10
11
Инк;. И ДЮМУЛЕНПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯКОНСТРУКЦИЙВ ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯНа вечере, посвященном пятилетию журнала «За рулем», т. В. В. Осинский подвел итоги пройденному пути в области создания автотракторной промышленности и указал, что 1933 год должен стать годом решительной борьбы за высокое качество выпускаемой продукции. Касаясь Горьковского автомобильного завода, т. Осинский указал, что борьба должна итти не только в отношении улучшения качества продукции, но и улучшения тех деталей, которые оказались слабыми в условиях наших дорог. В заключение т. Осинский отметил необходимость как улучшения существующих конструкций, так и создания новых моделей легковых и грузовых автомобилей. Разберем детальнее эти задания по конструкторской части. Как известно, строящиеся в настоящее время на Горьковском автомобильном заводе легковые автомобили марки Форд-А и грузовые 1%-тонные модели «АА», являются моделями 1930 г. Их предположено строить ив дальнейшем, по крайней мере до начала 1935 г. За это время на заводах Форд производство модели «А» и «АА» прекращено, выпущены новые модели: 4-цилиндровая 50-сильная легковая «В», 1%-тонный грузовик «ВВ», 8-цилиндровая 65-сильная модель «18» и, наконец, в 1933 г. выпущена опять новая 8-цилиндровая оО-сильная модель «40». Таким образом к 1935 г. производимые нами модели «А» и «АА» отстанут на 5 лет от моделей американского «производства. Отсюда возникает вопрос, нужно ли нам также итти по пути изменения моделей или же остановиться на некоторое время на имеющихся уже конструкциях с тем, чтобы в дальнейшем перейти сразу на новые, может быть даже сильно отличающиеся модели. При этом не следует забывать того, что выпуск новой модели ш САСШ почти всегда вызывается конкуренцией ив значительной степени «модой». Выпуск новой модели вовсе не опорачивает старой. Выпуск новой модели вовсе не означает, что старая модель плоха, а новая хороша при всех условиях экеплоатации. Конечно новая модель всегда имеет целый ряд усовершенствований и улучшений в своих отдельных узлах, но очень часто общая компановка машины оказывается менее удачной с точки зрения проходимости, простоты конструкции, доступности отдельных деталей и т. д. За последние годы в САСШ изменился взгляд на конструкцию автомобилей. Если раньше автомобиль приспосабливался для езды по разным дорогам и даже бездорожью, что отражалось на форме у, конструкции их (например, модель «Т»), то теперь, наоборот, дорога приспосабливается к автомобилям и движению их. В связи с этим требование хорошей проходимости по бездорожью отпало, и конструкция автомобилей начала изменяться в сторону повышения скорости и комфортабельности. Это вызвало понижение низших точек и всего автомобиля в целом, увеличение мощности двигателей и увеличение базы автомобиля, а вместе с тем и веса его. Такое положение наглядно иллюстрируется моделями Форд за последние 10 лет. s sачс «Т» «А» «18» «40»тС ОВЕТСКИХ |ЩТОИШБШ1Е§1ЛдаМощностьо да юоЯ о. о оИS <и га ОS CQи ч§1 aяЛ< да Uа {JS3X ио2540 20—1 600 об/мин. 2629 40—2 200 об/мин. 2693 65—3 400 об/мин. 28)5 75—3 800 об/мин.3,7 560 75 28 1060 100 26,5 4,2 1200 115 18,5 5,5 1300 128 17,4 6,332060 1810 1720 1680Новая модель обычно выигрывает перед старой в максимальной скорости, в ускорении, в плавности хода и комфортабельности, чаще всего за счет ухудшения проходимости по бездорожью. Если сравнить модель «А» и «18», то можно сказать, что диспропорция между двигателем и ходовой частью автомобиля еще больше увеличилась. Модель «А» имеет великолепный двигатель и трансмиссию, а вот ходовая часть рессоры, рама, передняя ось, подшипники колес, кузов — значительно слабее. В модели «18» это несоответствие еще больше увеличилось: передняя ось изнашивается быстрее. рама ломается, кузов трескается. Это и понятно. В Америке на хороших дорогах на долю ходовой части приходится значительно меньше работы и там она держится. На наших же дорогах ходовая часть не держится. