18
19
20
21
Г. ДЕМИНК АК РЕМОНТИРОВАТЬ ТРАКТОРЫСтатья 4В этой статье мы познакомим читателя с ремонтом некоторых частей систем смазки, охлаждения, питания и зажигания. Ремонт масляного насоса в большинстве случаев вызывается слезанием шпонки ведущей шестерни. Это происходит вследствие попадания под зубья шестерен насоса посторонних предметов. Для устранения такой поломки изготовляют новую шпонку из мягкого железа и ставят ее на месте срезанной. Помимо срезания шпонки часто встречается неисправность, состоящая в ослаблении пружины клапана. Вследствие ослабления пружины клапан прилегает к седлу менее плотно, чем требуется. В том случае, когда клапан можно отрегулировать, изменив натяжение пружины (а так бывает почти всегда), то операцию регулировки производят немедленно. Ослабление пружины клапана определяется нарушением правильного показания манометра (иногда это может быть и по другим причинам). При нормальных оборотах двигателя у трактора ЧТЗ стрелка манометра показывает 20. Необходимо иметь в виду, что это давление несколько выше 20 в том случае, когда в картер налито свежее масло или когда двигатель только начал работать. Поэтому показание манометра надо считать действительным лишь после некоторого времени работы мотора. Бели при этом манометр показывает больше 20, то значит в системе циркулирует больше масла, чем нужно, а в обратном случае меньше, чем нужно. Для того чтобы не было ошибки, следует проверить правильность соединения маслопроводов, исправность манометра и прилегаемость подшипников к шейкам коленчатого вала. Если все эти части находятся в надлежащем состоянии, то, следовательно, причиной ненормального давления масла в данном случае является клапан. Для регулировки отнимают левую заднюю дверцу картера и удаляют фильтр. В нижней части насоса . имеется регулировочный винт.Рис. 2 Подвертывая этот винт, можно увеличить давление, а вывертывая — уменьшить. При эгэм необходимо иметь в виду, что поворот винта на % оборота имеет уже решающее значение в изменении давления в системе смазки. Ремонт водяного насоса производится или путем простой замены сработанных частей новыми или восстановлением старых частей (кожуха, крыльчатки) путем сварки, поэтому на ремонте водяного насоса мы здесь останавливаться не будем. Ремонт радиатора почти целиком производится в радиаторной мастерской. Только за редким исключением монтажная бригада производит съемку радиаторных трубок. У трактора ЧТЗ это делается так: поместив сердцевину радиатора на верстак, отвертывают гайки, которыми прикреплены трубки радиатора (рис. 1). После того как гайки отвернуты, удаляют пластины радиатора. Как только' конец трубки вышел примерно на 15—20 мм, его захватывают плоскогубцами и трубку вытаскивают совсем. Это относится к крайним трубкам. При вынимании трубок из среднего ряда поступают иначе. Для того чтобы свободно вытянуть среднюю трубку, нужно удалить трубки, находящиеся в крайних рядах. Установка новых трубок производится в обратном порядке. Трубку притягивают гайками с двух концов, предварительно сменив сальную набивку. Почти у всех других марок тракторов трубки припаиваются к пластинам радиатора. Поэтому для удаления трубок их приходится отпаивать. Если мастерская не имеет в своем распоряжении новых трубок, то старые поломанные трубки могут быть восстановлены путем пайки18Рис. 1 и вставки в места излома соединительных муфточек. Ремонт вентилятора у некоторых марок тракторов требует к себе серьезнейшего отношения. Из ремонта частей вентилятора наиболее часто приходится прибегать к восстановлению вала, подшипников и вентиляторных крыльев. Если вал погнут, его можно выправить с помощью гидравлического ручного пресса. Правку вала вентилятора * производят так же, как и правку коленчатого вала. При ремонте вала вентилятора следует прежде всего обратить внимание на его паз, в который входит шпонка. Паз должен соответствовать размерам шпонки , — в противном случае шпоночное отверстие надо заплавить и профрезеровать заново. Роликовые подшипники вентилятора хотя - и могут быть отремонтированы, однако, лучше их заменить новыми. Бронзовый подшипник вентилятора может быть отремонтирован пу тем обкладки с наружной стороны латунью При запрессовке в гнездо обложенный латунью бронзовый подшипник сжимается. Сжа тый подшипник следует приточить изнутри и после проточки прошлифовать. Нередко наблюдаются случаи, когда вследствие попадания посторонних предметов под •крылья вентилятора последние отламываются или гнутся. На место отломившегося крылаСтекляннаяВ УАМ/7?Рис. 4^дает горючее. Удаление горючего из латунного •поплывка производится путем нагрева. Пр« нагреве из трещинки или маленького отверстия, через которое проникло горючее внутрь поплывка, выходит пар. Это место и следует запаять после того, как все горючее будет удалено из поплывка. Ремонт коллектора динамо состоит из обточки, шлифовки и прорезывания изоляции. Для обточки коллектора сердечник якоря укрепляют в центрах станка, ....