному строительству. Съездом разработаны и преп даны директивы по всем многочисленным и разнообразным задачам, стоящим перед автодоровскими организациями. Наконец съезд объединил автодоровские организации и постановил организовать Союз обществ СССР. На январь 1932 г. в обществе насчитывалось 1 200 тыс. членов, 866 районных организацииПосле съезда к1 мая 1932 г. создано новых районных организаций 617. Таким образом, охвачено около 50% всех районов Союза. Число членов общества к этому же времени достигло 1 500 тыс. чел. И КАКИЕ В2 itf№?"?fty'?VriZ.РЕВОЛЮЦИЯ СЯЦЕВ ЕМУ РОССИЯСДЕЛАЛА ПО СВОТО, ЧТО В НЕСКОЛЬКО МЕПОЛИТИЧЕСКОМУ ПЕРЕДОСТРОЮ ДОГНАЛА ВЫЕ СТРАНЫ.НО ЭТОГО МАЛО. ВОЙНА НЕУМОЛИМА, ОНА ВОПРОС СТАВИТ С БЕСПОЩАДНОЙРЕЗКОСТЬЮ: ЛИБО ПОГИБНУТЬ, ЛКБО ДОГНАТЬ ПЕРЕДОВЫЕ СТРАНЫ И ПЕЭКОXXI. РЕГНАТЬ ИХ ТАКЖЕ НОМИЧЕСКИ. ЛЕНИН, т.Останавливаясь на состоянии автодоровских организаций в настоящий моуент, нужно прежде всего отметить их крайнюю пестроту. Имеются отдельные ячейки и организации, которые прочно сколоч:ны, вполне выявили свое лицо, заняли в хозяйственном строительстве свое определенное место и показали себя необходимыми участниками на автодорожном фронте. Одновременно имеются у нас организации, которые едва влачат свое существование — и таких немало. Между этими крайними типами имеется большое количество промежуточных. Общей чертой всех автодоровских организаций является недостаток квалифицированных и активных работников, отдающих свои силы и время автодоровской работе. Обычно, там, где слаба автодоровская организация, мы всегда наблюдаем невнимательное отношение со стороны местных партийных, советских и профсоюзных организаций и'органов дортранса, а также со стороны местных органов печати. Наоборот, там, где мы имеем окрепшую и удовлетворительно работающую автодоровскую ячейку, налицо оказывается в большинстве случаев внимание и поддержка со стороны местных руководящих органов, а также увязка с органами печати. Это обстоятельство указывает, что предстоящая работа по дальнейшему увеличению членской массы Автодора, а также улучшению организаций и надлежащему комплектованию их работниками находится в тесной и неразрывной связи с привлечением внимания со стороны местных партийных и профсоюзных организаций, со стороны, советов и исполкомов, со стороны органов дортранса и других, ведомств и организаций. Для нас ясно, чю там, где автодоровские организации слабы, местные партийные, советские и профсоюзные органы должны подтолкнуть, оживить и укрепить автодоровскую организацию." В свою очередь автодоровцы должны взять на себя инициативу и заботу по привлечению интереса и ' внимания этих организаций к своей работе. При этом опыт показывает, что там, где успешно развернулась автодоровская работа, в выгоде оказыкакт я все местные хозяйственные и советские организации, ибо в лице активной автодоровской организации создается на, местах значительная сила, которая проявляет себя с положительной стороны во всех текущих хозяйственно-политических кам- паниях ив органическом участии в хозяйственном и культурно-бытовом строительстве. Вот почему насущной задачей всех руководящих органов в настоящий момент является, всемерная помощь людьми, вниманием и средствами автидоровским организациям. Усиленное внимание пар-3 тийных и советских органов и учреждений к Автодору является особо ценным в том отношении, что оно содействует укреплению наших ячеек, органической увязке их работы с местным строительством, переводит автодоровские ячейки на рельсы выполнения конкретных и насущных задач в области мотоавтотранспорта и дорожного хозяйства. Автодор не ведоме iво и не хозяйственное предприятие, поэтому центральные и местные организации не находятся между собой в тех жестких отношениях подчинения и руководства, как это имеет место в гос. учреждениях и предприятиях. Однако устав обшества и существо общественной организации предусматривают определенную руководящую роль за центральными органами Автодора по отношению к периферии. С этой стороны дело обстоит неблагополучно. Автодор не успел еще создать в своих организациях должной дисциплины как Финансовой, так и общественной. Это упущение должно быть наверстано в ближайшее время. Необходимость таких взаимоотношений между центральными органами и периферией осознана ис той ис яругой стороны, и ЦС Автодора за последнее время принимает в этом направлении целый ряд необходимьх мер. Особенно плохо обстоит в