В йогу с ПятилеткойНА ТОРЖЕСТВЕННОМ ЗАСЕДАНИИПОСВЯЩЕННОМ ПЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ АВТОДОРАВ президиуме торжественного заседания, посвященного пятилетию Автодора. Слева — т. Осинский открывает собрание; справа — А. М. Лежава делает доклад о5 итогах пятилетней работы.23 декабря в Колонном зале Дома союзов Автодор праздновал свой пятилетний юбилей. Зал заседания декорирован. На широких юрагных полотнищах — автодоровские лозунги, призывающие активно бороться за скорейшую автомобилизацию страны, за хорошие дороги, за здоровый рост о-ва. В фойе Дома союзов — выставка работы Автодора за пять лет. Торжественное заседание открывает коротким вступительным словом т. Осинский. — Наше общество, — говорит он, — имеет от роду всего пять лет, что почти соответствует продолжительности великого плана социалистической индустриализации страны, который был выдвинут, правда, только 4 года назад и победоносно завершается в4 года. Совпадение этих сроков неслучайно. Основные задачи о-ва, основные его установки целиком идут по тому же руслу, по которому устремляется наша борьба за осуществление пятилетнего плана. Центральный орган нашей партии «Правда» в связи с завершением пятилетнего плана подводит итоги по отдельным отраслям достижений. И здесь первой статьей, первой сводкой наших успехов на промышленном фронте дана сводка достижений в области создания автотракторной промышленности. Это сделано в первую очередь потому, что автотракторная промышленность является одной из самых боевых, одной из самых ударных отраслей ипритом промышленностью, созданной заново, почти на пустом месте и отчасти не без содействия миллионов автодоргвцев, которые в течение этого пятилетия боролись за то, чтобы привлечь общественное внимание к этому вопросу и по линии о-ва оказать всемерное содействие развертыванию автотракторостроения в стране. Итоги работы Автодора были подведены в докладе председателя о-ва т. Лежавы, а также в последующих выступлениях представителей различных организаций. — Я не собираюсь, — говорит т. Лежава, — делать длинного отчетного доклада о деятельности Автодора за 5 лет. Это дело не юбилейного заседания. Я ограничусь только основной, общей характеристикой работы и наиболее важными итогами. Но прежде чем перейти к итогам автодоровской работы, остановлюсь вкратце на характеристике современных политических и экономических условий. Сейчас закончились 4 года, в которые мы выполнили великий исторический пятилетний план строительства. Наша пятилетка — это важнейшая эпоха не только в истории Советского союза, но ив истории всего мира. Завершение нашей пятилетки есть в то же время завершение построения величайшего маяка, который окончательно определяет путь, по3 \ которому пойдет косвобождению человечество, порабощенное капитализмом. Опыт рабочего класса Советского союза показывает трудящимся всего мира, какими путями нужно итти к завоеванию свободы и утверждению бесклассового общества. Рабочий класс нашего Союза показал, что притти к освобождению. к завоеванию власти можно лишь через уничтожение капиталистической системы, через диктатуру пролетариата, что единственной организующей силой в завоевании власти рабочим классом является коммунистическая партия. Годы пятилетки являются сплошной героической борьбой рабочего класса и трудящегося крестьянства за построение социализма в нашей стране. Остатки враждебных классов, разгромленных Октябрем, пытаются оказать бешеное сопротивление социалистическому строительству. Агенты буржуазии делают многочисленные попытки то слева, то справа расшатать и ослабить монолитность нашей партии Враждебное капиталистическое окружение зорко и неустанно следит за нашей борьбой, за нашими достижениями, выжидая удобного момента, чтобы напасть на Страну советов. .;• Преодолевая все эти трудности, победоносно разгромив всякие группировки, наша партия, единая, сплоченная, мощная, твердо идет по пути полного осуществления социализма и создания бесклассового общества. Бок-о-бок с героической борьбой советского пролетариата в капиталистических странах изгода