лк это показано на рис. 2. Проточку производят в два прохода резца, стараясь при этом снять наименьший слой материала. После проточки коллектора его шлифуют мелкой наждачной шкуркой здесь же на токарном станке. По окончанииШЛИФОВКИ ПрОПИЛИВаЮТ СЛЮДОВУЮ (ИЗОЛЯЦИЮРис. 3 вентилятора ставят новое, имеющееся в запасе. Заклепки, которыми прикреплено поломанное крыло вентилятора, спиливаются и выбиваются. Новое крыло приклепывается медными заклепками. Погнутые крылья выправляются с помощью деревянной колотушки (молотка). Выправляемым крыльям придают форму новых крыльев. В тех случаях, когда при выправлении крыльев в них обнаруживаются трещины, то поперек трещин приклепываются медные накладки. Вентиляторный шкив и другие мелкие части при износе и поломках заменяются новыми или восстанавливаются путем выполнения простейших сварочных и слесарных операций. Ремонт частей карбюратора представляет собой скорее токарно-арматурную работу по точке отдельных частей, чем слесарную или медницко-паяльную работу по восстановлению резьбы и по подготовке одних частей к другим. Однако здесь все зависит от того, каким оборудованием и инструментом, а также запчастями располагает данная мастерская. Наибольшую трудность при ремонте карбюратора представляет его монтаж и регулировка. Ремонтируя карбюратор, нередко приходится сталкиваться с необходимостью восстановить поплывок Пробковые поплывки (трактора СТЗ, ХТЗ) очень часто разбухают от горючего. Разбухший поплывок надо просушить и покрыть тонким слоем лака. Что же касается латунных поплывков, то в них нередко попа-в коллекторе, пользуясь для этого куском сломанного полотна ножовки (рис. 3). Пропиливание изоляции производится на глубину 0,50—0,75 мм. При ремонте коллектора важно привести в надлежащее состояние щетки. Щетка притирается к коллектору после того, как он отремонтирован. Операция притирки щеток сводится к их шлифовке с помощью стеклянной бумаги (рис. 4). Стеклянная бумага для этой цели обертывается вокруг коллектора так, чтобы шероховатая поверхность соприкасалась с щеткой. Проделав это, вращают якорь магнето от руки. При ремонте коллектора магнето приходится сталкиваться с необходимостью восстановления лопнувшего или поломанного эбонитового борта. Треснувший или поломанный эбонитовый борт спиливается до уровня кольца. Далее из слюды изготовляется кольцо, по своему диаметру равное диаметру стенки коллектора. Для установки кольца на оси якоря снимают подшипник. Надев кольцо на ось снятый подшипник устанавливают обратно. Зажатое между коллектором и подшипником слюдовое кольцо держится довольно крепко. Для того чтобы исключить возможность утечки тока на массу якоря, между коллектором и слюдовым кольцом помещают прокладку из тонкого шелка. На рис. 5 представлен отремонтированный этим способом коллектор.1 1ffl1^п1Рис. 5 прерывателя (рис. 7). Если при пошатывании пластиночки чувствуется люфт, то это значит, что зазор чрезмерно велик. В то же время, если пластинка не входит в зазор, значит он мал. Увеличение и уменьшение зазоров в контакте 'прерывателя достигается путем подвертывания или отвертывания специальной регулировочной гайки (рис. 8). Если не удается сблизить контакты путем подтягивания гайки, нужно попробовать разогнуть рычажок фибрового кулачка. Однако особенно рекомендовать этот способ исправления нельзя; лучше просто произвести замену фибрового кулачка. Ремонт распределителя заключается в устранении выгорания, окисления ив зачистке контактов ротора. Выгорание и окисление устраняются путем шлифовки мелкой наждачной шкуркой или бархатным напильником. В тех же случаях, когда сработка и порча контактов и сегмента ротора оказываются настолько значительными, что восстановление их указанным способом невозможно, нужно заменить их. При трещинах в бакелитовом и фибровом роторе или крышке какой-либо способ ремонта этих частей путем склеивания или постановки заплат абсолютно неприменим. Также при поломках щеточных контактов их следует за-Ремонт прерывателя заключается в основном в приведении в надлежащее состояние контактов. Обгорание контактов прерывателя магнето обыкновенно сопровождается увеличением зазора между ними. Обгоревшие контакты имеют неровную поверхность соприкосновения. В процессе ремонта прерывателя следует произвести зачистку контактов с помощью бархатного напильника и отрегулировать зазор. Для того чтобы произвести быстро и правильно спиливание материала с контактов, нужно держать напильник так, как это показано на рис. 6. Напильник следует водить вверх и вниз, стараясь при этом не шатать его из стороны в сторону. По окончании зачистки контактов производится регулировка зазора между ними. Зазор между контактами прерывателя должен быть строго определенного размера и колебаться в пределах от 0,45 до 0,50 мм. Измерение зазора перед регулировкой обыкновенно производится с помощью калиброванной пластиночки, которой снабжается ключ от магнето. Эта пластиночка помещается между контактамиРис. 