Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Автомобиль—трудящимся! ЖУРНАЛ ВСЕСОЮЗНОГО АВТОДОР ОБЩЕСТВА РЕДАКЦИЯ: Москва.б, Страсти. бульвар, 11, тел. 3-31-91. Трамв. А, 6 .16. 18, 23, 25, 29. 41.ВЫХОДИТ ОДИН РАЗ В МЕСЯЦЕЕЕЕЯЕШЕЕЯБЕЕЕЕЕВЕЕЕШАВТОДОР ДОЛЖЕН СТАТНАДЕЖНЫМ ПОМОЩНИКОМ ПАРТИИ И ПРАВИТ ЕПЬОТВАВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕИЗ РЕЧИ А. М. Л ЕЖАВЫ НА II ПЛЕНУМЕ ЦС АВТОДОРА «Январский пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) дал оценку состояния капиталистического мира и того положения, в котором находится наша страна. Пленум наметил также план работы 1933 г. и перспективы второго пятилетия, которые кладутся в основу текущей работы. • Вторая пятилетка должна завершить осуществление бесклассового социалистического общества. Эту задачу мы поставили перед собой, завершив построение фундамента социализма и выполнив первый пятилетний план. Строить бесклассовое общество нам нужно с теми же усилиями, с теми же героическими подвигами, которыми ознаменовалось выполнение первой пятилетки. Пленум ЦК дал совершенно четкие указания о задачах 1933 г. В чем же заключается особен ность этих указаний? Мы должны в этом году освоить всю ту громадную технику, которую мы внедряем в наше хозяйство, всемерно укрепить наши кадры, дать нашей промышленности, нашему сельскому хозяйству тех работников, которые могли бы не только должным образом эксплоатировать машины и агрегаты, созданные нашими руками, но двигать технику дальше, создавая более рациональные и более технически совершенные приемы развития промышленности и сельского хозяйства. Указания т. Сталина, которые положены в основу нашей работы, должны быть проведены в жизнь с максимальным эффектом. Сейчас в не меньшей, а в большей степени ударни,< будет центральной фигурой всей нашей организационной работы и всей хозяйственной деятельности. Ударничество, соцсоревнование—вот те формы организации, те методы работы, которые дают возможность быстро наверстать упущенное. Руководствуясь установками нашей партии, изучая, вдумываясь и вчитываясь в доклад т. Сталина, в его выступления на пленуме и на колхозном съезде, мы можем почерпнуть оттуда и самую уверенность, которая нужна для всякого политического и хозяйственного работника. Руководствуясь этими директивами и теми требованиями, которые "предъявлены нам всеми постановлениями партии и правительства, мы должны подойти к нашей работе в текущем 1933 году. Основные практические вопросы, которые перед нами поставлены, — это борьба за организационно-хозяйственное укрепление колхозов, за укрепление МТС и совхозов, за социалистические методы, за социалистическую технику в. сельском хозяйстве, за высокую урожайность, за расцвет колхозов, за благосостояние колхозника, это борьба за дальнейшее укрепление диктатуры пролетариата, за осуществление конечной цели — построение бесклассового общества в конце второй пятилетки. Наше Общество в этой борьбе находится на ответственном участке. Пять с лишним лет назад мы поставили себе задачу организовать многомиллионное добровольное Общество, которое содействует партии и правительству в автомобилизации страны, в улучшении безрельсовых путей. На 1-м Всесоюзном съезде Автодора был дан подробный обзор пройденной работы, поэтому не будем подробно останавливаться на этом. Но нелишне вкратце напомнить о тех резолюциях, которые были приняты на съезде и которые до сегодняшнего дня являются совершенно реальными.111 Автодор должен стать надежным помощником партии и правитель"5" ства в социалистическом строительстве (из речи А- М. Лежавы на II пленуме ЦС Автодора) . II Всесоюзный пленум Центрального ^ совета Автодора Наглядная история советской авто5р мобилизации. Б лет журнала „За рулем" CL Всесоюзный съезд колхозникоа111 ударников - Н. БЕЛЯЕВ. — Добьемся скорейшей Ч. постройки автомобильной дороQ ги Москва — Горький >ц ЮДОЛ. — Улучшим качество советw ского автомобиля1 4 12 15 16 17Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ.-Американские автомобили 1933 г Инж. С.КЕЛЛЕР.— Построим „настоящий" детский автомобиль . . . . Инж. Д. НЕКРАСОВ.-Тракторытягачи заменяют маневровые паровозы Е. ДОБРОХОТОВ.