12
13
А. К АРЯГИНБУДЕМ ЭКОНОМИТЬДля повышения экономичности бензинового двигателя выгодно в нем увеличивать степень сжатия, так как при этом: 1) возрастает скорость сгорания рабочей -смеси; 2) уменьшаются тепловые потери через стенки цилиндра; 3) повышается давление газов на поршень при вспышке. Однако предел сжатию рабочей смеси ставят самовоспламенение смеси и детонация. Детонация представляет собой явление, сущность которого заключается в неравномерном горении рабочей смеси в результате распада сложных частиц горючего, что сопровождается внезапным и резким повышением давления во время вспышки. Детонация зависит преимущественно от химического состава топлива и степени сжатия. Однако степень сжатия при данном роде топлива можно до известных пределов повышать без •появления детонации за счет улучшения формы камеры сжатия. Двигатели производимых у нас в Союзе автомобилей Форд модель «А» и «АА» имеют степень сжатия, приближающуюся к низшему пределу — 1 : 4 , 3 , поэтому экономичность их относительно невелика и может быть несомненно повышена за счет увеличения степени сжатия хотя бы до 1 : 4,6—1 : 4,8. Но для того чтобы избежать детонации при работе двигателей на наших сортах топлива,необходимо переконструировать головку цилиндров с целью улучшения формы камеры сжатия. Экономичность двигателей автомобилей отечественного производства (Форд модель «А» и «АА», АМО-3 и др.) может быть также увеличена установкой карбюраторов, снабженных так называемыми экономайзерами. Дело в том, что в карбюраторах типа «Зенит», устанавливаемых на этих автомобилях, выходное отверстие главного жиклера выбирается с таким расчетом, чтобы получить от двигателя возможно большую мощность при полном открытии дросселя за счет некоторого обогащения рабочей смеси. Такой подбор главного жиклера не обеспечивает, однако, достаточно экономичности при нормальном режиме, когда можно было бы пользоваться несколько обедненной смесью. Экономайзер же обусловливает хорошую экономичность двигателя на нормальном режиме его работы и получение предельной мощности на полном дросселе. Сущность действия экономайзера, имеющегося в некоторых типах карбюраторов «Зенит», состоит в том, что при работе двигателя на прикрытом дросселе расход топлива из главного жиклера определяется не выходным отверстием последнего, а калиброванным отверстием в особой пробке, через которое топливо поступает из поплавковой камеры к главкому жиклеру. Калиброванное отверстие в этой пробке подобрано так, что на нормальном режиме карБЕНЗИНбюратор дает несколько обедненную смесь, соответствующую наиболее экономичной работе двигателя. При полном же открытии дросселя особый игольчатый клапан, приподнимаясь, открывает широкий канал, через который топливо из поплавковой камеры течет к главному жиклеру, причем рабочая смесь обогащается в той степени, которая требуется для получения от двигателя наибольшей мощности. Одним из важнейших факторов, от которых зависит мощность и экономичность двигателя, является состояние компрессии двигателя. Чем меньше будет утечек рабочей смеси при тактах сжатия, тем больше будет компрессия данного двигателя и усилие для преодоления ее при вращении коленчатого вала, и наоборот. Причинами уменьшения компрессии могут быть: 1. Износ (авализация) цилиндров или борозды и царапины на рабочей поверхности их. 2. Износ или загорание поршневых колец. 3. Неплотное закрытие клапанов, вследствие: а) срабатывания рабочей поверхности клапанов и их гнезд от постоянных ударов при посадке клапанов пружинами; б) отложения нагара на клапанах и их гнездах; в) выгорания клапанов и их гнезд от высокой температуры отходящих газов и пропуска горячих газов при вспышке через неплотности; г) заедания клапана в направляющей втулке; д) слишком малого зазора между толкателями и клапанами или между кулачками распределительного вала и клапанами в зависимости от конструкции распределительного механизма; е) неплотностей в прокладках, свечах и декомпрессионных краниках. Мощность и экономичность двигателя уменьшаются при падении компрессии, так как во время тактов сжатия часть рабочей смеси выдавливается из цилиндров в картер двигателя, в трубопроводы или непосредственно в атмосферу, а во время рабочего хода уменьшается давление, действующее на поршень, вследствие