24
25
26
,Г. ДЕМИНК АК РЕМОНТИРОВАТЬ ТРАКТОРЫВ двух предыдущих-статьях мы дали описание разборки, проверки и контроля частей трактора перед ремонтом, а также указали, как нужно ремонтировать части кривошипного механизма. Теперь перейдем к описанию частей распределительного механизма. Проточка фаски «лапана производится в том •случае, когда головка клапана сильно сработалась .или обгорела ив то же время не может быть приведена в надлежащее состояние шлифовкой. В наших мастерских чаще всего производят проточку механическим путем. Зажав ножку клапана в патрон токарного ставка,' головку его упирают в центр задней , бабки (рис. 1). (В супорт зажимают резец, заточенный под углом в 45°. Обыкновенно после проточки 45-градусным резцом, фаска оказывается слишком 'широкой и требует сужения. Это и служит признаком того, что к операции проточки прибегли вполне обоснованно, исключив возможность восстановления фаоюи шлифовкой. Фаску суживают двумя последовательными проточками с помощью 15 и 75-градусных резцов. Однако можно применять и1 резец, имеющий фасонную заточку с режущими <кр"омками, расположенными по отношению к оси клапана под углами 75, 45 и 15°. В последнем случае 45-прадусная заточка служит для чистовой отделки фаски. В заключение необходимо указать," что нормальная ширина фаски клапанов тракторов СТЗ и ХТЗ считается 4 мм. Ручная проточка почти ничем не отличается от механической. Для ручной проточки У -нас применяют прибор Сиу-Альбертеон и значительно реже пользуются самодельными приборами. Сущность проточки как на заводском, так и на самодельном приборе сводится к тому, что уцентрированный клапан вращается за рукоятку, прикрепленную к его ножке, в то время как резец прижимается к фаске специальным нажимным винтам. После проточки фаски клапана ее шлифуют.Статья 3Рис. 2. Шлифовка фаски клапана на приборе «Стивене»24Рис. 1. Проточка фаски клапанаШлифовка фаски производится я том случае, когда требуется незначительное восстановление -ее без предварительной проточки с расчетом на более быструю и правильную притирку. Сущность шлифовки во всех случаях остается одной и той же, .меняется лишь время, так как при шлифовке без (предварительной проточки требуется снять больший слой материала, чем после проточки. Для шлифовки пользуются чаще всего прибором Стивевса ((рис. 2). Этот прибор приводится в действие или вручную за рукоятку или механическим путем посредством ременной передачи со шкива мотора на шкив прибора. От рукоятки или от шкива вращательное движение передается через шестерни к шлифовальному кругу и специальной втулке, находящейся внутри патрона 2 (см. рис. 2). .Будучи, зажатым во втулку клапана равномерно вращается и, таким образом, материал снимается с фаски шлифовальным кругом со всех сторон. При пользовании прибором Стивенса очень важно, чтобы шлифовка клапана кончилась при полном обороте его вокруг своей оси. В обратном случае получатся нежелательные приросты на фаске, вследствие чего последующая операция- ремонта клапана (притирка) будет весьма затруднительной. Проверка ножки клапана при ремонте распределительного механизма производится довольно часто. Эту операцию выполняют до проточки и шлифовки фаски, так как правильность их выполнения находится в наибольшей зависимости от прямолинейности клапана. Правку ножки редко производят под прессом-; чаще клапан выправляют в тисках, пользуясь специальными деревянными подкладками, две из которых заменяют собой опоры, а третья — шпиндель '(см. статью 2 — «Правка коленчатого вала»). В том случае, когда после правки предполагается произвести проточку фаски на токарном 'Станке, то обыкновенно правя ! клапан, зажав его между центрами станка и нажимая 'Металлической или деревянной пластинкой, зажатой, в суп-орт. Этот способ правки наиболее желателен. После правки нет необходимости производить проверку клапана с помощью какого-либо специального приспособления, так как тот же самый стержень, которым производился нажим, будучи введенным в легкое соприкосновение с ножкой, при вращении последней даст вполне правильное показание. К тому же это показание можно [уточнить, поместив между стержнем и ножкой листочек папиросной бумаги или пластинку щупа. Проточка клапанного гнезда или вернее. обработка его с помощью конической фрезы преследует^ ту же цель,,что и проточка фаски клапана. Однако очень часто гнездо оказывается настолько сильно разработанным, что восстановить его этой операцией нельзя. В таком случае прибегают к установке кольца, компенсирующего срае}отанный материал гнез-Рис. 4. Установка кольца в расточенное углубление'•.'-> iМ ММсоответствующие тем фрезам, которыми производится обработка гнезд. Поэтому 'тотчас же вслед за расточкой гнезда можно произвести установку кольца.. Кольцо, обработанное снаружи на конус с натягом 0—0,4 мм, легко входит своими краями в гнездо. Дальнейшая посадка кольца производится с помощью ручного молотка. Однако наносить удары молотком по самому кольцу нельзя, так как можно легко его попортить. Здесь следует применять медный штырь (рис. 4). После установки кольца его обыкновенно обрабатывают конической фрезой. Техника обработки гнезда конической фрезой (сводится к следующему. Оправка, на которой укреплена фреза, вводится внутрь клапанной втулки так, чтобы фреза опустилась до .