- Как бесшумно переключать скорости . . . . . . . Г. ДЕМИН. — Как ремонтировать тракторы (статья 2-я) Новости мировойавтодорожной техники Рабселькоры-автодоровцы пишут . На общественный суд . В номере 43 иллюстрации18 20 21 22 24 28 30 3210апреля 1933 г. За год, минувший со дня съезда, Автодор имеет несомненно крупные достижения. Однако многое из того, что решил съезд, нами не выполнено. Наш съезд дал установку — превратить Автодор в многомиллионную организацию. К настоящему пленуму мы имеем лишь около 2 млн. членов, а разговоры были о3 млн. к концу года. Это задание нами не выполнено. А что представляют собой эти миллионы, каково их качество? Если взять будничную жизнь автодоровских организаций и посмотреть на нее хотя бы только по хронике наших газет и журналов, то нужно будет признать, что качество далеко не важное. В наших рядах мы сегодня не досчитываемся даже многих избранников съезда, которые уже потеряли право быть в нашей среде. На съезде мы указывали, что опыт и практика автодоровских организаций свидетельствуют о том, что мы должны проявить везде, в каждой точке, в каждой организации, в каждой ячейке максимальную классовую бдительность, что нашей настоятельной задачей является наблюдение за тем, чтобы враждебные и оппортунистические элементы не пролезли к нам, не помешали нашей работе. Мы вынесли резолюцию, которая требовала бдительности. Эта бдительность в должной степени на местах не осуществлена. Когда мы говорим об автодоровской работе и об автодоровских организациях, мы еще продолжаем зачастую говорить «вообще». Практической деловой работы, подлинной творческой работы и участия в социалистическом строительстве часто мы не видим. Недавно в Центральный совет Автодора приехали товарищи из нескольких районов и рассказали о том, как они проводили массовую автодоровскую работу по дорожному строительству. В частности, т. Фролов с Урала приехал сюда, вооруженный многочисленными материалами низовых автодоровских организаций. В этих материалах и актах запечатлены не какие-то общие достижения, нет,— там указаны метры и километры построенных и 07ремонтированных дорог, исправленных грузовиков и тракторов, количество трудодней, затраченных на дорожное строительство, сколько рабочих и колхозников вышло на работу, ч какие именно дороги они делали, что ремонтировали ив каком количестве. Весь этот поток цифр сопровождался указаниями о том, как политической работой с трудящимися массами автодоровцы достигли этих реальных результатов. Когда мы познакомились со всем этим фактическим материалом, мы поняли, что автодоровское дело двигается вперед, нащупывает правильные пути, по которым должна итти наша общественность. Но не только уральцы преподнесли нам 600 тыс. с лишним чисто автодоровских трудодней. Мы имеем такого же рода достижения ив некоторых других областях. Всем известно, что Чувашия — наша гордость. Мы впервые поставили себе задачу попробовать в отсталой Чувашии методы общественной борьбы, вывести население на дорожное строительство, и это нам удалось, конечно, работая рука об руку с партийньми организациями, рука об руку с советскими, профессиональными организациями. Автодоровская инициатива и актиьность в 1930 г. была подхвачена всем трудовым населением Чувашии. Минувший год показал, что Чувашия не сдала своих позиций, а попрежнему идет впереди. Те же методы дали блестящие результаты не только в одной Чувашии. С ней состязается соседняя Марийская область, которая также имеет большие достижения. Но все же до сих пор мы сделали еще очень мало как в отношении количества, так ив отношении охвата масс. Наша задача заключается в том, чтобы обсудить все вопросы и дать такие указания, такие инструкции, которые бы людей на местах толкали не на разговоры об Автодоре «вообще», а на сугубо практические дела большой политической и хозяйственной важности. Наша работа в области сельского хозяйства заключается в том, чтобы добиться высокого урожая, добиться лучших культур и большего благосостояния трудящихся. Можем ли мы содействовать этому? Методами, которыми работают Чувашия и Урал, мы этому .