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что благодаря более мягкой подвеске и большей мощности двигателя скорость двигателя может быть выше, чем на модели «А». Таким образом не всегда новая модель, построенная с учетом условий экеплоатации данной страны, оказывается лучшей в условиях наших дорог и нашей экеплоатации. Совершенно правильно решение строить в течение ближайших двух лет более простую и более подходящую к нашим условиям модель «А». Нужно освоить в .совершенстве производство этой более простой конструкции, довести ее качество до высокого класса, внедрить ее во всех уголках Советского союза, снабдить достаточным количеством запасных частей для обеспечения нормальной и бесперебойной экеплоатации, воспитать кадры квалифицированных водителей и механиков и создать основную сеть автодорог. Но это, конечно, не означает, что конструкторам в области легкового и грузового автомобиля типа Форд в данный период делать нечего. Наоборот, уже сейчас имеется целый ряд вполне конкретных и неотложных работ. Все эти работы можно разделить на две самостоятельных серии: 1. Улучшение существующих конструкций моделей «А» и «АА» в их слабой части. 2. Конструирование новых моделей, отвечающих современным течениям техники и нашим условиям экеплоатации и дорог. Возьмем первую серию. К чему сводятся работы в этой области. Модель «А» имеет слабую в конструктивном отношении переднюю ось и рессорную подвеску. Пальцы и втулки поворотных цапф выдерживают 15—18 тыс. На грузовике «АА» передняя рессора держится 30—40 дней. Крепление упорного треугольника передней оси в картере сцепления вызывает поломку его не только при авариях, но и при более или менее сильных и частых толчках. Необходимо переконструировать переднюю ось и подвеску как модели «А», так и «АА». Крепление упорного треугольника нужно перенести с картера сцепления на особую поперечную раму, как это уже сделано на моделях «В», «18» и «40», осуществив его не при помощи трущихся поверхностей, а с помощью эластичной резины. Бронзовые втулки пальцев рессор следует заменить резиновыми и заново переконструировать переднюю рессору грузового автомобиля «АА». Так же, ка.< это сделано на модели «В», мощность двигателя надо поднять до 50 сил, оставив все основные размеры без изменения, что вместе с увеличением диаметра шеек вала до 1" даст большую долговечность двигателю и большую скорость и тягу автомобилям. Соединение первого карданного вала грузового автомобиля с помощью шестерен с внутренними зубьями нужно заменить норматьным карданом, как это уже сделано на модели «ВВ».Бензиновый бак необходимо поместить сзади автомобиля, что даст большую гарантию в противопожарном отношении, а увеличение его объема даст больший радиус действия автомобиля. Неудачную пружинную подвеску двигателя нужно заменить более совершенной подвеской на резине, применяемой на моделях «В» и «ВВ», а кроме этого необходимо увеличить размер наружного подшипника переднего колеса, ввести более надежную смазку двигателя под давлением с контрольным манометром по примеру модели «В», увеличить размер шин за счет сокращения диаметра обхода, что даст большой километраж для шин и большую прочность колеса, ввести синхронизатор в коробку передач для обеспечения большей долговечности шестерен и бесшумности переключения и т. д. Можно указать целый ряд других работ в этой области. Все они в основном сводятся к переконструированию слабых мест моделей «А» и «АА» или же применению тех конструктивных изменений, которые уже сделаны на моделях «В», «ВВ», «18» и «40», без изменения основной компановки машины. Осуществление указанных предложений дает более надежную, сильную и нетребовательную машину при той же стоимости ее ив том же весе. Касаясь второй серии работ, можно сказать, что они сводятся к следующему. В наших условиях необходимо использовать силовую установку и трансмиссию моделей «18» и «40», а ходовую часть сконструировать заново, таким образом, чтобы она вполне отвечала нашим дорогам и условиям экеплоатации. Это дало бы сильную и быстроходную машину, вполне отвечающую современным условиям техники и условиям экеплоатации в Союзе. Медлить с этим нельзя, такую машину нужпо тачать конструировать сейчас же с тем. чтобы к моменту перехода на новые модели иметь постсоевные и проверенные образцы. '"-!Шестиколесные машины Ярославского автозавода в пробеге. На снимке — осмотр машины в путиФото Евзерихина11