20
21
22
23
КАК РЕМОНТИРОВАТЬ ТРАКТОРЫВыезд тракторов в поле (Вардинский район)СоюзфотоК весеннему севу 1933 г, нужно привести в боевую готовность около 150 тыс. тракторов. Выполнение этой задачи ложин.ся не только на высококвалифицирован-. ' ные кадры трактор!ремонтных рабочих. Более 2С0 тыс. новых водип.е-ей—в основномтрактеристы« этом году столкнутся с новым для иих делом — ремонтом. Оп.сывая в ряде стап.ей ремонт тракторов, нашей задачей является познакэ. жить ноьые кадры рабочих с ремонтным инструментом, способами выявления неисправностей и выполнением отдельных монтажн^ - ремонтных и регулировочных операций. Тема „ргмонт тракторов" разбивается на следующие статьи: 1) разборка, проверка, осмотр, 2) ремонт мотора, 3) ремонт передаточных ходовых и несущих механизмов, 4) регулировка.Разборка тракторовРазбирая трактор на части перед ремонтом, обыкновенно ; стремятся снять целиком отдельные группы механизмов (муфта сцепления, кривошипный механизм и т. д.), не разбирая их подетально. Для этого сначала освобождают трактор от наружных частей, препятствующих отделению нескольких групп, объединенных в одно целое. Чаще всего разборку начинают с отделения мотора от передаточных ходовых и несущих механизмов. После отделения мотора ходовые и несущие механизмы освобождаются от передаточных, а сам мотор разбирается на отдельные группы ' частей. Разбирая тракторы фордзон, ФП и кейс, можно отделить мотор от передаточных механизмов, отвернув болты, стягивающие фланцыкожухов. При дальнейшей разборке тракторов фордзон и ФП можно снять группу кривошипного механизма, вентилятор, муфту сцепления и механизм переключения скоростей, не производя их разборки. Также иу других марок тракторов ряд механизмов снимается как одно целое. Например у тракторов интернационал, СТЗ, ХТЗ можно вынуть целиком коробку. скоростей. У трактора катерпиллар без разборки снимается группа рулевых муфт. Однако съемка некоторых групп механизмов у всех или у ряда марок тракторов без разборки этих механизмов на подгруппы невозможна. К таким группам относятся распределительный механизм, диференциал (для всех ,марок тракторов), коробка скоростей (за исключением интернационала, СТЗ, ХТЗ) и некоторыеДругие.Рис. 1. Отделение мотора от передаточных механизмовИмея это в виду при разборке трактора на группы механизмов, отнюдь не следует допускать подетальной разборки даже тех групп механизмов, которые не могут быть сняты,целиком. Здесь следует по возможности удалять сразу ряд деталей, связанных в одно целое. Так например, разбирая распределительный механизм у трактора клетрак, можно снять целиком валик коромысел с пружинами и. коромыслами., При разборке коробки скоростей у трактора Катерпиллар-60 можно вынуть целиком с шестернями, втулками и подшипниками нижний валик. • На рис. 2 представлен мотор, отделенный от передаточных механизмов. Из этого рисунка видно, что сняты капот, топливный бак и балансирующая рессора.20 Каждая из групп механизмов трактора, осво• божденная от посторонних, частей, может быть к разобрана- подетально. К сожалению, обширность материалов не позволяет нам подробно остановиться на описании разборки отдельных марок тракторов или какой-либо одной "марки. Поэтому мы здесь ограничимся рядом наиболее существенных указаний. • • *_ •. • ' Прежде всего, разбирая трактор, нужно помнить о том, что его части легко повредить и поломать. Это предупреждается обычно применением специальных съемников различных типов для стягивания шестерни, зубчатых колес, шариковых и роликовых подшипников. Рис. 3 и4 иллюстрируют применение съемников подоб-' ного типа. Наряду с этими съемниками применяются и другие. Весьма интересен и Прост по конструкции съемник, представленный на рис. .5. Этим съемником пользуются для удаления поршневого кольца из поршня тракторов фордзон и ФП. Разрезной стержень А съемника вставляется внутрь поршневого пальца, после, чего винт В затягивается до тех пор, пока половины стержня А плотно не прижмутся к стенкам поршневого пальца. Проделав это, ' поворачивают палец внутри поршня вместе со съемником за рукоятку, пропущенную через головку Б. При поворачивании пальца его втягивают из приливов. На рис. 6 представлен съемник поршневых колец. Пользование этим съемником понятно из рисунка. ,. Рис 7и8 изображают пользование специальным съемником для удаления пружин клапанов распределительного механизма и муфты сцепления маховика^ ' Многие из частей трактора, в частности марки «Катерпиллар» устанавливаются под прессом. Поэтому их съемка при разборке .