прорыва газов. Поэтому ори сколько-нибудь заметном уменьшении компрессии необходимо выяснить причины этого явления и своевременно устранить их. Большое значение для экономичной работы двигателя имеет правильная регулировка карбюратора и качество даваемой им рабочей смеси. ' При работе двигателя как слишком богатой, так и отчасти на чрезмерно бедной смеси двигатель будет плохо тянуть: в первом случае, вследствие неполного сгорания смеси в цилиндрах из-за недостатка воздуха, а вовтором — ввиду медленного горения смеси и уменьшения полезного использования объема цилиндра, часть которого непроизводительно занимает лишний воздух. При правильно отрегулированном карбюраторе обогащение или обеднение рабочей смс- В совхозе «Батрак» Северокавказского края. Заправка горючим на участкеФ ото А. Шайхетаси в процессе экеплоатации автомооиля может быть вызвано: Богатая смесь а) повышением уровня топлива в поплавковой камере и жиклерах (утяжеление поплавка, пропуск топлива иглой при ее закрытии поплавком); б) поступлением топлива в промежуточный колодец через камеру дополнительного питания (Форд-Зенит); в) слишком тугими пружинами или заеданием клапана добавочного воздуха (Паккард и некоторые др.). Бедная смесь а) понижением уровня топлива в поплавковой камере и жиклерах (засорение фильтров и трубопроводов); б) засорением жиклеров; в) засасыванием постороннего воздуха через неплотности соединений во фланцах карбюратора и всасывающего трубопровода; г) слишком слабыми пружинами клапана добавочного воздуха (Паккард и некоторые др.). Признаками богатой смеси являются: а) газы, выходящие из глушителя, окрашиваются в темный цвет и приобретают резкий запах; б) выстрелы в глушителе; в) перегрев двигателя; г) электроды свечей оказываются влажными и покрываются черной копотью. Признаками бедной смеси являются: а) вспышки (чихание) в карбюраторе при прогретом двигателе; б) падение мощности двигателя; в) перегрев двигателя, в частности выхлопных клапанов и выхлопного трубопровода. При правильно отрегулированном на экономичную работу карбюраторе двигатель «чихает» непосредственно после его заводки, пока он еще не прогрелся. Когда же двигатель прогреется, «чихание» прекращается и двигатель тянет нормально; г) оказывает влияние на экономичность двигателя и опережение зажигания. Величина опережения зажигания зависит от линейной скорости движения поршней, от степени сжатия и от нагрузки двигателя, то есть от положения дросселя при данном числе оборотов вала двигателя. Чем больше число оборотов вала двигателя, чем меньше степень сжатия и чем больше дросселирован двигатель при данном постоянном числе оборотов,—тем требуется большее опережение зажигания. Увеличение опережения зажигания, понятное без особых пояснений в первом случае, в двух последних случаях объясняется уменьшением скорости сгорания рабочей смеси — в одном случае вследствие малого уплотнения рабочей смеси, а в другом — за счет уменьшения пополнения цилиндров и вытекающего отсюда разбавления рабочей смеси остаточными сгоревшими газами. При слишком позднем или слишком раннем зажигании мощность двигателя и его эконо-. мичноеть падают. При относительно ' позднем зажигании поршень пройдет часть своего пути при неполном давлении газов, так что среднее давление, действующее на поршень во время рабочего хода, уменьшится; при слишком раннем зажигании в цилиндрах возникает вредное противодавление, на преодоление которого непроизводительно затрачивается часть мощности двигателя и появляются стуки. Только умело пользуясь опережением зажигания, водитель может добиться от двигателя наибольшей экономичности1. Учитывая слабую квалификацию большинства наших водительских кадров, желательно иметь приборы зажигания с автоматическим изменением опережения. При поддержании двигателя в исправном состоянии (своевременное устранение причин падения компрессии), пользовании нормальной для экономичной работы двигателя рабочей смесью и установлении правильного опережения зажигания соответственно режиму двигателя можно снизить расход горючего на 10—• 15 проц. против фактического расхода при несоблюдении указанных требований.1 Практически слелует давать наибольшее опережение зажигания, которое двигатель переносит Ае} появления в нем стуков и при котором он лучше всего тянет.^^ •*