автодоровских организациях с финансовой дисциплиной. В отношении целого ряда местных организаций надо сказать сильнее: налицо имеется значительная финансовая расхлябанность, граничащая в отдельных ячейках с преступностью. Этому, конечно, должен быть положен как можно скорее конец. Как уже было сказано, общество до сих пор носит городской характер. Из общего количества 13 071 низовых ячеек на долю города приходится 10 851, а на долю деревни—2 220. Причиной этому, как уже было сказано выше, было то, что автодоровская организация в первый период все внимание направила на автомобильную сторону проблемы и проявляла недостаточное внимание к вопросам работы в деревне, к дорожным вопросам. Со стороны местных органов вообще и со стороны органов Наркомзема до самого последнего времени не оказывалось почти никакого содействия развертыванию автодоровских ячеек в колхозах и совхозах. Такое же невнимательное и равнодушное отношение со стороны органов Наркомзема встречали работники дортрансов. Между тем в колхозах и совхозах имеется, богатая материальная база для успешного развертывания дорожного строительства с привлечением трудучастия населения. Не нужно доказывать, каким бичом для нашего сельского хозяйства является отвратительное состояние деревенских дорог и какие громадные выгоды мы извлекли бы от широкого развития автодоровских организаций в деревне, которые, привлекая местное население к дорожному строительству, могли бы пользоваться в междупарье и др. периоды сравнительного затишья тракторами и различным инструментарием, которыми располагают совхозы, МТС и колхозы. Какую громадную помощь получили бы наши сельскохозяйственные организации от активной работы автодоровских организаций в отношении правильной постановки ремонта тракторов, ухода за ними, снабжения горючим, запасными частями и т. п., если бы не глухота местных руководящих органов к этим проблемам. Автодоровская инииЦатива, конечно, рука об руку с органами дортрансов может дать блестящие результаты в дорожном строительстве. Мы имеем многочисленные примеры в практике автодоровских организаций. Яркими примерами могут быть Чувашия, Марийская область, Ленинградская область, Ср. Волга и др., где районные и областные руководящие органы проявили чуткость и внимание к дорожному строительству и оказывали всю необходимую помощь и содействие организациям Автодорч и органам дортранса. Немалая доля вины в том, что местные органы в некоторых местах недостаточно энергично поддерживают автодоровские организации, падает на Автодор, который не умеет повернуть лицом к задачам дорожного строительства тех товарищей, в помощи которых он нуждается. Опыт Миллеровского района с исключительной убед ;тельностью свидетельствует о том, какую громадную роль играет в успешном проведении дорожной кампании автодоровские организации при горячей повседневной поддержке этой кампании местной прессой. Как и во всех областях, и в данном случае пресса является могущественным рычагом для осуществления таких важнейших заданий, как улучшение наших непроезжих дорог. Успешным выполнением плана дорожного строительства, в прошлом году мы в огромной степени обязаны исключительной помощи, которая была оказана в Ленинградской области районной прессой. К сожалению, перечень районов, в которых пресса уделяла бы такое же внимание дорожным работам, увеличить сколько нибудь значительно мы пока не можем. Наша пресса, к сожалению, уделяет мало внимания дорожным вопросам, совершенно непропорционально удельному весу этой проблемы. Особенную остроту дорожная проблема приобретает сегодня, когда мы усиленно развертываем колхозную торговлю. Дорожное дело должно стать в центре внимания. Трудучастие населения в дорожном строительстве должно быть организовано, ибо это главный ресурс нашего дорожного строительства. Подготовке кадров Автодором уделено большое внимание. К настоящему моменту учебная сеть общества состоит из 245 учебных точек. В Ю31 г. обществом через свою сеть подготовлено 28425 дноферов, из них 5 тыс. по договору с Наркомтрудом. Кроме того, технической учебой i в" кружках и ячейках о ва было охвачено до 60 тыс. чел. Эти цифры для 1932 г. будут значительно \ больше. Было бы однако непростительным легкомыслием, если бы мы уверили кого-нибудь, что эти десятки тысяч шоферов по качеству своему являются теми шоферами, которые максимально сберегут нам парк и покажут лучшие достижения в эксплоатации машин. Прежде