12
13
14
НАГЛЯДНАЯ историй СОВЕТСКОЙ АВТОМОБИЛИЗАЦИИО ЛЕТ ЖУРНАЛА „ З А РУЛЕМ"'-/71.Пять лет назад в апреле 1928 г. выход первого номера журнала «За рулем». совпал с скромным юбилеем единственного тогда в СССР автомобильного завода АМО. Завод праздновал выпуск своей тысячной машины. Обложка первого номера журнала «За рулем» со снимком юбилейной машины вышла под лозунгом «от тысячи к миллиону». Прошло пять лет. Пять годовых комплектов журнала — это наглядная документированная история советской автомобилизации,» история постройки на голом месте огромной мирового значения автомобильной промышленности и решительной борьбы с вековым бездорожьем. 1928 г. ... Журнал выходит один раз в месяц, 3 печатных листа с многочисленными иллюстрациями, которые рисуют рост автопарка за границей и нашу отсталость. Журнал пропагандирует необходимость борьбы за советское автостроение, за ликвидацию векового бездорожья. Плеяда лучших советских журналистов, писателей и художников на страницах «За рулем» пропагандирует идеи автомобилизации Союза. Мих. Кольцов, Ник. Погодин; А. Брагин, Викт. Шкловский, Вл. Маяковский, Лев Никулин, Д. Маллори, Ефим Зозуля, А. д'Ак- . тиль числятся в списках активных сотрудви- ков журнала. В ноябре 1928 г. правительство принимает решение о постройке, автомобильного завода в Горьком с выпуском 100 000 автомобилей в год. Пора переходить от агитации за постройку .автогиганта к не посредственному участию в развертывании мощной автоиндустрии. Интерес к вопросам автомобилизации и дорожного строительства среди широких масс трудящихся настолько велик, что уже в 1928 г. при наличии в стране немногим больше 18 000 автомобилей, тираж журнала «Зару-лем» дошел до 35 000 экз. 1929 г. ... «За рулем» переходит на двухнедельный выпуск, по 2 печ. листа. Иностранная тематика, фельетоны, рассказы и стихи постепенно исчезают со страниц журнала, уступая место статьям специалистов по автостроению и дорожному делу на острые темы, связанные с развертыванием этой новой отрасли советского хозяйства. В середине 1929 г. правительство принимает решение ио коренной реорганизации завода АМО и превращении его в мировой завод грузовых автомобилей с производительностью 25 000 автомобилей в одну смену. Показ достижений западноевропейской и американской автомобильной и дорожной техники, выбор подходящих моделей автомобилей, развертывание дорожных работ в больших масштабах с привлечением труда населения, организационные вопросы, связанные с расширением и увеличением о-ва Автодор и первыми попытками проникновения на село, — вот основная тематика журнала в. 1929 г. События на китайской границе, вызвавшие единодушный взрыв негодования и готовность трудящихся масс ^встать на защиту, пролетарского государства, нашли широкий отклик . и в рядах Автодора. Редакция «За рулем» выдвинула предложение об организации фонда постройки шестиколесных машин для Красной армии. Это предложение, объединяя автодоровцев в стремлении укрепить техническую мощь Красной армии, одновременно привлекло внимание широких масс трудящихся к проблеме мало известных еще тогда у нас шестиколесных машин. 1930 г. ... На площадке у реки Оки начались земляные работы — подготовка к строительству будущего автогиганта. Журнал «За рулем» с первых же дней начинает систематически освещать ход строительства с тем, чтобы эти регулярные двухнедельные сводки впоследствии могли бы дать точную картину беспримерного строительства советского автогиганта - в рекордно короткий срок. Мощное развитие социалистического земледелия, огромный рост тракторного парка привели Автодор к необходимости включить трактор в круг своей деятельности. Редакция одновременно начинает освещать и ход строительства тракторных гигантов' в Сталинграде, а впоследствии в Харькове. Заметно меняет свои задачи и методы работы о-во Автодор. На 2-м пленуме Центрального совета председатель Автодора А. М. Лежава резко ставит вопрос о том, что Автодор есть организация общественная, что об этом нельзя забывать. Автодор, — указывал т. Лежава. — не имеет права превращаться ни в коммерческую, ни в хозяйственную организацию, занимающуюся лишь педагогической или торговой деятельностью,- а является общественной организацией трудящихся, помогающей партии и правительству в социалистическом строительстве, в осуществлении планов автомобилизации и дорожного строительства.шш.М мманяянт шт,щтттщеаяшШ]•.;.'.' *;•-г<р/тт--,1, ; !.-•• »;оч osutfCiS '• ... ;ЯЕНИЮ ьШт. ЧЕл>\Ч SO^Or-'З ЦЕ >и-;ге 10Й КVА С. Н О * i А г' -,'дни ш гадббщшыкМ 1I'К- kй::;Ж;.да"*: • :.:. • 'ШИШ.'?Наряду с перестройкой работы Автодора шла и перестройка журнала. Почти все важнейшие политические и хозяйственные кампании получают отражение в журнале в автодоровском разрезе. Вопросы^ттодготовки кадров, лекции по устройству автомобиля, вопросы строительства дорожных машин, новейшие методы дорожных работ — также завоевывают место на страницах журнала. Значительное - внимание уделяет журнал дорожному строительству в столице Советского союза, в Москве. Специальный номер был посвящен разоблачению бесхозяйственности и полувредительским методам работы на улицах Москвы. В дальнейшем, обезвредив вредителей, изучив свои ошибки и промахи, московские дорожники добились огромных успехов, превратив ' -за короткий срок булыжную Москву в асфальтовую столицу Советского союза. 