В. М ЕДВЕДЕВ :АЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ТУРКМЕНСКОЙ ССРВОДо" Октябрьской революции Туркмения была колонией ^Российской империи. Царизм подвергал местное коренное население, исключительному политическому, экономическому и культурному гнету, в частности сознательно сохраняя бездорожье _в подавляющей части страны, препятствовавшее развитию производительных сил, культурному и национальному развитию всего так называемого Туркестана. После окончания гражданской войны и ликвидации белогвардейских банд ^Туркменская ССР стала быстро восстанавливать, свое народное хозяйство ик концу первой пятилетки достигла больших результатов, Ь чем свидетельствует многократный рост грузооборота страны и, в особенности, рост" его на автогужевом транспорте, который с 360 тыс.4 тв 1928 г. вырос до 1 300 тыс. т в 1932 г., то есть в 3,6 раза. В соответствии с ростом производительных сил и- грузооборота республики росло и ее дорожное строительство. В первые годы восстановительного периода размер ассигнований не покрывал даже естественного износа государственных дорог, не говоря уже о дорогах местного значения, которые были вообще в беспризорном состоянии. Но -к началу первой пятилетки дорожное хозяйство Туркменской ССР стало быстро восстанавливаться, и, помимо планового ремонта существующих дорог, делались вложения в строительство новых дорог. Выполнение первой пятилетки по^ капиталовложениям в дорожном хозяйстве характеризуется следующей таблицей (в миллионах рублей): 1927/28 г., . .0,29 1928/29-г.. . . 1,1 1929/30 г . . . . 2,5-ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНЕных районов с центром республики, аулов и колхозов с районами, с местами разработок полезных ископаемых и т. д. Вместе с тем Туркмения имеет специфические климатические и почвенные особенности, Это —высокая температура летом при небольшом количестве осадков и почти полном от- : сутствии воды и отсутствие в оазисах! строительных материалов (гравия и соответствующего качества камня), играющих решающую роль в строительстве автогужевых дорог в яесовых грунтах. Однако эти трудности, вполне преодолимы благодаря развитию Кара-БугазскоУо химкомбината и разработке местных источников/нефти. На этой основе имеется возможность во втором пятилетии строить дороги массового типа — грунтовые улучшенные*— путем химизации грунтов, широко внедряя в строительство силикат натрия и хлористый магний, 'прэмасливание и гудронирование и использование местных стройматериалов. Несомненно, что по мере роста грузонапряженности будут строиться дороги и болеевысрких' типов, например на подъездах к железнодорожным станциям, к крупным городам, и предприятиям и на отдельных участках магистральных- дорог. Вместе'с тем во весь рост стоит проблема сохранения существующейустроенной сети и ее своевременного ремонта. В связи», с большим поступлением автомашин выдвигается задача наиболее целесообразного» и рационального их использования. Ведущую роль будет играть транспорт общего пользования, охватывающий массовые перевозки грузов и людей. Такой вид автохозяйства в республике имеется в виде Туркментранса, кото- . рый является крупным и концентрированным» автохозяйсгсгом в республике. Затем не менее , видную роль будут играть отраслевые автохозяйства, призванные обслуживать производственные нужды промышленности и сельского хозяйства, причем необходимо организовать соответствующие транспортные ячейки для» лучшего 'использования парка. Наконец, заметное место должны занять местные автохозяй--" ства, обслуживающие районные.""центры » крупные населенные пункты. Несомненно, поступающие автомашины должны быть обеспечены гаражами облегченных конструкций, причем гаражи должны являться не только местом стоянок машин, но » обеспечивать производство текущего ремонта и подготовку автомашины к работе. Рост автопарка, строительство новых дорога и освоение устроенных автогужевых дорог потребуют значительного количества квалифицированных кадров рабочих и инженернотехнических сил, причем эти кадры в основной ' своей массе должны быть подготовлены! из среды трудящихся самой Туркмении чеоез сеть существующих институтов, техникумов » дорстройучей и путем организации новых учебных заведений, а также переподготовки имеющихся кадров.,Особ. кв. 1930 г . - 1 , 4 1931 г.—6,0 1932 г. -8,9Капиталовложения в четвертом, завершаю-щем году .выросли в 30 раз по сравнению с 1927/28 г., причем на 19,9 млн. руб. вложения ho госбюджету составили ,13,9 млн. В итоге за первую пятилетку построено 667,4 км всех типов дорог, в том числе покрытых одеждой — 134 км. Тем не менее, рост сети устроенных дорог Туркмении все же отставал от грузооборота. Средняя грузонапряженность в 1932 г. на' 1 км сети достигла свыше 3 тыс. т при относительно низком типе дорог и недостаточно удовлетворительном их содержании', и ремонте. Заметную роль в освоении грузооборота Туркмении сыграл автотранспорт, который к, 1933 г. насчитывал 441 ив том числе 366 грузовых машин. Автогужевые пути для Туркмении имеют важнейшее значение в связи с тем, что в республике сеть железных дорог составляет всего лишь около 2 тыс. км, а судоходных водных путей почти и нет совсем, кроме небольшого протял<ения реки Аму-Дарьи. Автогужевые дороги разрешают целый ряд транспортных проблем, в частности по связи отдален