в год увеличивается развал промышленности и сельского хозяйства, чудовищными темпами нарастает безработица, нищета, голод, вымирание и полнейшая безнадежность. У нас — свет, заря бесклассового общества, у них — мрачный закат классового господства капитала. Такова общая характеристика того периода, в который развивалось наше добровольное общество. поставившее своей задачей автомобилизацию страны и устройство улучшенных дорог. Первый этап работы Автодора был периодом собирания разрозненных, распыленных и немногочисленных сил. Нужно было призвать к жизни энтузиастов, поставить их на огромную работу. Нужно было как можно скорее наверстать упущенное время. Этот первый этап был главным образом агитационно-организационным. В реконструктивный период со всей четкостью выявились вопиющие противоречия между отсталыми формами и средствами безрельсового транспорта и потребностями нового бурного социалистического строительства. После первой же статьи т. Осинского, напечатанной в «Правде» под заглавием «Американский автомобиль или российская телега», мы получили колоссальное количество откликов со всех концов страны. Автодоровцы в этот момент должны были все свое внимание устремить на вопросы автомобилизации. Ведь очень многие автодоровские работники, даже в то время, мыслили разрешение этой проблемы только в форме увеличения нашего парка машин за счет импорта. Нужно было в корне изменить господствовавшее в то время настроение, нужно было доказать на деле, что мы можем и должны поставить вопрос о собственном автостроении. И когда мы подошли к этому вопросу то в первую очередь разрешали казалось совершенно элементарные споры, какие машины нужны нам, какой завод построить — грузовых машин или легковых и т. д. Однако настроение быстро изменилось, у вопросы о типе машин, о размерах заводоз, о том, какие еще нужны механизированные средства перевозок, стали быстро продвигаться вперед. За прошедшие 5 лет у нас имеются несомненно крупные достижения в области развертывания автостроения, в создании различных видов механизированного безрельсового транспорта, в дорожном строительстве и т. д. Вот конкретные примеры. При нашем участии, при нашем содействии общественникиавтодоровцы — работники НАТИ сконструировали вездеход НАТИ-2, который блестяще выдержал испытание, показав в песках пустыни Кара-Кум лучшие качества по сравнению с чемпионом мира — ситроэновским вездеходом. Три года назад была сконструирована малолитражная машина НАМИ-1. Испытания показали недоработанность этой конструкции, ее недостатки. НАТИ при помощи Автодора сконструировал теперь более усовершенствованный тип малолитражки —НАТИ-2. Пять опытных машин этой марки построены наЗдание Дома союзов в день празднования 5-летнего юбилея Автодора.•Того С. Ш ингарева4 Рапорт московской краснознаменной пожарной охраны на вечере, посвященном 5-летнему юбилею Автодора. Фото С. Ш ингарева средства Автодора, при его исключительной поддержке. Также три года назад автодоровцы поставили перед собой задачу — д ать аэросани, которые особенно нужны нашим северным районам. И вскоре был уже устроен первый пробег аэросаней, их подвергли техническим и экономическим испытаниям и действительно извлекли все необходимые указания для того, чтобы аэросани пошли на службу строительству социализма. В течение двух лет аэросани регулярно эксплоатируются на линии в Чувашской республике, они работают также в отдельных хозяйствах различных районов Союза по перевозке ценных грузов и пассажиров. Не менее важным достижением являются глиссеры. Они рейсируют по Москва-реке, по Волге, они были показаны на выставке в Петровском пассаже. В этом деле за последнее время мы имеем исключительно выдающееся достижение наших энтузиастов, недавно завершившееся официальным -признанием. Тов. Гартвиг, талантливый конструктор-общественник, сконструировал новый глиссер А-13, который показал блестящие качественные достижения мирового значения. У нас есть теперь все условия для массового производства применительно к различным условиям 15 типов глиссеров. Большая работа проделана нашими работниками