содействовать сможем. Нашим работникам на местах должно быть хорошо известно, как страдает сельское хозяйство от бездорожья, от того, что тракторы и автомобили, добытые с огромными трудностями, на 50—60 проц. стоят в ремонте, а хозяйства пользуются ими только на 40 проц. f Как вы думаете, влияет это на качество и уровень урожая или нет? Если вы по примеру Ленинграда организуете ударные бригады, рейды, посты и будете посылать их в разные места с таким назначением, чтобы отремонтировать пурк, привести его в порядок, быстро наладить мосты, переправы и т. д., вы принесете этим огромную пользу. Ленинградская бригада в 16 чел., проработавшая в прошлом году в колхозах и совхозах Оренбургского района, показала, какую огромную услугу автодоровская организация может оказать сельскому хозяйству. Местные колхозные работники, руководители правлений колхозов, работники МТС, собрания колхозников присылали нам телеграммы о том, чтобы мы не забирали бригаду, так как она поставила на вывозку хлеба 38 машин, находившихся в бездействии, и мобилизовала население на ремонт дороги. А в области промышленности? Мы ставим задачу освоить передовую технику, улучшить качество, повысить "производительность труда, снизить себестоимость. Что мы можем сделать? Наше детище, первенец автомобильной промышленности — Горьковский завод, до сих пор бьется, потому что еще не освоил высокую технику. Горьковцы делают прекрасные двигатели, хорошие отдельные детали, но многие из деталей никуда не годятся и частью по вине самого завода, который еще не освоил как следует технологический процесс, а в значительной части по вине смежных заводов, изготовляющих разные детали ч разные части с большим процентом брака. Какова роль автодоровцев в этом деле? Мы должны толкать и подгонять заводы-смежники, организуя посты и бригады, мы должны бороться за качество, сигнализировать о прорывах. Но мы заинтересованы не только в одном Горьковском заводе, мы заинтересованы ив заводе им. Сталина, и в тракторных заводах, в Ярославском заводе, в строительстве Челябинского завода и т. д. и т. д. Мы заинтересованы в качестве бензина, в качестве резины. На всех этих участках мы можем оказать нашему строительству гигантскую помощь, огромную услугу. Вопрос о кадрах—первостепенной важности вопрос. Нужно сказать, что в области подготовки кадров Автодор имеет известные достижения и даже оказался сегодня чуть ли не на первом месте в Союзе по количеству выпускаемых шоферов и водителей, но одновременно он находится на одном из последних мест по качеству подготовляемых кадров. Никуда это не годится! Здесь нужно подробно обсудить вопрос —не положить ли предел самотеку и кустарничеству в этом деле. Не пора ли уже приостановить самотек и основательно перешерстить существующие курсы. К этому мы придам в ближайшее время. Партия и правительство поручили нам очень ответственное дело — подготовить, обучить и выпустить шоферов-водителей, которым поручаются такие ценности, как автомобили и тракторы. Вы знаете, что слесарь, токарь, фрезеровщик, работающий у станка, находится на виду у своих товарищей. Вы знаете, какие требования мы к нему предъявляем, какой квалификации добиваемся от него, прежде чем поставить к фрезерному станку. А кто сказал, что к автомобилю, к трактору можно относиться более небрежно,—откуда это следует? Какое мы имеем право допускать такое положение, когда несколько человек, ни перед кем не ответственных, по своей инициативе вывешивают вывеску „подготовка шоферов", собирают деньги, ставят по своему усмотрению преподавателей, чему-то обучают водителей, выдают какие-то удостоверения, а потом с этими удостоверениями сажают на машины. Если в первые годы существования Автодора это было позволительно, то сегодня, когда у Автодора имеется 250 учебных точек и двухлетний опыт,'— нужно положить предел этим методам подготовки. Надо выработать на основе опыта такие методы, которые гарантировали бы получение доброкачественных кадров водителей — автомобилистов и трактористов, которые бы гарантировали сохранность и ценность автомобиля и трактора. Если взять резолюции Всесоюзного съезда Автодора об итогах и перспективах