м.•СОЛОМОНОВУсилим ВЫПУСК ДОРОЖНЫХ МАШИН• С каждым годом производство специальных заводоз Дормашобъединения освобождает нас от импортной зависимости. Малоизвестные до сих пор заводы — Петрозаводский, Рыбинский завод «Дормашина», Краснодарский завод им. •Седина, Кременчугский завод им. Сталина — с ^успехом производят те дорожные машины, которые выпускаются крупнейшими германскими и американскими фирмами. Заводы не слепо воспроизводят лучшие заграничные типы машин. Конструкции корректируются, улучшаются в соответствии с местными условиями, с потребностями дорожного •строительства, с наличием материальных ресурсов (сырья). Авторитетные научно-исследовательские институты Москвы и других центров оказывают специальным заводам существенную помощь в конструировании и усовершенствовании сложных дорожных машин. За 1932 г. Онежский завод (в г. Петрозаводске) выпустил свыше 1 000 легких, средних и тяжелых грейдеров, свыше 1000 тракторных утюгов, снегоочистительных автомашин. Рыбинский завод специализировался на выпуске камнедробилок, моторных катков, плейеров, рутеров. Завод им. Сталина (Кременчуг) выпустил значительное количество конных лопат, осуществил массовое производство канавокопателей ив небольшом количестве выпустил прицепные катки. Людиновский завод выпустил до 400 локомобилей, Краснодарский завод выпускает главным образом лебедки. По грейдерам легкого типа и снегоочистителям, по камнедробилкам, моторным каткам и канавокопателям выпуск заводов в 1932 г. оказался выше 1931 г. Сверх плана освоено в 1-932 г. производство канавокопателей ВИСХОМ. Удачное изготовление опытных образцов даст возможность приступить к их массовому производству во втором квартале 1933 г. Из других новых машин можно отметить производство сзерх плана моторных катков малого веса в 5—6 т на базе трактора фордзон и производство лопат «Беккер» и роторных снегоочистителей. Еще в 1931 г., к моменту принятия заводов Дормашобъединением. рационализаторская деятельность протекала на заводах под знаком исключительной замкнутости. Между тем новое производство дорожных машкн на заводах, которые до этого занимались ремонтом паровозов, случайным производством нефтяного оборудования и т. д., требовало усиленной рационализаторской мысли, широкой постановки реконструкции всего производства, массового и активного привлечения к этому рабочих. И действительно активное участие рабочих в освоении нового сложного производства быстро дало огромные положительные результаты. За 1931 г. поступило по 4 заводам 2 320 рабочих предложений, за 9 месяцев 1932 г.— 1 660 предложений. Эти предложения тщательн о ^но_ рассматривались на производственных совещаниях и давали большой экономический эффект. Экономии от предложений получено в 1932 г. на 38 проц. больше чем в 1931 г. В 1932 г. Дормашобъединением была организована по заводам эстафета массового рабочего изобретательства, цель которой — втянуть широкие рабочие массы в изобретательство. Бризы были хорошо укомплектованы, эстафета дала большие результаты. Освоение заводами нового производства происходит в тяжелых условиях. Много энергии, настойчивости и гибкости требовалось от заводов для преодоления организационно-технических трудностей в условиях большой изношенности оборудования, которое обновлялось медленно ив крайне недостаточных размерах. Тормозом в работе было также недостаточное и некомплектное снабжение заводов металлом (недостаток необходимых сортов железа, балок, нивеллиров и пр.). *** В 1933 г. заводы Дормашобъединения должны дать 1 800 утюгов конной тяги, 2 000 утюгов тракторной тяги, 1 200 грейдеров легкого типа, 335 —среднего типа и типа А-8 и А-12, 1750 ползунковых лопат, 2 000 конных лопат, 500 автоматических снегоочистителей, 90 канавокопателей ВИСХОМ, 400 канавокопателей лотковых, 600 прицепных катков и 150 моторных, 275 плейеров, 100 рутеров и пр. Большая часть этих механизмов должна поступить вIи II кварталах. Приближается весна; скоро начнутся дорожные работы по всему СССР. Со всей актуальностью стоит вопрос об усилении выпуска дорожных машин к началу весенних работ. Надо сказать, что в Дормашобъединения не чувствуется мобилизационного состояния в связи с приближением дорожного сезона. В производственном отделе Дормашобъединения теоретически признают, что выпуск дормашин по существу является сезонным делом, приуроченным к началу дорожных работ, но все, мол. зависит от аккуратного поступления сырья. Будет комплекта эе сырье — и производственные планы Iи II <сварталов будут выполнены Нужно, чтобы материалы для заводов дорожных машин во что бы то ни стало поступили на заводы во-время. Речь идет главным образом о прокатном материале. Пуск в ход наших металлургических гигантов и прокатных станов дает основание рассчитывать, что то сравнительно небольшое количество проката, которое требуется заводам Дормашобъединения, будет им предоставлено в срок. На этом должны настоять Дормашобъединение, дорожная общественность, в частности автодоровская общественность. Два месяца назад Дормашобъединение отчитывалось в своей работе перед дорожной секцией ЦС Автодора Секция решила послать свои бригады на заводы, выяснить на месте положение вещей, чтобы обоснованно выступить перед правительственными органами. Но до сих пор бригады на заводы не посланы. Автодор еще не занялся выяснением действи-*