по моторным лодкам и по мотоциклостроению. Благодаря их энергии мы имеембольшие достижения в организации производства (правда, пока еще в начальной стадии) мотоциклов, мы имеем новую конструкцию мотоцикла, которая также войдет в эксплоатацию. О достижениях пожарного бюро, которое является нашей гордостью, вы можете судить по некоторым экспонатам, которые выставлены в фойе этого здания. Немалую работу проделали автодоровцы над газогенераторами: проведен всесоюзный конкурс на лучшую газогенераторную установку для тракторов и автомобилей; на средства Автодора построено 4 опытных модели для гусеничных тракторов «Катерпиллер» и «Коммунар». Мы имеем основания считать, что проблему перевода тракторов на твердое топллвэ мы этими . конструкциями разрешаем. Участие автодоровских организаций в оборонной работе выразилось в подготовке специальных кадров водителей и шоферов для нужд Красной армии, в участии автодоровских отрядов и маневрах, в проведении кампании по созданию фонда моторизации погранвойск. Далее т. Лежава подробно останавливается на большой работе, проделанной автодоровг скими организациями по подготовке кадров. — В этой квалифицированной автодоррвской аудиторий,— говорит он , — не нужно-даже напоминать, в каком исключительно тяжелом положении находится дело подготовки кадров. В любом автотракторном хозяйстве вы имеете картину громадных простоев машин в ремонте. А машины попадают в ремонт по крайней мере в половине случаев вследствие слабой подготовленности кадров. Работа Автодора по кадрам выражается в следующих цифрах: шоферов-водителей за 10 мес. этого года подготовлено 40 тыс., трактористов — 3 324, дорожных сельорганизаторов трудового участия—-410. Через заочные курсы Автодора мы пропустили по автоделу 45 тыс., по тракторному делу—45 тыс. и по дорожному делу — 35 тыс. чел. Как видите, количественные достижения большие, но за качество подготовки мы должны еще серьезно бороться. Занимаясь подготовкой кадров, мы, конечно, не могли пройти мимо огромнейшей проблемы — подготовки смены. Развертывание работы среди подрастающей детворы привело к созданию организации ЮДА — юных друзей Автодора, которая из года в год растет по своему составу и улучшается по качеству. За последние два года усилилось участие автодовской общественности в важнейших политических кампаниях. Развернуто большое издательское дело — это всем знакомый журнал «За рулем», наша газета «Автодор» и многие специальные издания. Таким образом, если перечислить все то, что мы сделали за эти годы, то действительно достижения у нас огромные. Но если мы обратимся к основному вопросу — к работе коллектива, к работе каждого автодоровца в отдельности, к массовой работе двухмиллионной организации, то' мы не получим той отрадной картины, которую я вам только что нарисовал, характеризуя наши общие достижения. Мы слишком долго и слишком много занимались ведущими проблемами, которые осуще-5 ществлялись отдельными активнейшими групп лми, энтузиастами и творческими работниками Автодора, а широкую массовую работу мы начали развертывать с опозданием. Что сейчас нужно сделать для того, чтобы двинуть это дело вперед, чтобы превратить Автодор в действительно массовую организацию? Нужно добиться, чтобы автодоровцы не только носили в кармане автодоровский билет и уплачивали членские взносы,— кстати сказать, дело с уплатой членских взносов такж е обстоит из рук вон плохо, — но и были I активными работниками. Каждый автодоровец должен чувствовать себя обязанным реагировать на каждый факт, на каждое явление, с которым он сталкивается и которое является в той или- иной степени угрозой в эксплоатации машин, в дорожном строительстве, в подготовке кадров и т. д. ' Этого мы еще не наблюдаем. Когда автодоровец видит грузовик, мчащийся по улицам Москвы со скоростью 50—60 км в час, он на это не обращает внимания, он не записывает номера машины для того, чтобы арестовать шофераи привлечь к ответственности. Наши основные установки для дальнейшем работы — это борьба за массовый Антодор с конкретными задачами, борьба за максимальную дисциплину в