дорожных работ с трудучастием населения и роли общества Автодор, то мы найдем там важнейшие решения. «Принять самые энергичные меры к тому, чтобы во всех колхозах были выделены доруполномоченные. Всю работу Автодора по трудучастию населения развернуть под лозунгом проникновения Автодора на село, в колхоз, совхоз. Успешность работы автодоровских организаций по трудучастию населения будет расцениваться не только по количеству построенных дорог и получению материальных результатов, но и по тому, как будет укреплена и развита автодоровская организация на селе». Сегодня мы с вами должны будем этот раздел работы дополнить на основе тех задач, которые поставлены перед нами партией и правительством в 1933 г. Колхозы и совхозы должны быть в максимальной мере обеспечены улучшенными дорогами двух типов. Эго дороги общего пользования, которые находятся в ведении дортрансов и строятся и ремонтируются в порядке использования труда населения на основе существующих законов, и дороги, непосредственно находящиеся на территории совхозов и колхозов. Есть МТС, в районе которых имеется 20 — 30 колхозов, есть колхозы, в которые входят от 100 до 400 дворов. Это колоссальнейшая площадь. По этой площади проложены новые дороги хозяйственного значения, ведущие от одной часги хозяйства к другой. Эти дороги- должны быть проложены усилиями самого хозяйства. Ставя перед собой эту задачу, — какие мы находим специальные формы и методы для ее разрешения? Нужно ли каждому колхозу или каждой МТС обзаводиться своими дорожными мастерами, своими дорожными инженерами и техниками, машинами, инструментами и пр., в то время как наши дортрансы и без того плачут оттого, что промышленность недостаточно обслуживает их нужды. Встает вопрос о кооперировании всех организаций, работающих на территории хозяйства с доргрансами. Автодоровские организации сейчас должны повысить свою активность, свою инициативу для того, чтобы действительно облегчить борьбу за весенний сев и дальнейшие сельхозкампаини этого года. Дорожная проблема стоит не только перед колхозами, совхозами и МТС, но и перед промышленными предприятиями, перед всевозможными большими комбинатами, у. которых также обширная территория и большое поле деятельности. Какие же' формы борьбы мы должны применить — вот вопрос, над которым мы должны в ближайшее время работать. В заключение считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что наша основная задача — охватить как можно больше трудящихся масс, соблюдая при этом классовую бдительность, ведя борьбу с остатками классовых врагов, устраняя всякую нерешительность, всякий либерализм по отношению к элементам, которые мешают нашей работе. Мы должны поставить дело так, чтобы, борясь за автомобилизацию, за улучшенные дороги, каждый автодоровец имел перед собой совершенно четкую, развернутую программу как сьоей индивидуальной работы, так и работы всего коллектива и всего Общества, увязанную со всем социалистическим строительством. В порядке самокритики нужно сказать, что у нас в центре еще много недостатков. И мы здесь сплошь и рядом открываем под носом и классово-враждебные элементы, и разгильдяев, и оппортунистов и просто дармоедов и сплетников, которых гоним метлой. Из этого мы делаем вывод для себя. Мы ведем неустанную энергичную борьбу за самоочищение и ставим такую же задачу перед всеми автодоровскими организациями — со всей же ткостью и настойчивостью проявить эту бдительность и чистоплотность ив отношении себя и всего окружающего. Тогда мы сможем честно и смело посмотреть в глаза нашей партии, нашему партийному руководству, нашему правительству, всему рабочему классу, вождям нашим, являющимся учредителями нашего Общества. Первым там значится т. Сталин, и я от имени тенима обращаюсь к нему, беру на себя ответственность заявить, что у автодоровцев есть достижения. Эти достижения свидетельствуют о том, что мы находимся на путях, которые обеспечат нам создание мощной, с крепким больн евнстским костяком организации, которая будет нога в ногу, темп в темп итти со всем нашим социалистическим строительством». (Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты.)