10
11
КАКт'СГОТОВИТЬ ШОФЕРОВ НА БАЗАХАВТОДОРАС настоящего номера журнала , 3 а рулем" мы начинаем печатанием серию статей т. А. Штейнера «Как готовить шоферов Н8 базах Автодора». Эта серия статей должна дать практическим работникам учебных курсов и школ Автодора основные организационно-методические указания по перестройке работы под углом повышения качества учебы и реализации на практике постановления ЦК ВКП (б) от 10 июля 1932 г. «о шоферских кадрах». В серию входят следующие статьи: 1. Политическая подготовка шофера. 2. Оборудование нлассов и лабораюрий. 3. Методика теоретической подготовки шофера. 4. Методика практическо-производственных работ, б. Организация практических записей по учебной езде.АТЬЯIПолитическая подготовка шофера«Важнейшей задачей в деле улучшения эксплоатации автотранспорта, растущая роль которого в транспортном хозяйстве страны особо отмечена в решениях XVII партконференции, является подбор и подготовка шоферских кадров». (Из постандвления ПК ВКП (б) о шоферских кадрах) О-во Автодор, проводящее громадную работу в области подготовки шоферских кадров, в настоящий момент располагает значительной сетью, состоящей из 245 стационарных автокурсов, подготавливающих кадры шоферов для народного хозяйства Советского союза. Эта учебная сеть, в значительной своей части выросшая стихийно в порядке проявления общественной инициативы на местах, представляет довольно пеструю картину по оборудованию, пропускной способности, наличию преподавательского персонала и учебной материальной части. Наряду с отдельными неплохо поставленными курсами, мы имеем в целом ряде мест примитивные учебные заведения, ни в коей мере не удовлетворяющие требованиям, которые пред'являются к школам, выпускающим шоферов для социалистического автотранспорта. Одной из важнейших причин, определяющей это обстоятельство, является довольно широко распространенная среди некоторых авТодоровских организаций позорная практика взгляда на учебные курсы, как на подсобные организации для извлечения средств, необходимых местным организациям о-ва на проведение текущей работы. Совершенно естественно, что такое отношен ие - к курсам губительнейшим образом отражается на их работе, создавая условия, при которых говорить о повышении качества подготовки не представляется возможным. Кроме того такой подход к работе курсов создает предпосылки к пролезанию в число курсантов чуждых антисоветских элементов. Мы располагаем рядом сведений о том, что благодаря торгашескому подходу к комплектованию курсов, выражающемуся в стремлении получить деньги на учебу с курсанта, невзирая на его социальное происхождение, на автодоровских курсах обучались сотни кулаков, торговцев, служителей культа и прочие антисоветские элементы. Политическая близорукость руководителей этих курсов об'ективно содействовала совершению вредительских актов со стороны классового врага, проникшего через автодоровские курсы в автохозяйства. Указания ЦК о строжайшем классовом подборе шоферских кадров должны лечь в основу практики комплектования шоферских курсов Автодора. Организация авторитетных проверочных комиссий из представителей партийных, профсоюзных и комсомольских организаций и внимательный анализ каждого поступающего на курсы с точки зрения политического соответствия его занятию почетного места у руля советского автомобиля — важнейшая задача всех автодоровских организаций вообще и автокурсов в частности.Хорошо проведенный классовый подбор обучающихся не является еще окончательным разрешением задачи. Необходимо соответствующим образом воспитать будущего шофера, выковать из него политически сознательного, технически грамотного и культурного работника, который с величайшей бережливостью и любовью относился бы к сложной технике, которую представляет собой современный автомобиль. К сожалению, в практике ПОДГОТОВКИ будущего шофера некоторые товарищи разделяют политическую подготовку шофера от технической, считая что прохождением 32—40 часов политграмоты политическая подготовка исчерпывается. Этот вреднейший взгляд ни в малейшей степени не соответствует получению необходимых кадров. Политическая и техническая подготовка должны быть теснейшим образом связаны между собой и дополнять друг друга. При проведении политической подготовки необходимо исходить прежде всего из тех специфических условий, в которых придется работать будущему шоферу. Каковы же эти условия? Они слагаются в основном из трех : а) Высокой техники, заключенной в современном автомобиле, причем шофер является полным хозяином этой техники и отвечает за ее состояние и исправность. Так как шофер на машине обычно находится вне технического руководства со стороны более квалифицированного специалиста, как это имеет месро на10 Ударная бригада ФЗУ 1-го Госзавода им. Сталина (б. АМО) за работой у револьверного станка.