Ииж. в. УД а ловЕЗДАЗИМОЙвращательное движение, стремящееся повернуть машину (забрасывает зад). Особенно опасно это для машин высокой посадки, т. е. таких, у которых центр тяжести высок (грузовики и автобусы), т. к. при высоко поднятом центре тяжести отклоняющий момент больше. Опасность опрокидывания или падения на бок у таких машин особенно велика, и поэтому водители этих машин должны проявлять исключительную осторожность при езде по * скользкой дороге. Так как металл дает еще меньше сцепления со льдом, чем резина,— ни в коем случае не следует применять цепей при езде по скользкой дороге. Единственны*! средством против скольжения и заноса является применение новых неизношенных покрышек. Нужно следить, чтобы оба ведущих колеса работали совершенно одинаково, и чтобы тормоза действовали одновременно ис одинаковой силой, иначе опасность заноса увеличивается. Зимой нужно часто проверять тормоза и регулировать их. Скорость движения по скользкой дороге должна быть умеренной — 20—25 км. Подача газа должна изменяться плавно для избежания рывков машины. На поворотах и при перемене направления скорость должна уменьшаться заранее, и тормоза или вовсе не должны применяться (кроме необходимости полной остановки) или применяться с особой осторожностью и заблаговременно, т. е. постепенно за некоторое расстояние до поворота. ЛУЧШИМ же тормозом в данном случае будет падение инерции и замедление самой машины. Поворот должен производиться плавно и осторожно, без резких движений и рывков машины. Ни в коем случае резко не тормозить и не давать крутых поворотов для избежания заноса. В случае скольжения, что происходит от резкого торможения, необходимо выправлять движение машины, совершенно отпуская тормоз, выключая сцепление и регулируя рулем движение так, чтобы машина сохраняла нормальное движение передом. В случае заноса задней части машины также отпускаются тормоза и, выжимая сцепление рулем, уравновешивается движение, выправляя машину в ту сторону, куда заносит машину. Если заносит переднюю часть машины, что случается реже, необходимо повернуть руль в противоположную заносу сторону, уменьшив скорость движения (насколько позволяет время и обстоятельства), пустить в ход тормоза, так как сила торможения действует в обратном направлении и содействует выпрямлению машины. При езде по скользкой дороге необходимо особенно внимательно следить за впереди лежащим путем, чтобы своевременно заметить всякое препятствие, чтобы не уменьшать резко скорость, так как это приводит к заносам. То же самое нужно сказать ив отношении своевременной подготовки к полной остановке машины. Обледенелые скользкие подъемы и спуски требуют большой осторожности и уменья.и по СКОЛ ЬЗКОЙ ДОРОГЕУправление автомобилем зимой имеет свои особенности и несколько сложнее, чем летом. Понятно, что здесь исключительное значение играет снеговой покров и скользкость дороги. При езде по ненаезженной снежной дороге и при попадании в сугробы часто буксуют задние (ведущие) колеса. Буксование обусловливается тем, что снег под колесами укатывается, становится скользким, благодаря чему сцепление колес с почвой становится незначительным. Прибавление газа, т. е. увеличение числа оборотов мотора, в • таких случаях очень,вредно отражается на машине и не принесет пользы. Наилучшим способом ..увеличения сцепления и облегчения движения по снеговой дороге является применение цепей на ведущих колесах. Цепи надо надевать на оба ведущих колеса. При надевании цепи только на одно колесо благодаря различию радиусов одно колесо будет вращаться быстрее другого и заставит машину стремиться в одну сторону, т. е. затруднит управление ею и, кроме того, благодаря одностороннему действию движущей силы на одно колесо (так как колесо без цепи может пробуксовать), легко может быть занос машины. Поэтому при наличии только одной цепи рекомендуется надевать на другое колесо веревку, толщиной равной приблизительно толщине цепи. Вообще цепи следует применять умеренно, пользуясь ими только в случае крайней надобности, т. к. постоянное применение цепей портит покрышки. Независимо от этого всякая машина, выходящая из гаража зимой, должна иметь при себе цепи. Против скольжения существует много типов цепей. Выбирать следует такие, которые гарантируют большую пг'^чность,— разрыв цепи, особенно при быстр ое движении, может быть опасным. Остаток цеш1 может бить по кузовку или зацепиться за что-либо, остановив колесо, в результате чего может быть сильный занос машины. Употребляя цени, надо помнить, что цепи надеваются на колеса, но ни в коем случае не натягиваются. Следует всячески избегать езды по сугробам и ненаезженному снегу, т. к. снеговой покров обычно покрыт тонкой ледовой - корочкой, которая, ломаясь, колет и режет покрышки. При отсутствии цепей можно выехать из сугроба, обвязав колеса веревками или подкладывая под колеса палки, хворост, доски и проч. Иногда можно выехать лавируя или давая задний ход, отводя машину назад, дав разгон и, несколько изменив направление движения, .пройти то место, где машина буксовала. Исключительную осторожность надо проявлять при езде по накатанной обледенелой дороге и по льду. Опасность езды заключается в недостаточном сцеплении колес с поверх ностью дороги, вследствие чего возникают скольжение и заносы. При быстром крутом повороте или резкам торможении возникает