20
21
22
П роф . Е. ЧУДАКОВУЛУЧШЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙСТАТЬЯ 3 Коробка передач - Согласно данным эксплоатации в коробке передач автомобиля Форд-А А наиболее слабым местом является прямая передача. В среднем через каждые 35—40 тыс. км пробега зубьяАВТОМОБИЛЕГАЗФиг. 1-У///////////.шестерни первичного валика коробки передач сильно изнашиваются. Одновременно с этим изнашиваются соответствующие внутренние зубцы в каретке .прямой передачи. Сравнительно быстрый износ этих зубьев объясняется тем, что фиксаторы недостаточно твердо держат каретку прямой передачи,- и находу автомобиля получается хотя и небольшое, но постоянное трение между зубцами. "На фиг. 1 представлен общий вид валФо ' для переключения каретки. В валике имеются выемки для ^фиксаторов; здесь же показан общий" вид шарика, служащего в качестве фиксатора. Этот шарик довольно быстро изнашивается. В результате фиксатор перестает удерживать валик, и последний вместе с кареткой прямой передачи получает возможность небольшого движения по отношению к первичному валику коробки передач. Быстрый износ шариков фиксатора объясняется недостаточностью их опорной поверхности в крышке коробки передач. Вместо шариков целесообразно применять клинки. На фиг. 2 представлены две схемы, фиксаторов: справа — с шариком, как-это выполнено в автомобилях Форд, слева — с клинком. В последнем случае опорная поверхность клинка по отношению к корпусу коробки, в' которой он заложен, значительно больше, чем в случае шарика. В связи с этим, фиксатор с клинком обеспечивает меньший износ шестерни прямей передачи и уменьшает потребность в такой дорогой детали, как- первичный валик коробки передач и каретки прямой передачи. Карданная передача »Фиг 2В карданной передаче автомобиля наиболее слабыми местами являются, во-первых, соединительная муфта с коробкой передач, и, вэвторых, само карданное сочленение. На фиг. 3 представлен чертеж соединительной муфты.20Фиг. 3 Износ соединения в отдельных случаях получается особенно быстрым, и детали не выдерживают пробега в 15—20 тыс. км. Такой быстрый износ соединения обусловливается обычно неправильной установкой переднего конца двигателя. При поломке опорных пружинок' и при установке новых передок двигателя или поднимают или опускают против его надлежащего положения, вследствие чего в, зубчатом соединении за коробкой передач, представленном на фиг. ,3, получается значительный перекос, который и вызывает износ соединения. Для уничтожения этого явления, помимо правильной конструкции, обеспечивающей установку передка двигателя^ целесообразно вместо соединения зубчатой муфтой ввести нормальный- мягкий кардан. Износ карданного сочленения иллюстрируется фиг. 4. Такой исключительно сильный износ . карданного . сочленении обусловливается, главным образом, отсутствием надлежащей смазки, что* в свою очередь вызывается тем, что омаака карданного сочленения в эксплоатации довольно сложна. Для того, чтобы эта •операция могла производиться j легче, а, слеФиг. 5 довательно, и чаще, необходимо вывести масленку для смазки кардана сбоку рамы. Тормозной механизм автомобиля Форд-АА. Конструкция самих тормозов на автомоби- ' лях Форд-А и Форд-АА не вызывает никаких замечаний и, как показала эксплоатация, сами тормоза работают вполне удовлетворительноРегулировка тормозов . обеспечивается достаточно легко. Конструкция с опорой тормозных колодок на рычаги дает равномерный износ " •ферродэ. К недостаткам тормозного механизма следует отнести: а) частую поломку тормозных'. тяг и. кронштейнов для их подвеса, б) отсутствие уравнителей в тормозном приводе и в) сравнительно быстрый износ тормозных барабанов. Тормозные тяги в автомобилях Форд-АА для уничтожения вибрации опираются посредине на сравнительно тонкие пластины, в результате чего как сами пластины, гак и тяги изнашиваются в месте соединения, что влечет, за собой в дальнейшем поломку этих тяг. Необходимо ввести более упругое соединение на резине. Отсутствие уравнителей в системе привода тормозов требует особенно тщательной регулировки тормозов на всех четырех колетах автомобиля. При несоблюдении этой регулировки и при отсутствии уравнителей ч тор-/•щтщ^.0Щ!.:ШШШШЩ1Ё«'-^биФи .6 мозном приводе должен получиться занос автомобиля, что часто имеет место с автомо-билем Форд-АА, а так как одновременно с этим центр тяжести у автомобиля Форд-АА расположен высоко, то при получившемся заносе иногда происходит опрокидывание всего автомобиля. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо в тормозной привоз ввести систему уравнителей, хотя бы в самой упрощенной конструкции. Общий вид изношенного тормозного барабана представлен на фиг. 5. Внутренняя по-Фиг. 4\ Фиг. 7 верхноеть барабана получается неровной, с явными следами, задирания. Такой износ тормозных барабанов следует отнести в первую очередь к недостаточной их жесткости. Пр • ) большой ширине тормозного барабана он штампуется из сравнительно тонкого листа и, в соответствии с этим, при сильном нажиме тормозных колодок деформируется и теряет круглую форму. Это вызывает повышение местных давлений между тормозной колодкой и тормозным барабаном и отчасти перегрев тормозного барабана, а главное,—задирание его поверхности. Для того, чтобы сделать барабан более жестким, можно нагнать на него кольца, как это схематически представлено на фиг. 6. Здесь по наружной поверхности барабана за прессованы два кольца А, которые без всякого сомнения должны значительно повысить жесткость тормозного барабана и тем самым уменьшить его износ. Отчасти же эти кольца повышают размеры поверхности охлаждения барабана, что уменьшает напрев тормозов. Рулевое управление При эксплоатации автомобилей Форд-АА в рулевом механизме обнаружено два слабых места: во-первых, крепление рулевого картера к раме, и, во-вторых, передача рулевого механизма (износ и поломка червячного сектора' и червяка).Фиг. 8Крепление картера к раме автомобиля осуществляется при помощи болтов, которые быстро разбалтывают отверстие в тонкой раме, что влечет за собой ослабление крепления. Улучшение этого соединения может быть достигнуто или при помощи установки специальной накладки на раму или путем установки втулок для болтов, что является весьма легким и не потребует практически никакого переоборудования производства. Второе слабое место — передача рулевого механизма — потребует для исправления0 более или менее серьезных конструктивных изменений, что в свою очередь может повлечь изменения ив самом производстве. На фиг. 10 представлен общий вид червячного сектора с изношенным и со сломанным зубом. Основная причина- такого сильного износа и даже поломки зубьев заключается в недостаточно точной регулировке всего механизма в условиях эксплоатации. Между тем, конструкция, принятая в этом механизме, требует ' особенно точной регулировки. На фиг. 8 представлен общий вид передачирулевого механизма Форд. Здесь червячный сектор Б имеет два зуба, червяк же А выполнен не цилиндрическим, а, так называемым, глобоидным, то есть наружная поверхность зубьев у этого червяка очерчена по окружности радиуса Р. При такой системе червячной передачи исключительно важно иметь точноерасположение оси О червячного сектора относительно оси червяка А. Если только ось О передвинется вверх или вниз по отношению к червяку А или, наоборот, червяк передвинется вверх или вниз по отношению к оси О, то зубья сектора уже не смогут выйти из зацепления и при повороте руля должны заклиниваться. Если разверка в установке осн.-