П ро * . Е. Ч УДАКОВУЛУЧШЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗНЕОТЛОЖНАЯ ЗАДАЧАПродолжая цикл статей по улучшению качествасоветских автомобилей, мы помещаем ниже первую статью проф. Чудакова овозможныхконструктивных улучшениях модели <*>орд-А иАА , выпускаемых Горьковскимавтозаводом . Работа проф. Чудакова иинститутаНАТИвэтом направлении начата давно. На одном из последних заседаний президиума ЦС Автодора был заслушан специальный доклад проф. Чудакова об улучшении Горьковоких автомашинВыводы доклада были одобрены ирекомендованы ГАЪу. Ряд предложений проф. Чудакова в настоящее время ужепроводитсявжизнь на Горькоаскомавтозаводе .СТАТЬЯ "; За первую пятилетку автомобильная промышленность Советского союза добилась исключительных успехов. Фактически за эти пять лет было организовано заново массовое производство автомобилей. Мы имеем сейчас три больших завода: Ярославский—самый большой в мире завод по количеству выпускаемых автомобилей высокого тоннажа, автозавод им. Сталина в Москве, также самый большой в мире по выпуску 2,5-тонных грузовых автомобилей и, наконец, Горьковский, на котором недавно закончено освоение производства 1,5-тонных автомобилей и легковых типа Форд. Развертывание автомобильного производства в Союзе шло главным образом по пути копирования заграничных образцов. С точки зрения быстрейшего развития производства этот путь безусловно правильный и единственно целесообразный, так как дает возможность выбрать наиболее разработанные образцы автомобилей и использовать наиболее совершенную технологию производства. Однако одновременно с этим, необходимо отметить, что образцы автомобилей, разработанные за границей, не могут в точности соответствовать тем эксплоатационным условиям, которые имеются и будут еще в Союзе на значительном отрезке времени. Автомобили, так же, как и другие предметы промышленного оборудования, вырабатываются на основе требований, предъявляемых рынком, т. е. требований, определяемых местными условиями. Поэтому автомобили, выпускаемые каждой страной, наиболее близко отвечают условиям экеплоатации данной страны. Европейские автомобили имеют двигатели с меньшим литражем, чем американские, по той причине, что налоговая система в Европе и Америке различна. В то время как в Америке налог берется с общего веса автомобиля, в Европе он исчисляется с литра рабочего объема двигателя. Этому же способствует и то, что бензин в Америке значительно дешевле. Американские автомобили до недавнего времени значительно превосходили европейские по своей проходимости как в смысле соотношения между мощностью двигателя и общим весом автомобиля, так ив отношении высоты низших точек автомобиля над дорогой. Объяснялось это тем, что до недавнего времени, в связи с худшими дорогами, Америка нуждалась в высокой проходимости в большей мере, чем Европа. За последнее время в Америке,'в связи с постройкой значительного количества хороших дорог, это требование предъявляется к автомобилям в меньшей степени, и, в соответствии с втим, американские автомобили последних лет значительно ухудшились в отношении проходимости. За счет снижения проходимости при этом удалось значительно улучшить автомобили в отношении их устойчивости и мягкости подвески. Таким образом конструкция автомобиля не является застывшей формой, а, соответствуя требованиям экеплоатации, должеа меняться с изменением дорожных условий, системы организации автохозяйств и т. д. СССР в отношении дорожных и климатических условий имеет ряд особенностей по сравнению с другими странами. В соответствии с этим, к автомобилям, экеплоатируемым в Союзе, должны быть предъявлены требования, несколько отличные от тех, которые предъявляются к автомобилям Западной Европы и Америки. В первую очередь наши дорожные условия предъявляют особые требования к системе подвески автомобиля и ко всей его ходовой части. Опыт экеплоатации заграничных автомобилей показывает, что именно эти места автомобилей в условиях работы по нашим дорогам являются наиболее слабыми. Дорожными же условиями вызываются особые требования ив отношении смазки автомобиля и защиты трущихся частей от пыли и грязи. В отдельных районах автомобили сильно страдают из-за большой запыленности воздуха. Снабжение автомобилей пылеочистителями хорошей конструкции должно в значительной мере сохранять автомобильные двигатели. В соответствии со всем этим, ни в коем случае не следует подходить к автомобилям, находящимся в настоящее время на производстве, и, в частности, к автомобилям Форда-АА и Форд-А Горьковекого завода, как к совершенно стабильным конструктивным формам, не подлежащим каким-либо изменениям, пока данные типы автомобилей стоят на