Фото Е. Л еоноваПочти как правило, учебные машины нафабрике или заводе, то следовательно он ходятся в безобразном состоянии, с болтаюдолжен быть настолько технически грамотен, щимися крыльями, загрязненные до мерзости, чтобы не допустить поломки, которая часто подвязанные проволочками и веревочками. является результатом лишь недосмотра, неЭти машины прививают шоферу совершенно ряшлиьости в уходе и эксплоатации машины. обратные навыки наплевательского отношеб) Работа на машине в течение рабочего ния к машине, к тому орудию производства, времени дня происходит вне производственна котором он должен в дальнейшем работать. ного коллектива, имеющего громадное воспиТо же относится ик учебным гаражам, котательное и дисциплинирующее влияние в торые вместо того, чтобы быть действительно смысле ликвидации проявления антиобщественучебными, т. е. образцовыми по постановке ных и антиморальных поступков (пьянство, эксплоатации, обычно воспитывают будущего хулиганство, ухарство и т. д.). Следовательно шофера в обратном направлении. Мы не говошофер должен быть воспитан в духе такой рим уже о состоянии самих классных помесознательной самодисциплины, которая прещений и учебного инвентаря, которые сплошь пятствовала бы совершению этих проступков и рядом находятся в отвратительных антисавдали от глаз товарищей и руководства. нитарных условиях. То же к сожалению можв) Опасность автомобиля в руках разложивно сказать ио некоторых преподавателях и шегося шофера для окружающих, возможинструкторах. Мы знаем случаи появления ность катастроф, несчастных случаев и т. д. преподавателей в нетрезвом виде на работу, матерщина и брань иногда входят в практику Поэтому совершенно неправильно ограни«преподавания» практической езды и монтажчивать политическую подготовку шофера преных работ. поднесением ему лишь некоторых социальнообщественных дисциплин и на этом успокаиВместо толкового правильного раз'яснения ваться. того или иного положения наблюдается казенное отмахивание и высокомерное отноше Единственно правильным методом политиние к любознательному курсанту и т. д. ческой подготовки, вернее политического воспитания, будущего шофера должно являться Можно ли говорить о правильном полити умелое сочетание всего учебного распорядка ческом воспитании шофера при таких, с поз школы с политическими и техническими дисволения сказать, «методах» учебы? циплинами, преподающимися курсанту. Совершенно ясно, что наличие таких препо Это в первую очередь значит, что весь учебдавателей буквально разлагает будущих шо | ный распорядок и быт в школе должен быть феров, зачастую слепо воспринимающих подчинен основной задаче — дать надлежащую «удаль» своих наставников. культурно-политическую и техническую зарядНеобходимо об'явить решительную борьбу ку будущему шоферу, воспитать в нем люподобным случаям в жизни автомобильных , бовь к изучению техники, содержанию в абучебных заведений и курсов. Проверка препосолютной чистоте и исправности машины и давательского состава с точки зрения соответнеприязнь к техническому разгильдяйству, нествия его воспитательным целям должна такряшливости, наплевательскому отношению к же стоять в центре внимания автодоровских государственному имуществу. организаций при перестройке учебной работы автокурсов. Не будет особенно смелым, если мы будем утверждать, что в большинстве курсов, баз Никакие ссылки на «об'ективные» условия и школ (автодоровских и ведомственных) на не могут оправдать наличие приведенных выэту сторону учебы обращается самое незнаше фактов. чительное внимание. Никакие «политчасы» не в состоянии дать надлежаще подготовленного шофера, если они Возьмем хотя бы состояние учебных мане будут органически связаны с образцовой шин. U