перед ремонтом может быть успешно достигнута лишь применением специального ручного гидравлического съемника. При употреблении этого пресса для различных работ надо помнить, что его действие будет нормальным лишь в тех случаях, когда сам пресс будет расположен совершенно горизонтально, а рукоятка его будет вверху. Точно так же важно, чтобы пресс был наполнен чистым легким моторным маслом. Наполнение пресса маслом производится через отверстие, прикрытое снизу отпускного краника шестигранной пробкой. Пресс приводится в действие путем передвижения рукоятки I до отказа вверх и вниз; Успешность пользования этим прессом обеспечивается правильным подбором к нему сменных частей. Рис. 9 изображает удаление и запрессовку пальцев цепи гусеничного полотна. • ? • Этот же пресс при соответствующей замене частей может также служить для других сборочно-разборочных работ по монтажу трактоi ров «Катерпиллар». Не исключается возможность применения этого пресса для общих ра*от в мастерской, конечно при применении соответствующих добавочных частей. Разбирая трактор, очень важно не спутать Однородные детали (болты, клапаны, кольца и т. д.).Рис. 2. Съемка ведущего зубчатого колеса гусеничного' полотна. 1 — съемник .-.-"' '••.-'' •••"'.';; и .Рис. 3. Съемка распределительной шестерни коленчатого вала. 1 — шестерня, 2 — съемникРис. 4. Съемки поршневого пальца. — А стержень, Б — головка, В — стопорный болтРис. 5. Съемка поршневого кольца21 ИК2.:'<*-*&&&;го способа ремонта. Отсюда можно Сделать' вывод, что осмотр и проверка предрешают успешность и качественность ремонта. Если будет допущена ошибка при проверке, то и ремонт .будет неправильным. Поэтому на осмотре и проверке деталей мы остановимся более подробно. у Осмотр блока начинают с /цилиндров, имея целью обнаружить трещины и задиры на рабочей поверхности. Осмотрев по очереди каж-, дый из цилиндров, производит промер их с помощью индикатора. При этом устанавливают потерю окружности (эленсность), конусность и выработку: Результаты всех этих измерений заносятся в таблицу. Окончив замер цилиндра, осматривают гнезда клапанов, также начиная с первого гнезда (по ходу трактора) и кончая последним. При осмотре гнезд клапанов обращают внимание' на их износ. Для этого прибегают к следующему способу: в гнездо вставляется работавший в нем клапан; если клапан слишком глубоко садится в" гнездо, то это указывает, что гнездо (а может быть и клапан) сильно сработано.Клапанные втулки проверяются также с помощью клапанов, которые вводятся поочередно каждый в свою втулку^ Сильный люфт свидетельствует об износе клапанной . втулки. Необходимо иметь в виду, что люфт может указывать и на износ клапанной ножки. Для того, чтобы не было ошибки, следует убедиться в том, что ножка клапана не сработана. На износ коренных подшипников указывает полное отсутствие или валичие незначительного числа прокладок. При осмотре подшипников может оказаться^ что отстал баббит или поверхность подшипни-' ка повреждена при разборке. Особое внимание в процессе осмотра подшипников следует обращать на их борта. Так, у трактора форд - ч зон третий (бортовой) подшипник должен быть промерен специальным шаблоном. Изношенный или попорченный баббит указывает на необходимость заливки. При наружном осмотре блока могут быть обнаружены трещины, пробои и изломы. Эти неисправности указывают на необходимость ремонта блока сваркой, или на замену его новым в зависимости от места, характера и вида повреждения. Коленчатый вал перед ремонтом тщательно проверяется с помощью индикатора. Проверка коленчатого вала сводится к измерению шатунных и коренных шеек ик проверке вала с целью определения кривизны. Наряду с этими измерениями важно произ-! вести^ проверку вала и установить, нет ли в нем кривизны. Лучше проверку вала на прямолинейность коренных шеек производить непосредственно на прессе. При этом можно сразу же произвести и /правку вала. Пошатывая шатун на поршневом пальце, можно определить зазор пальца. Однако, при этом надо иметь в виду, что поперечную игру пальца легко спутать с боковой игрой.