производстве. Наоборот, с момента получения первых же опытных данных по экеплоатации этого автомобиля необходимо вводить те конструктивные изменения, которые будут совершенствовать тип и приближать его к требованиям экеплоатации. Здесь подразумеваются изменения, не меняющие в корне конструкции и не требующие сколько-нибудь значительной ломки технологического процесса. Как показала практика Америки и Западной Европы, такие конструктивные изменения при наличии достаточно квалифицированного тех- нического управления заводом могут производиться без нарушения массового производства. В этом заключается первая задача, стоящая перед конструкторской мыслью Союза в области автомобильной техники. Наряду с не большими конструктивными изменениями автомобилей, стоящих в настоящее время на производстве, необходимо должное внимание уделить вопросу создания новых, более совершенных типов автомобилей, в соответствии с особенностями экеплоатации автомобилей в Союзе ив соответствии с общим прогрессом мировой автомобильной техники. Последние выпуски заграничных автомобилей дают уже заметные преимущества в конструктивном и производственном отношениях по сравнению с автомобилями, стоящими в настоящее время у нас на производстве. Особое внимание при этом обращается на выработку такой конструкции, которая обеспечивала бы более легкий уход за автомобилем и большею его сохранность даже при наличии не вполне квалифицированного водителя. Например, централизованная смазка обеспечивает большую сохранность всех трущихся частей по сравнению со смазкой отдельными масленками; введение синхронизатора в коробке передач обеспечивает меньший износ шестерен даже при отсутствии должного искусства у водителя; более жесткая рама удлиняет срок службы автомобиля в плохих дорожных условиях и т. д. Для Советского союза при исключительно быстром увеличении парка и при особенно интенсивном его использовании вопрос создания максимально надежной конструкции, требующей меньшего ухода, является исключительно важным. Заслуживает большого внимания вопрос о создании типов автомобилей, хорошо приспособленных для экеплоатации в условиях сельского хозяйства. Проблема сельскохозяйственных перевозок в Союзе в связи с специфическими дорожными условиями едва ли может быть разрешена на ближайшее время путем применения нормальных двухосных автомобилей. Трехосная конструкция с4 ведущими колесами даст известное улучшение в этом отношении, но все же и она, по нашему мнению, не разрешает проблемы полностью. Для этой цели необходимо выработать конструкцию автомобилей высокого тоннажа при одновремен-но очень низком удельном давлении на шины. Таким образом перед автомобильной техникой Союза встает вторая задача — задача более кардинального совершенствования типов автомобилей, стоящих на производстве, и выработки таких типов, в которых ощущается особенно острая необходимость. Эта вторая задача должна разрешаться конструкторами, конечно, с учетом тех технологических процессов производства, которые приняты в настоящее время на. наших автомобильных заводах для того, чтобы внедрение на производство новых типов автомобиля было максимально облегчено. Постановка этой задачи перед конструкторами Союза является совершенно своевременной. В течение первой пятилетки мы занимались в автоделе преимущественно освоением заграничной техники и подготовкой кадров. Во второй пятилетке, при наличии достаточной производственной и научно-исследовательской базы, мы должны уделить максимальное внимание развитию собственной творческой мысли. В настоящей статье мы касаемся только первого вопроса, а именно вопроса совершенствования конструкции автомобилей без существенного принципиального изменения ее и без нарушения технологического процесса. В Научном автомоторном институте в 1932 г. была предпринята специальная работа по оценке конструкции автомобиля Форд-АА на основе эксплоатационных данных и специального пробегового испытания этого азгомобиля. Ниже мною будут приведены те конструктивные изменения, которые были вы 1в»:-гуты Институтом. Эти предложения были рассмотрены на специальной партийно-технической конференции автозавода им. Молотова, имевшей место в марте 1933 г., и приняты для выполнения уже в текущем году. Ниже будут приведены более или менее детальные описания всех констручтчвных изменений, предлагаемых для введения в автомобилях Форд-АА и Форд-А. ДВИГАТЕЛЬ Двигатель Форд как в отношении своей мощности, так ив отношении надежности даег удовлетворительные результаты, и в экеплоатации в этом отношении никаких серьезных жалоб не имеется. Следующие изменения конструкции предполагается выполнить для дальнейшего совершенствования двигателя. 