18
19
?>P MIS )ЫЪНОВЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ГРУЗОВИКИК ОНСТРУКЦИИ НАТИНаучный автотракторный институт, спроектировал несколько типов грузовых автомобилей большого тоннажа. В настоящее время Ярославский автозавод построил пять первых образцов этих грузовиков. Деа из них пятитонные грузовики Я7 и Я7-Д, причем второй имеет специальную добавочную коробку скоростей — демультипликатор. Следующие две машины Я9-Д—-это трехосные грузовики повышенной проходимости. Пятый опытный автомобиль НАТИ — Я12-Д, тягач, предназначенный для работы с 10-тонными полуприцепами. Нагрузка в5т для автомобилей Я7 и Я7-Д может быть повышена до 7 т. На автомобилях Я7 и Я7-Д поставлены двигатели типа 21R американского завода Континенталь, так как автомобильные моторы такой мощности на наших заводах пока не строятся. Двигатель 21R имеет шесть цилиндров размером 4%Х4% и при 2 400 обор, в , минуту развивает мощность до 102 л. с. На шоссе или удовлетворительной грунтовой дороге автомобили Я7 и Я7-Д с грузом в5т могут развить скорость до 60 км в час ив то же время при такой же нагрузке на плохой грунтовой дороге в состоянии преодолевать на первой передаче подъемы с уклоном до 20 проц., а Я7-Д при включении демультипликатора может преодолевать подъемы еще более крутые. Демультипликатор, установленный на Я7-Д, представляет собой добавочную коробку скоростей, находящихся позади основной. Он может быть включен или на прямую передачу, или на замедляющую передачу при помощи дзух пар шестерен. Общее передаточное число трансмиссии автомобиля при включении замедляющей передачи демультипликатора соответственно увеличивается. Таким образом, имея на автомашине демультипликатор, можно получить очень большие передаточные отношения между двигателем и задники колесами. Кроме того, число скоростей как бы удваивается. Каждую из скоростей можно включить или при прямой передаче демультипликатора, или при замедляющей. Все это дает возможность шоферу приспосабливаться к самым разнообразным дорожным условиям. На хорошей дороге он может развить достаточную скорость, а при езде по плохим дорогам может включить замедляющую передачу демультипликатора и преодолеть встретившееся гарепятсл-вие. . Эта особенность Я7-Д является очень ценной в наших дорожных условиях, когда автомобилю часто приходится передвигаться не только по дорогам очень сомнительной «проходимости», но и по полному бездорожью. Переключение скоростей демультипликатора производится ручным рычагом, находящимся в кабине автомобиля рядом с местом водителя. Первичный ,вал демультипликатора соединен со вторичным валом коробки скоростей при помощи мягкого кардана из дисков — прорег зиненной ткани. Мягкий кардан отличается простотой конструкции и надежностью в работе и вместе с тем совершенно не требует смазки и того ухода, .которые необходимы для обычного металлического кардана. Вращение от вторичного вала демультипликатора или коробки скоростей передается к задним колесам главным и промежуточным карданными валами и так называемым «двойным редуктором». На карданных валах поставлены шарниры типа- Спайсер, которые имеются на многих автомобилях, в том числе и на советских машинах Я5-АМО-3, и хорошо известны нашим аетоработникам. Двойной редуктор Я7 и Я7-Д представляет собой двойную, передающую вращение ог карданного вала к полуосям заднего моста шестеренчатую передачу, которая установлена внутри особого картера, укрепленного на «балке» заднего моста. Применение двойной передачи вызывается тем, что получить (необходимое для достижения хороших тяговых качеств автомобиля) большое передаточное число, равное 9, при; помощи одной пары шестерен невозможно. Первая пара двойного редуктора состоит из конических шестерен со спиральным зубом. Спиральные зубья делают работу передачи более спокойной и уменьшают износ шестерен. Вторая пара цилиндрическая. Диференциал у Я7 и Я7-Д обычного типа, с коническими сателитами. Картер, или «балка», заднего моста — кованый, усиленного сечения. Полуоси автомобилей Я7 и Я7-Д освобождены от действия изгибающих усилий. Они испытывают лишь скручивающие напряжения, благодаря чему достигается их большая надежность. Толкающие и тормозное усилия и скручивающий момент от заднего моста Я7 и Я7-Д передаются на раму толкающей или карданной трубой. Это создает благоприятные условия для работы рессор. Задние рессоры Я7 и Я7-Д двойные, полуэллиптические. Каждая из них состоит из двух рессор—основной и дополнительной. Дополнительная начинает работать лишь при нагрузке18Тягач НАТИ, выпущенный Ярославским автозаводом Трехоска системы НАТИ, выпушенная Ярославским автозаводом в4ти выше. Такая конструкция рессор обеспечивает подвеске автомобиля мягкость при езде с неполной нагрузкой ив то же время достаточную жесткость при движении с полным грузом. Передние рессоры Я7 и Я7-Д также полуэллиптичеокие. Они имеют по два обратных листа, которые служат для поглощения колебаний рессоры, направленных вверх. Передняя ось автомобилей Я7 и Я7-Д кованая, двутаврового сечения. Колеса дисковые, съемные, взаимозаменяемые. Шины могут быть надеты размером или 40X8", или 42X9". Ножной тормоз Я7 и Я7-Д действует на все • четыре колеса, ручной — на барабан гак наз. центрального тормоза, установленный на транс.