автодоровских организациях. Нам нужна эта дисциплина во всех отношениях — и в делах организации, и в делах финансовых. Теперь уже нельзя ни в центре, ни на местах говорить о необходимости дорожного строительства «вообще». Речь должна итти о строительстве определенного типа дорог — грунтовых, гравийных, булыжных, асфальтовых, об отрезке дороги — от такого-то совхоза до такого-то пункта, или от такого-то колхоза в таком-то направлении и т. д. Конкретизация руководства, конкретизация управления — вот основная задача, которую -мы должны осуществить, вступая в 6-й год своего существования. — Я думаю, — закончил свой доклад т. Лежава,— что на основе тех достижений, которые у нас есть, мы можем смело ставить перед собой еще большие задачи во всех областях автомобильного, тракторного транспорта и дорожного строительства и можем смело и твердо заявить и нашей партии, и нашему правительству, что мы с удесятеренными силами будем им помогать в строительстве бесклассового общества во вторую пятилетку, что мы и впредь будем вести напряженнейшую борьбу за единство, монолитность нашей партии, за проведение в жизнь генеральной линии, что мы примем все меры, чтобы стать действительно квалифицированными помощниками нашей славной Красной армии, что мы будем •напряженными темпами готовить смену, воспитывать молодое поколение, давая ему техническую и политическую подготовку. Да здравствует наша партия! Да ЦК во главе с т. Сталиным! здравствуетОт имени Реввоенсовета СССР выступил с приветствием т. Халепский. — Бойцы Красной армии и начальствующий состав,— говорил он , — з оркои чутко присматриваются к деятельности Автодора. Мы, армейцы, понимаем, что сила современного оружия в будущей войне заключается в сознательном, искреннем, до конца преданном партии и рабочему классу человеке современной техники. Капиталистический мир, независимо от всех женевских и прочих конференций по разоружению, ищет новые, совершенные формы боя, ищет новые пути привлечения на службу войны современной техники. Капиталистический мир организовал лучшие предприятия, для того чтобы дать наилучшие средства борьбы и уничтожения человечества. Попутно с этим он мобилизует свою классовую общественность — т. е. ту же «массу бойцов, которые могут сесть на боевые машины». Мы не должны успокаиваться на той благоприятной международной обстановке, которую имеем на сегодняшний день. Мы не можем воткнуть штык в землю, ибо как бы ни была благоприятна для нас обстановка, классовый враг ищет наше слабое место, чтобы схватить за горло советскую власть, чтобы покончить с большевистской заразой. Это знают все — от пионера до бойца, это знает каждый честный советский гражданин. Поэтому мы должны всячески укреплять нашу армию, которая охраняет границы социалиста ческого отечества и дает возможность рабоче-Юбиляра в день его пятой годовщины приветствовали представители различных организаций.Делегация механизированных частей подносит председателю ЦС Автодора А. М. Лежаве в день 5-летия о-ва подарки — альбом и модель коробки скоросте й. Фото С. Ш ингарева6 му классу спокойно раоотать у станка и создавать социалистические ценности. В лице-'"Автодора мы имеем такую общественную организацию, которая может оказать нам техническую помощь, дать индустриальную базу. Вот почему мы так чутко относимся к Автодору, стремимся непосредственно участвовать в его работе. Каждое достижение о-ва Автодор есть достижение РККА, каждый лишний автомобиль, лишний трактор увеличивает силу и мощь Рабоче-крестьянской Красной армии. Мы не можем, как это было иногда в гражданскую войну, итти в наступление на врага, прикрываясь лишь собственной кожей. Мы должны в противовес капиталистическому миру обеспечить свою Красную армию необходимыми техническими средствами. И в этом—еще раз повторяю,— многомиллионная общественность Автодора несомненно может оказать нам большую помощь. От имени Цудортранса с приветствием выступил т. Перепелкин. — Мы празднуем пятилетний юбилей Авт одора , — говорит он, — наряду с блестящими достижениями на хозяйственном фронте. По-большевистски освоены нами мировые .