1. Снабжение карбюратора экономайзером и переконструирование крышки двигателя для повышения его экономичности. 2. Введение приспособления для регулировки клапанного зазора. 3. Приспособление клапана для притирки отверткой. 4. Снабжение двигателя воздухоочистителем для уменьшения износа колец, поршней и цилиндров при работе в запыленной местности. 5. Улучшение подвески переднего конца двигателя. Экономичность двигателя, установленного на автомобилях Форд-АА и Форд-А, не является удовлетворительной и может быть значительно повышена. Для этого, во-первых, необхэдимо произвести улучшение конструкции карбюратора. снабдив его экономайзером, и, вовторых, улучшить форму камеры сгорания.8Фиг. 1 Коленчатой балКартерФиг. 2Подавляющее большинство современных автомобилей снабжается карбюраторами с экономайзерами, что дает возможность понизить расход топлива в среднем на 8—10 проц. против того расхода, который получается при карбюраторе простой конструкции. Между тем, только 1 проц. экономии в расходе топлива со всего парка автомобилей Форд в Союзе дает около 2 000 т экономии топлива в год. Таким образом, установка на двигателях, выпускаемых с завода ГАЗ, карбюраторов с экономайзерами должна дать стране огромную экономию в бензине (до 20 000 тв год). Экономайзеры могут быть выполнены различным образом. Один из примеров экономайзера (карбюратор Зенит, серия ПО) представлен на фиг. 1. Бензин из поплавков камеры ПК может поступать к жиклеру Ж1, вопервых, через пробку, установленную в поплавковой камере и имеющую калиброванное отверстие К4, и, во-вторых, через отверстие, перекрываемое иглой Н. Далее, топливо по каналу Т поступает к жиклеру Ж1, имеющему выходное калиброванное отверстие К1. Калиброванное отверстие К4 рассчитано на несколько обедненную смесь, при которой двигатель дает наиболее экономичную работ/. Калиброванное же сечение К1 рассчитано на несколько обогащенную смесь, обеспечивающую максимальную мощность двигателя. При средних рабочих режимах двигателя, когда дроссель является прикрытым, игла Н опущена и закрывает проход для бензина из поплавковой камеры. При этом бензин проходит только через калиброванное отверстие К4, обеспечивая экономичную регулировку, карбюратора. Когда требуется максимальная мощность двигателя, дроссель открывается полностью. При этом кулачек К, установленный на оси дросселя, при помощи рычажка РЧ приподнимает иглу Н. Вследствие этого бензин начинает поступать к жиклеру через большое 1 отверстие. Количество бензина, поступающего в смесь, регулируется калиброванным отверстием К1, обеспечивающим обогащенную смесь. Таким образом, такой карбюратор обеспечивает максимальную мощность на полном открытии дросселя и наиболее экономичный режим двигателя при прикрытом дросселе. Карбюраторы, установленные на моделях завода Форд последнего выпуска, уже снабжаются э коя ом айзерами. Форма камеры сгорания двигателя оказывает большое влияние как на экономичность двигателя, так и на возможность применения в этом двигателе топлив пониженного качества в отношении детонации. Объемное сжатие в двигателях Форд производства ГАЗ равно 4,3. Это объемное сжатие является одним из самых низких для автомобильных двигателей, производимых во всем мире. Одновременно с этим, двигатель все же имеет значительную склонность к детонации, и при работе двигателя на средних сортах бензина, особенно при наличии самого небольшого нагара, получаются значительные стуки при полном открытии дросселя. Целый ряд других автомобильных двигателей с более высокой степенью сжатия работают в отношении детонации удовлетворительнее, чем двигатель Форд. В соответствии с этим необходимо изменить конструкцию головки цилиндров двигателя, улучшив форму камеры сгорания или, возможно, выполнив даже эту головку из алюминия. В последнем случае будут обеспечены хорошие антидетонационяые качества конструкции. Улучшение двигателя в этом отношении даст возможность, во-первых, поднять его экономичность, зависящую от степени сжатия, во-вторых, несколько поднять его мощность и, наконец, в-третьих, применять для двигателя топлива, несколько худшие в отноше.."щ их детонационных качеств. На фиг. 2 представлен схематически в разрезе двигател.Форд. Камера сгорания здесь сосредоточена над клапанами и выполнена по типу старой конструкции Рикардо. Однако зазор между головкой и поршнем не выдержан таким, какой рекомендуется этим конструктором. На фиг. 3 представлены схематически два типа формы камеры сгорания Рикардо. На левом рисунке представлен старый тип камеры сгорания, который и применяется в настоящее время на двигателе Форд, а на правом рисунк е — ф орма камеры сгорания, которая рекомендуется конструктором в настоящее время.Фиг. 3