9 менять новыми. В случае же незначительной сработки, а также тогда, когда концы щеточных контактов несколько покоробились, их можно восстановить путем шлифовки мелкой бархатной пилкой или наждачной шкуркой. Что же касается замыкания, которое происходит в щеточных контактах вследствие образования токопроводящего угольного слоя между ними, то здесь можно рекомендовать промывку контактов бензином. Ремонт свечей заключается в очистке электродов от нагара и регулировке зазора между ними. Очистку от нагара производят с помощью бархатного или личного надфиля. Очищенные от нагара электроды необходимо отрегулировать, т. е. установить нормальный зазор между ними. Если в результате измерения оказывается, что зазор между электродами мал, то наружный электрод отгибают с помощью отвертки (рис. 9). В том же случае когда зазор велик, наружный электрод пригибают к внутреннему несколькими легкими ударами молоточка (рис. 10). Установка зажигания. Закончив ремонт частей магнето, следует произвести установку его обратно на трактор.20Рис 7Рис. 8 , Собирая части магнето, надо убедиться в правильности зацепления шестерен распределителя и якоря. Обыкновенно эти шестерни имеют на себе метки, поэтому установка «х и лроверка производятся по меткам. Проделав это, следует установить магнето на кронштейн и соединить с валиком регулятора. Для этого следует на конец валика надеть (половину соединительной муфточки. Другую половину соединительной муфточки надо поместить в вырез, который имеется в шайбе ускорителя. Когда обе половинки муфточки надеты, нужно привернуть магнето к кронштейну с помощью четырех винтов и закрепить провода на крышке распределителя, соединив их со свечами. Проделав это, поршень первого цилиндра {от радиатора) устанавливают в верхнюю мертвую точку после хода сжатия, т. е. тогда, когда оба клапана первого цилиндра закрыты и поршень закончил свой ход от нижней мертвой точки к верхней. Произведя таким образом установку поршня первого цилиндра, обращаются к магнето. В этот момент магнето должно дать искру в свече первого цилиндра. Для этого устанавливают обойму прерывателя в определенное положение. Это положение должно соответствовать наибольшему запаздыванию, т. е. крышка распределителя должна быть повернута в сторону вращения якоря до отказа. Проделав это, нужно удалить крышку распределителя и поставить неподвижный контакт напротив соответствующего уголка. Этот уголок на крышке распределителя обозначен цифрой 1. Далее нужно поставить якорь магнето так, чтобы в прерывателе начался разрыв первичной цепи. Другими словами, контакты прерывателя в этот момент должны начать расходиться. Это определяют так: зажав папиросную бумагу между контактами, повертывают якорь магнето, пробуя вытащить бумагу из контактов прерывателя. Момент расхождения контактов прерывателя определяется легким освобождением папиросной бумаги. Как только бумага освободилась, тотчас же прекращают вращение якоря.Рис. 10 Произведя все указанные операции, нужно соединить половины муфточки с помощью болтов. Таким образом производится установка зажигания у тракторов, оборудованных магнето Эйгемани «Интернационал». Мало чем отличается установка зажигания у трактора «Катерпиллер». Она состоит в том, что верхняя мертвая точка поршня первого цилиндра определяется по меткам ТС-1 и 4, которые имеются на маховике. При проверке клапанов у этого трактора нужно иметь в виду, что первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны, считая по ходу трактора, выхлопные, а второй, третий, шестой и седьмой — всасывающие. Закончив установку поршня в соответствующее положение в первом цилиндре, вращают массовик и устанавливают метку МАД против ука-. зателя. Эта метка соответствует повороту коленчатого вала на 30° от положения метки ТС-1 и 4. Расстояние между первой и второй метками соответствует 183 мм. Указанное положение маховика (МАД) соответствует началу расхождения контактов прерывателя, что определяется путем помещения между ними кусочка папиросной бумаги. Г. ДеминКАК ПРЕДОХРАНИТЬ ВЕРХНИЙ ПАТРУБОК РАДИАТОРАОТ ЗАДЕВАНИЯЛОПАСТЯМИВЕНТИЛЯТОРАПРЕДЛОЖЕНИЕ ШОФЕРА И. КРЫСЬ {БССР, ГОМЕЛЬ, ХЛЕБОЗАВОД) •На машинах Форд-А и АА бывают случаи, когда вентилятор задевает лопастями верхний патрубок радиатора. Особенно часто это наблюдается на ухабистой дороге. Последствия этого бывают очень плохие. В лучшем случае—поломка вентилятора, в худшем—серьезное повреждение радиатора вплоть до окончательной его поломки. Некоторые водители для того, чтобы устранить это явление, укорачивают (опиливают) лопасти, что является крайне нежелательным. так как вентилятор начинает хуже засасывать воздух. Гораздо удобнее устранить это другим, более упрощенным и лучшим способом: под обе опорные точки радиатора нужно добавить по потребности резиновые прокладки из негодной камеры, после чего радиатор, а следовательно и патрубок, окажутся выше относительно лопастей вентилятора, кроме того опора радиатора будет гораздо мягче. Крайне важно после установки радиатора проверить передний надрессоряый щиток (брызговик), чтобы сен не резал своим острым концом нижнюю часть радиатора. И. Крысь.