соприкосновения с гнездом (рис. 5). Далее. / нажимая на рукоятку прибора, повертывают ' фрезу на Ук оборота и, возвратив ее в прежнее положение, обратным вращением делают * вновь полный' оборот с таким расчетом, чтобы фреза сняла стружку с фаски гнезда клапана. Если этого недостаточно, операцию повторяют до тех пор, пока фаска не примет надлежащее состояние, то есть не будет ' вытравнена. Для того чтобы сузить фаску и сделать ее одинаковой ширины по' всей окружности» пользуются другими фрезами. Фарка обрабатывается 45-градусной фрезой, а ее суживание производится 75- и 15-градусными фрезами. В тех случаях, когда не производится установка кольца и требуется обработка гнезда фрезой,Рис. 3. Расточка клапанного гнезда под кольцо да. Для того чтобы установить кольцо, выбирают торцовой фрезой, укрепленной в специальном приборе (рис. з),- определенное количество материала из гнезда или, другими словами, гнездо растачивают. Фрезу приводят в действие вручную, как это видно из рисунка. Благодаря тому, что прибор, привернутый к блоку, держится довольно крепко, обеспечивается полная неподвижность его, а следовательно и правильность расточки. По мере вращения шпинделя прибора фреза автоматически опускается. Таким образом, какой-либо вертикальный нажим на шпиндель излишен. На корпусе прибора есть специальный аинт. с помощью которого можно заранее установить глубину растачиваемого отверстия. Кольца для установки в расточенное отверстие изготовляются заранее и имеют размеры,Рис. 5. Развертка клапанного гнезда. т о поступают так же, как это было описано выше. ©след за окончанием обработки гнезда фре~^эами можно прямо приступить к притирке клапана, однако для того, чтобы облегчить выполнение этой операции, лучше прошлифовать гнездо. -Рис. 6. Расшлифовка гнезда клапана25Шлифовка- пнезда производится специальным •шлифовальным! камнем, который, укрепляется на оправке. Почти всегда опраВ'Кя делают самоцеитрирующими. Поэтому весь прибор, установленный для расшлифовки, сразу же -оказывается у центрированным. В трактороремонтной практике шлифовальный прибор обыкновенно приводят в действие ручной сверлилкой, в патрон которой укрепляется конец оправки. На рис. 6 представлена расшлифовка гнезда, причем прибор приводится в действие ручной -сверлилкой, поддерживаемой специальной подставкой с рукояткой для вертикальной подачи. Ремонтируя распределительный механизм, важно обратить внимание на состояние втулок клапанов. Втулки клапанов могут быть приведены в надлежащее состояние разверткой. Однако это возможно лишь в том случае, когда производится имена'клапанов. Бели же клапаны не меняются, я втулки сильно разработаРис. 8. Притирка клапана лись, их следует заменить новыми. Старые втулки легко извлекаются с помощью специального съемника. Для установки новых втулок можно- также лучшими из них следует считать два: с попользоваться специальным приспособлением по мощью пневматического прибора ис помощью типу применяемого для установки цилиндро. меток караядашем на фаске клапана. вых гильз. За неимением такого прибора поДля определения качества притирки с посадку втулок "следует производить с помощью мощью пневматического прибора поступают так: стакан прибора прижимают к блоку над вставленным в гнездо клапаном. Далее, внутрь стакана с помощью резиновой груши напнетают воздух.. Давление воздуха внутри стакана фиксируется стрелкой манометра, соединенного трубкой с пространством' стакана. Постепенно повышающееся давление при нагнетании воздуха и неподвижность стрелки после нагнетания воздуха указывают на правильность пр'итирки, то есть на хорошее прилегание клапана. Другой способ состоит в том, что на фаске .клапана и на фаске гнезда делается шестьвосемь поперечных полосок (рис. 9). Далее, Рис.^7. Установка клапанной втулки вставив клапан в гнездо и прижав его к по-медного или свинцового молотка (рис. 7), если этому не препятствует конструкция двигателя. . Притирка клапанов — операция хорошо известная* воем трактороремонтным рабочим" и даже большинству трактористов, поэтому, говорить здесь подробно о выполнении нет никакой надобности. Укажем лишь на основные моменты, Пользуясь для притирки" клапанов каким-либо специальным механическим или ручным прибором, надо обращать внимание на своевременное поднимание клапана через каждые 4—5 толу оборотов. То же самое делают, притирая клапан отверткой 1или коловоротом. Но здесь притирку ведут, вращая клапан '.на полный оборот в одну и другую сторону, до появления светло-мутной полосы на фаске. Далее, переменное вращение до появления светлой 'блестящей полосы на фаске производят на полоборота. Наконец, заканчивают притирку .при появлении ровной блестящей полосы по всей фаске, вращая клапан на четверть оборота в одну и другую сторону. Техника- притирки клапана коловоротом понятна из рис. 8. ©начале притирку ведут, пользуясь крупнозернистой наждачной пастой, а заканчивают ее,* применяя мелкозернистую пасту. После •притирки фаску подвергают полировке, продолжая вращение клапана так же, как при окончании шлифовки, но юмазав фаску маслом -или керосином. Качество притирки может быть определено одним из существующих способов. ОднакоФ