гиганты. Мы имеем ряд строящихся автотракторных заводов и закладываем десятки новых заводов. Заслуги автодоровской организации по освоению этих предприятий колоссальны. В ряде областей ив ряде районов у нас были прорывы в дорожном строительстве. Но там, где автодоровские организации включились в борьбу за дорожное строительство, эти прорывы ликвидированы. Примером могут служить Чувашия, Горьковский край, Ленинградская обл., Узбекистан и ДР-, перевыполнившие, план дорстроительства. Я уверен, что и вторую пятилетку дорожного строительства и автомобилизации мы блестяще освоим при активной помощи Автодора. От Центрального комитета союза автотракторной и автомобильной промышленности юбиляра приветствует т. Соболь. — Пять лет существования Автодора,— говорит он ,— знаменуют огромнейшие успехи в области автомобилизации, дорожного строительства и укрепления обороны страны. Заводы автотракторной промышленности за этот год показали образцы большевистской работы и борьбы за овладение новейшей техникой. Трудности пускового периода позади. Сейчас наши заводы выпускают уже не десятки « сотни, а тысячи и десятки тысяч тракторов и автомобилей для промышленности, сельского хозяйства и обороны страны. Но учитывая массовый выпуск автомобилей « тракторов, надо сказать, что состояние наших дорог является угрозой для автотранспорта. Поэтому сегодня, когда мы подытоживаем наши успехи, мы должны поставить вопрос о дорожном строительстве, о расширении и улучшении дорог во главу угла. От имени ЦС Осоавиахима выступает с приветствием т. Белицкий.— Сила нашей армии, — говорит он, — заключается в том, что ее окружает ряд крупнейших общественно-политических оборонных орг анизаций — Осоавиахим, Автодор, РОКК. ОДР. Мы, осоавиахимовцы, особенно заинтересованы в росте Автодора. Нам хотелось бы, чтобы каждый осоавиахимовец умел владеть мотором, умел управлять нашей советской машиной. Многомиллионный Осоавиахим стремится к тому, чтобы все его члены прошли через шко лу Автодора, чтобы они были не только осо авиахимовцами, но одновременно и автодаров цами, т. е. чтобы они овладели техникой мотора. От научного автотракторного института выступает т. Зелинский. — Не случайно,—говорит он,—что всякая новая техническая идея, всякий новый вопрос, касающийся того или другого вида безрельсового транспорта и дорожного строительства, находит активную, реальную помощь Автодора. Не случайны шефство Автодора над нашим институтом й большие результаты этого шефства. Догнать и перегнать — это значит не только построить гиганты по образцу современной заграничной техники, но и строить новые типы машин, типы наши, советские, приспособленные к нашим требованиям. Проблема перевода нашего парка на нефть. на дизеля, над которой бьется весь капиталистический мир и которую в массовом порядке осуществят только большевики, находит свое отражение как в работах заводов и научно-исследовательских организаций, так ив работе Автодора. Тов. Лежава говорил здесь относительно вездехода, который выпущен нашим институтом. Не случайно, что искания нового те-. нического решения задачи, перемноженные на инициативу и помощь массовой автодоровской организации, дали нам возможность перекрыть крупнейшую капиталистическую фирму Ситроен. Тов. Лежава говорил о глиссерах. Мы можем гордиться, что вещь, которая является с технической стороны подлинно мировым достижением, выпущена бывшим рабочим изобретателем, а ныне инженером и талантливейшим конструктором т. Гартвигом. Это достижение также является результатом активной помощи Автодора. Нет ни одной острой технической задачи, нет ни одной новой технической идеи, которая не была бы подхвачена Автодором. Автодор успешно претворяет в жизнь лозунг т. Сталина об овладении техникой. Далее юбиляра приветствовали от имени пограничных войск ОГПУ т. Воцент," конструктор малолитражного автомобиля НАТИ-2 т. Шарапов, делегация завода им. Сталина, представитель Горьковского автозавода т. Волков, представитель Московской краснознаменной пожарной охраны, начальник школы военных автотехников и делегация Юных друзей Автодора.7