Малолитражные аэросани „ А — 1 "Фото ХарлановаАвтодор, включивший в свою работу и вездеходы, с 1932 г. участвует в опытах по испытаниям конструкций и об'являет конкурс на вездеходы и на приспособления к передвижению для автомобилей, мотоциклов и тракто. ров по снегу и песку. Условия участия в конкурсе закончены проработкой. Секция ВВМТ Автодора принимает участие в издании специальной литературы, плакатов, диапозитивов и кинофильм. При иепо1оредствен1ном участии Автодора выпущены: 8 книг разных наименований, одна серия плакатов по аэросаням (7 листов), один плакат по глиссерам, две серии диапозитивов с тезисами, две кивоф'илымы. Ник. ВасильевНА СОВЕШИХ АВТОМОБИЛЯХ И ТРАКТОРАХК 15-й годовщине Октябрьской революции закончена постройка первых советских дивельмоторов для грузового автомобиля завода им. Сталина,—дизель НАТИ-1-60 и для трактора Сталинградского и Харьковского заводов — дизель НАТИ-2-40. Дизели запроектированы советскими специалистами, построены из советских материалов и являются продуктом передовой советской техники. Центральный совет о-ва Автодор встал на путь широкой раз'яснитАелыной работы за необходимость постановки дизеля аа автомобили и тракторы советского производства. В период постройки дизелей президиум ЦС Автодора ассигновал суммы на премирование лучших производственников по дизелю - оргаи низовал бригады содействия постройки на заводах. Сейчас завод «Коммунист» в Маркештадте строит б дизель-моторов НАТИ-1-60. Сталинградский завод строит дизельмоторы НАТИ-240. Окончание первых экземпляров дизелей к XV годовщине Октябрьской революции показывает, что рабочие и ИТР заводов поняли огромное значение дизеля для народного хозяйства СССР и приложили свои усилия к тому, чтобы выполнить дизели в- срок и нужного качества. Дизельмотор НАТИ-1-60 4-ц-илиндровый и при 1600—1800 об/мин. разливает от 60 до 70 л. с. Основные размеры дизеля: D = 110 мм —диаметра цилиндра S = 160 мм —ход поршни 1 = 4 — число цилиндров двигателя Ре = 31 атмосфера — давление в конце сжатия П = 1600—1800 об/мин. Е = 16 — степень сжатия. flopuiesfb дизеля чугунный, имеет 5 колец для уплотнения газа в камере сжатия и предупреждения протекания их между стенками поршня и цилиндра. Смазка двигателя централизована, масляный насос подает масло из картера через двойной фильтр коренным подшипникам. Распределительный вал находится внизу, в картере двигателя, и передает движение клапана через тарельчатый толкатель, вертикальные штанги и качающиеся коромысла-. Головка двигателя отлита для двух цилиндров, что дает возможность делать 4-цилиндровые и 6-ц-илиндровые двигатели с одинаковыми головками; упрощая этим производственный процесс. Дизельмотор НАТИ-2-40 принадлежит к тому же типу двигателей, что и НАТИ-1-60, отличаясь от него лишь уменьшенным числом оборотов, маховиком, картером маховика и передней опорой крепления двигателя. Основные показатели дизеля: п= 1050—1100 об/мин. N е = 36-40 л. с. Размеры цилиндра, головки и других деталей остаются без изменения. Таким образ-ом автотракторный парк СССР будет иметь однотипные дизельмоторы, что упр-ощает ремонт этих дизелей и производство запасных ч-астей. Пуск дизеля в ход осуществляется электричеоким стартером. Декомлреесатор допускает проворачивание дизеля от руки. Шасси грузового автомобиля завода им. Сталина и трактора Сталинградского завода не требуют каки-х-либо переделок при установке на них дизелымотора. Таким образом выполнение задания партии и правительства о с.недрении дизеля на автомобили и тракторы в СССР обеспечено. Меньшиков9