Рис. 6. Съемка клапанной пружины специальным приспособлениемкШ ^»:#ЛЛ|t--^ш Ш t-'.'V^ Щ Жл ' ^ Жя»Щ§*-* » • $L£~3SL "1. ^Ёк • '•W&egss<#s«,S№*'.''; s Ф;Р ее7 Удаление пружинной муфты сцепленияРис. 8. Удаление пальца цепи гусеничного полотна Возможность этого явления исключается правильным нанесением меток на поверхность деталей. Так например, верхнее поршневое кольцо каждого поршня должно иметь с верхней своей торцовой стороны один керн или одну метку напильником. Второе кольцо следует отметить двумя кернами; третье — тремя и т. д. Поршень, шатун и палец первого цилиндра накерниваются одним керном, а поршни, шатуны и пальцы второго, третьего и четвертого цилиндров двумя, тремя и четырьмя кернами. Точно также накерниваются пальцы, замоченные пробки, крышки подшипников, клапаны, толкатели и другие части. После детальной разборки и нанесения меток на однородные детали все части должны быть очищены от грязи, масла и нагара, тщательно осмотрены и проверены.Осмотр и проверка частейОсмотром и проверкой частей определяется их неисправность, а следовательно устанавливается возможность применения того или ино22 Своевременное окончание ревивомта тракторов и выполнение плана производства запасных частей-являются важней» шими боевыми задачами, определяющими успешное проае» денне посевной кампании первого года второй пятилетки.Проверку пальца на его износ можно произвести с помощью круглОизмерителя, универсальным индикатором или даже простым микрометром. , Шатуны обыкновенно . проверяются с помощью специальных приборов. Однако не исключается возможность проверки их и универсальным индикатором. Измерение поршня (рис. 10) производится в плоскости, перпендикулярной пальцу, и в плоскости пальца. Этим измерением устанавливают элененость. Сравнивая результаты замера в плоскости, перпендикулярной пальцу с нормальным размером поршня, можно' установить его износ. Обыкновенно измерение производится у поршня ив нижней части его." Также полезно промерить поршень несколько ниже и выше пояса пальца. . Производя замер поршня, очень важно не забыть промерить отверстия" в бабышках и канавки поршневых колец. Для измерения отверстий в бабышках поршня может быть успешно использован универсальный индикатор Старрет. Канавки поршневых колец изнашиваются по высоте. При этом износ канавкч происходит меньше у ее дна и больше у наружных краев, -вследствие чего изношенная канавка не имеет прямоугольной формы, а представляет собой' коническое углубление. Такой износ трудно точно определить каким-либо из существующих способов. Пожалуй, лучшим способом будет измерение с помощью точного штангенциркуля Штангенциркулем канавку измеряют у дна, в середине ее иу самого края. Контроль поршневых колец обыкновенно осуществляется с помощью микрометра и щупа. Микрометром замеряется толщина кольца в 2, 4 или 6 местах по окружности. Щупом промеряется зазор в замке кольца. Проверяя кулачковый вал, прежде всего следует убедиться, не скручен ли он.Все сказанное в отношении осмотра и проверки важнейших деталей также распростра-Рис. 9. Измерение цилиндра с помощью индикатораРис. 10. Измерение поршня микрометром няется и на все другие трущиеся части. Поэтому описывать проверку и осмотр частей прочих механизмов тракторов мы не будем. 'Г. ДеминКОНКУРС НА ЛУЧШУЮ МАШИННО-ТРАКТОРНУЮ МАСТЕРСКУЮМосковский совет Автодора совместно с московским отделением Трактороцентра, профсоюзом и другими организациями объявил конкурс на лучшую машинно-тракторную мастерскую, который продлится до весны. Основные показатели для участников конкурсаэто своевременный плановый ремонт тракторного парка, введение строгого хозрасчета, развертывание соцсоревнования и ударничества и т. д. Почти вее 13 МТМ Московской области включились в конкурс, а вместе с ними и автодоровские. организации, существующие в каждой машинно-тракторной мастерской. Московский Автодор выпустил обращение ко всем рабочим и ИТР машинно-тракторных мастерских, колхозов и совхозов. Райсоветы посылают в МТМ своих уполномоченных (Калинин, Бежецк). В ближайшее время на местах организуются совещания по вопросу о работе МТМ.23