1931 г. ... Процесс промпартии. РазоблачеУ ние вредительства в различных отраслях нашего хозяйства. Безнадежные^полытки разбитых классов помешать, остановить, замедлить победный ход социалистического строительства. Вредители разоблачены, и им в ответ несется победный клич о скорейшем выполнении пятилетки, о выполнении ее в четыре года. Журнал «За рулем» стремится отобразить на своих страницах победоносное социалистическое строительство, в частности героическую работу по постройке автотракторных гигантов и развертыванию дорожного строительства. Выступление т. Сталина в феврале 1931 г. на конференции работников промышленности об овладении техникой, июньское выступление на совещании хозяйственников с шестью историческими условиями победы социализма в нашей стране, были положены в основу рабоzzz ты Автодора, в основу работы редакции журнала. Большое внимание начинает уделять журнал вопросам участия автодоровцев в сельхозкампаниях, "в частности, помощи большевистскому севу и своевременной уборке и вывозке урожая. В последнем декабрьском номере 1931 г. редакция вместе со всей автодоровокой общественностью, вместе со всей страной отпраздновала огромную победу советской автомобилизации, реальное осуществление мечты энтузиастов • автодоровцев 1928 г.— перевод в строй действующих предприятий построенного Горьковокого автомобильного завода. 1932" г. ... Последний год четырехлетней пятилетки. Повседневная напряженная борьба за налаживание работы автотракторных заводов, за лучшую эксплоатацию машин за развертывание огромного дорожного строительства на фоне мирового экономического кризиса, в частности развала автопромышленности за границей. Проблема кадров, социалистическое соревнование, ударничество, реализация шести условий т. Сталина во всех отраслях работы,— вот программа действий, программа борьбы за успешное выполнение пятилетки. Первый Всесоюзный съезд Автодора, происходивший в первых числах января 1932 г., дал развернутый план действий для всей автодоровской организации, в том числе и для редакции своего журнала. Борьба за многомиллионный Автодор, за резкое повышение политической активности, за проникновение Автодора в колхозы, совхозы и МТС, за умелую организацию населения для участия в дорожных работах, за освоение передовой автотракторной техники — вот основные вехи борьбы журнала в этом году. Трудно подводить итоги пятилетней работы в короткой статье. Приведенные выше краткие наброски развития журнальной тематики за прошедшие пять лет дают лишь в самых грубых чертах представление об огромнейшем изменении нашей страны и лица читателя.гг.— "~~:~щ:ЩОблик читателей «За рулем» резко изменился. Уходит в прошлое своеобразная автомобильная романтика. Исчезают автомобильные «мечтатели», жадно набрасывавшиеся на автомобильную литературу и не видавшие близко автомобиля. Вырос огромный слой рабочих автотракторной промышленности, увеличилось в десятки раз количество шоферов, механиков, водителей и трактористов. Вся эта аудитория жадно тянется к знанию, к технике, к технической литературе. Журнал «За рулем» не в состоянии был полностью удовлетворить огромного спроса на эту литературу и для лучшего обслуживания читателей ввел с 1930 г. в качестве ежегодного приложения 24 выпуска технической библиотеки. В библиотеке «За рулем» вышли в массовых изданиях книги проф. Чудакова по устройству автомобиля, по зажиганию, по электрооборудованию, вышло руководство по уходу за автомобилем «Форд», по борьбе с потерями на автотранспорте, руководство по обучению на шоферских курсах и т. д. Журнал проводил значительную массовую работу. Около 500 постоянных рабкоров со всех уголков Советского союза дают возможность прощупать биение автодоровского пульса на местах. Редакция провела несколько выездов на автомобильные заводы и гаражи, организовала встречи с читателями и три всесоюзных заочных конференции. Журнал «За рулем» поднял инициативно вопрос о строительстве шестиколесных машиц ио постройке автодороги Москва — Горький. В работе журнала за эти годы имелись достижения, но были и значительные недочеты. Малый объем и недостаточная периодичность, не позволили, например, осветить в журнале ряд вопросов, в частности отвести должное место новым видам транспорта: аэросаням, глиссерам, вездеходам, мотоциклам и т. д. Недостаточно отмечалась на -страницах журнала и работа пожарного бюро Автодора. Скверная полиграфическая техника и частое опаздывание в выходе журнала в свет приводили к устареванию злободневного материала. На целый ряд важнейших проблем журнал не успевал откликнуться или отводил им недостаточное место. Повышение политической активности Автодора и необходимость уделить значительное место материалам по политическим и хозяйственным кампаниям уменьшали количество статей, посвященных техническим проблемам и состоянию автомобильно-дорожной техники на Западе; Это вызывало, как видно из материалов заочной конференции, нарекания значительной части читателей. В последнее время в связи с выпуском газеты «Автодор» основные материалы по организационной работе самого общества перешли в газету, и журнал смог уделить несколько больше места техническим статьям. Заканчивая первую пятилетку своей работы, совпадающую с началом второй пятилетки для всей страны, журнал ставит своей дальнейшей задачей уверенно шагать вместе с миллионными массами трудящихся под руководством коммунистической паптии и любимого вождя мирового пролетариата т. Сталина вперед к бесклассовому обществу, к успешному завершению второй пятилетки ик победе социализма во всем мире.