миссии автомобиля. В систему ножного тормиза включен сервомеханизм Деваядр, который действует 'силой разрежения во всасывающей трубе двигателя. Благодаря этому усилие, с которым водитель должен при торможении нажимать на педаль, уменьшается в три раза. Привод тормозов к передним колесам осуществлен при помощи особых тросов, заключенных в гибкую оболочку. Вследствие этого тормоза действуют вне зависимости от поворота и колебаний колес. Рулевой механизм системы Росс с червяком и передвигающимся по нему пальцем. Рулевая трапеция снабжена шарнирами, которые по мере износа сухарей и шаровых пальцев автоматически подтягиваются, никогда не ослабевая. Рамы, лонжероны и поперечины изготовлены из листовой углеродистой стали толщинойв 8 мм. Радиаторы по проекту должны были быть трубчатые с чугунными коробками. Однако по производственным причинам были поставлены сотовые радиаторы, стандартные для машин Я5. На одной из трехосок и на тягаче установлены опытные секционные радиаторы конструкции Ярославского завода. Трехосные автомобили Я9-Д спроектированы таким образом, что в их конструкции максимально используются отдельные части и даже целые агрегаты машин Я7 и Я7-Д. Это будет иметь большое значение при серийном производстве этих машин. Автомобили Я9-Д — трехоски повышенной проходимости. Они рассчитаны на нагрузку в8т для движения по хорошей дороге ивгт > по бездорожью. На одном из них поставлен Двигатель Контин&нталь 21R, а на другом — Геркулес УХСз шестицилиндровый, с размером цилиндроз 4%х4!К. При 2 000 обор, и минуту он развивает около 105 л. с. Автомобили Я9-Д, так же как и Я7-Д, снабжены демультипликаторами. Для трехосного автомооиля, да к тому же повышенной проходимости, демультипликатор имеет исключительное значение. Для шестиколесного • автомобиля чрезвычайно важно иметь возможность двигаться с малой скоростью при усиленной работе двигателя. Карданные валы Я9-Д снабжены шарнирами системы Кливленд, которые допускают большие углы перекоса между валами, что длг трехоски имеет большое значение. Толкающие и тормозное усилия от задних мостов передаются на раму рессорами, а скручивающий моме::т—'реактивными штангами от каждого моста в отдельности. Двойной редуктор у Я9-Д заменен червячной передачей. Такая.передача, для трехосного автомобиля является более удобной, чем шестеренчатая. Она дает возможность пропустить карданный вал к заднему ведущему мосту непосредственно, не прибегая к дополнительной передаче и лишь используя для этого червяк среднего моста. В то же время червячная передача допускает большое передаточное отношение, равное у Я9-Д—9,33. . Рессорная подвеска задних мостов сконструирована по схеме, принятой для трехосных автомобилей английским военным ведомством. Подвеска такой конструкции оправдала себя на лучших заграничных машинах, как Моррис, Торникрофт, оПейланд, ФВД и др. Она состоит из двух рессор с каждой стороны автомобиля. Рессоры укреплены в своей середине одна над другой к специальному башмаку, качающемуся на трубе, проходящей поперек азтомобиля. Концы рессор соединены с башмаками, качающимися на бронзозых шарах, надетых на чулки картеров задних мостов. Шары могут передвигаться по чулкам в небольших пределах. Благодаря этому при перекосах мостов рессоры не выворачизаются и не изгибаются в горизонтальном направлении, чем увеличивается их надежность. Для ограничения величины перекосов задних мостов на раме поставлены специальные ограничители, в которые упираются мосты при предельном допускаемом перекосе. Рамы автомобилей Я9-Д изготовлены из того же материала, что и рамы Я7 и Я7-Д. Для увеличения их прочности и жесткости в лонжероны над местом расположения задних мостов вставлены дополнительные швеллеры. Шины на Я9-Д имеют размер 40X8". На колеса задних мостов могут быть надеты специальные гусеницы типа Сверолл, которые, увеличивая сцепление с почвой, предупреждают опасность буксования, даже при самых неблагоприятных дорожных 'условиях.