ОСВЕЩЕНИЕ ТРАКТОРОВ и АВТОМОБИЛЕЙВ ПОЛЕВОЙ ОБСТАНОВКЕВопросу ночного освещения тракторов до настоящего времени не уделяется необходимого внимания. Сплошь и рядом тракторы вследствие порчи генераторов, которые пылятся или подвергаются действию влаги (как будто трудно закрыть их простым брезентовым капотом), а также из-за отсутствия лампочек для освещения и порчи проводов, работают без освещения. Сила освещения — одна фара впереди, другая позади — часто недостаточна. При севе след предыдущего прохода орудия при ночном освещении труднее заметить, чем при пахоте, тем более, что при пахоте трактор часто идет правыми колесами по дну борозды. Поэтому впереди трактора необходимо иметь две фары, а позади или фару или провод с лампочкой, которая подвешивается на прицепное орудие. Вопрос об освещении автомобилей (Форд-А и Форд-АА) в полевой обстановке имеет также свои больные стороны. Сила тока, вырабатываемая динамо, при изменении нагрузки сплошь и рядом не регулируется. Известно, что для увеличения силы тока регулирующую щетку надо передвигать в направлении вращения динамо, а для уменьшен ия — п ротив вращения динамо. Этот способ регулирования силы тока очень прост, а между тем, судя по угольной пыли, которая обычно покрывает коллекторное кольцо динамо, можно сказать, что на третью щетку совсем 'не заглядывают. Игнорирование работы третьей щетки отрицательно сказывается на режиме работы аккумулятора. Аккумулятор или не получает достаточной зарядки, или же в него идет слишком много тока; осветительные лампочки при отсутствии регулирования тока динамо также начинают неправильно работать — с недокалом или пережогом. В результате невнимательного отношения к регулированию тока и вообще к аккумуляторной батарее последняя перестает работать. При сильном токе пластины разрушаются, а при сильной разрядке подвергаются сульфации. В зерносовхозах имеется немало случаев подобной порчи аккумуляторов. Уход за аккумуляторной батареей тесно связан с ареометром Бомэ, а многие шоферы этот ареометр даже не видали. Необходимо, чтобы каждый шофер имел ареометр Бомэ, определяя степень зарядки аккумулятора по концентрации раствора серной кислоты. О чистоте контактов реле, о зазоре между контактами этого регулирующего электромагнита также часто забывают, а между тем зарядка аккумуляторной батареи от динамо происходит при помощи реле. Вообще вопрос ухода за аккумуляторной батареей, динамо и реле является основой освещения автомобиля. Здесь прежде всего требуется известный уровень технических знаний у шоферов, а между тем приходилось встречать в зерносовхозе шоферов, которые не могли правильно присоединить к массе аккумулятор и динамо или не могли определить, что реле испорчено. Недостатки в работе освещения в известной степени связаны с конструктивным несовершенством деталей освещения. Прежде всего надо признать недостаточным наличие в цепи возбуждения одной лишь третьей щетки, которая не является автоматическим постоянно действующим механизмом, непрерывно регулирующим напряжение магнитного поля. Ведь режим работы автомашины в полевой обстановке сплошь и рядом меняется непрерывно. У трактора Клетрак в цепи возбуждения помимо третьей щетки имеется и термостат, задача которого —• автоматически предохранять цепь возбуждения от излишнего тока. Регулирование тока в цепи возбуждения у трактора Клетрак более совершенно, чем у автомобиля Форд. Добраться до третьей щетки не совсем легко, а между тем доступ к третьей щетке должен быть такой же удобный, как, скажем, доступ к опережению зажигания. Третья щетка должна переставляться специальным рычагом, выведенным в кабинку шофера. Динамо, получая вращение от ремня вентилятора, при ослабевании ремня начинает работать с перебоями. Подтягивание ремня посредством изменения положения динамо вызывает после нескольких подтягиваний касанье ремня о резиновый рукав водяного охлаждения. Очевидно, что подтягивание ремня необходимо осуществлять не при помощи изменения положения динамо, а специальным натяжным роликом. Присоединение проводов к распределителю освещения посредством пайки затрудняет смену проводов; провода должны прикрепляться при помощи болтиков. Относительно состояния осветительных лампочек надо сказать, что оно не на должной высоте. Как правило, фары работают с одним лишь сильным светом; хорошо, если основные лампочки имеются для двух фар. Вообще же в зерносовхозах чувствуется недостаток в лампочках; провода приходится часто менять ввиду замасливания и пеоегираяия изоляции о металл двигателя. О слабом свете и говорить не приходится, хотя в рефлекторе фордов имеются патроны для слабого света. Ввиду наличия только сильного света при встрече автомашин на дорогах происходит взаимное ослепление шоферов, так как шоферы часто не выключают свет; это случается ив плохую погоду, когда автомашины идут с заносом. Лампочки торможения, так называемый «стоп-сигнал», в большинстве случаев отсутствуют. Вопросу освещения тракторов и автомобилей в полевой обстановке необходимо уделить серьезное внимание как в смысле повышения квалификации обслуживающего персонала, так ив смысле более внимательного, бережного отношения к машине. Необходимы и конструктивные изменения (заводами) деталей освещения для улучшения их работы. И. Кузнецов30