всего, дело, конечно, в том, что наши учебные точки пл хо оборудованы в материальном отношении. Наша сеть располагает всего»4 283 машинами. Это, конечно, явно недостаточное количество, но главное — в подавляющем большинстве случаев машины эти разбиты, старого образца, каких в нашем парке больше не встречается, Нужно только вникнуть в колоссальные цифры ремонта нашего автопарка, в колоссальные простои машин вследствие аварий, происходящих по причине необученное™ шоферов, чтобы понять, во что обходится нам экономия в 200-300 машин для наших учебных организаций. Крайне» отрицательно влияла на подготовку шоферов существовавшая до сих пэр кранная неопределенность самой постановки вопроса по подготовке кадров, переход этого дела из одного учреждения в другое. Это положение сейчас ликвидировано последним июльским постанов-епием ЦК. К сказанному надо прибавить, что в большинстве, случаев помещения наших учебных точек это темные, сырые подвалы, холодные сараи и т. п. Все это вместе взятое, конечно, влияет на низкий уровень подготовки и на плохую квалификацию выпускаемых шоферов. , По заочной подготовке в прошлом году обучалось 52 тыс. человек. В настоящее время идет комплектование новых заочных курсов по автомобильному, тракторному и дорожному циклам с охватом 125 тыс. чел. В порядке реализации решения ЦК о технической пропаганде, ЦС о-ва заключил генеральный договор с трестом Техфильм на изготовление полного звукового кино-курса по автоделу, общим метражем 25-30 тыс. м. К работе же по кадрам нужно отнести организацию в составе о-ва Юных друзей Автодора (Ю ТА) Работа среди детей и подростков развернулась в форме всесоюзного длительного похода детей за хорошую дорогу, объявленного Автодором совместно с ЦК ВЛКСМ с1 октября 1930 г. Авюдору удалось добиться значительного расширения автодорожных и тракторных разделов и школьных программ 1931/32 г. В борьбе за хорошую автотехническую группу для детей проведен большой всесоюзной конкурс на лучшую автотехническую группу и организована выставка. В октябре-ноябре 1931 г. ЦС провел местные слеты Юных друзей Автодора, завершив их всесоюзным слетом:. Организована лаборатория Автодора на центральной детской технической станции НКП РСФСР и ЦК ВЛКСМ, в которой проектируется детский моторный автомобиль. В 1932 г. впервые было организовано участие периферийных организаций о-ва в проведении лагерной кампании. Удало, ь добиться создания специальных юношеских секций в большинстве местных советов Автодора. Мы не будем останавливаться на других видах деятельности Автодора. В минувшее пятилетие о-вом подведена солидная база, на которой должна расти и развиваться дальнейшая работа о-ва. Накопленный опыт и созданные организации должны явиться исходным основанием для пре ращения о-ва в многомиллионную организацию. О-во должно стать активным и мощным помощником партии и советской власти в поетроении социализма в нашей стране. Общественная самодеятельность, инициатива не исчерпались с окончанием строительства няших автомобильных заводов также как и закон о трудучастии населения в дорожном строите ьстве не разрешил еще дорожной проблемы. Наоборот, перед о-вом развертываются безбрежные задачи как в области борьбы за успешную работу авто-и тракторных заводов, так и за строительство новых. Нам предстоит впереди напряженная борьба за улучшение конструкции машин, за щ ав льпую эксплоатацию парка, за ремонт, правильное снабженле парков запасными частями, горючим, маслами, резиной и т. п., за качество этих материалов, правильное их распределение и. т. д. О дорожном строительстве мы уже говорили. Не малую роль играют так называемые второстепенные виды моторного транспорта, а в этой области, как показал опыт Автодора, особенно значительной может быть общественная инициатива и самодеятельность. При этом темпы нашей работы определяются темпами общего нашего социалистического строительства. Трудности нас не могут ни остановить, ни задержать. Наоборот, встречающиеся трудности повелительно требуют от нас удесятеренных усилий в их преодолении. Только при таких условиях автодоровская общественность может на своем участке проводить в жизнь директивы партии и правительства.ШЕ!Пятнадцатую годовщину Октября встретим новыми победами социалистического строительства! Большевистским напором и организованностью преодолеем трудности! За новый под'эм соцсоревнования и ударничества! Пзбэдонесно закончим первую пятилетку в4 года!5