ПОДГОТОВИТЬ ГРАМОТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙД ЛЯ КУРСОВ ПО АВТОДЕЛУС каждым месяцем автомобильный парк нашей страны увеличивается. Каждый месяц сходят с конвейера тысячи машин и, естественно, что должны расти и кадры, обслуживающие машины. Вопрос о кадрах не нов. В продолжение ряда лет многие учреждения^ том числе и Центральный совет Автодора, занимаются подготовкой кадров. Этот вопрос долго дискутировался на различных собраниях и на страницах нашей прессы, и в результате мы до сих пор не добились однородной стройной системы подготовки кадров. Достаточно сказать, что в 1932 г. Цудортранс выпустил программу работ, а до этого учебные базы (мы имеем в виду работу райсоветов Азтодора) сами составляли программе и последняя утверждалась областным отделом. Несколько слов о программе- Цудортранса. Программа рассчитана на курсантов с образованием не ниже четырех групп и из общего количества в 576 учебных часов на общеобра зо!:ательные предметы падает только 144 часа. Если в столицах и крупных городах курсы заполняются.. учащимися с более высокой общеобразовательной подготовкой, то большинство курсов провинции имеет дело с людьми. зачастую окончившими только 2—3 группы, да еше сельской школы.' Естественно, что усвояемость специальных предметов, как тех-математика и др., чрезвычайно низка, если не равна нулю. Родному языку дано только IS час, нет ни программы, ни указаний, что за эти 18 час. нужно охватить. Естественно, что многие пре "подаватели отказываются от работы на автокурсах. Программа по автоделу построена также не 'совсем удачао. Зажигание по установившемуся трафарету изучается непосредственно после карбюрации, между тем во многих отношениях 'этот раздел удобнее изучать в конце курса, после прохождения шасси. Во многих разделах "большой разрыв между отведенными часами и тем, что нужно проработать в указанное время. Это особенно относится к практическим работам. . , Но если все указанное выше может быть "исправлено, так сказать, «на-ходу», то имеется громадной важности вопрос, который еще до 'сих пор не нашел своего разрешения. ' Это вопрос о лекторских кадрах. Правда, приказом № 212,/Д к-46 Цудортранс предложил изучить инструкторско-педагогический Персонал шоферских школ с выделением 300 чел. в качестве инструкторов с последующим доведением этой цифры до 1 000,— но это только -первые шаги и капля в море. Во многих районных отделениях Автодора 'имеются учебные базы или периодические курсы, на которых лекторами являются шоферы 1-й, 2-й, а Зачастую и 3-й категории. Каждый в "отдельности может быть отличным шофером, хорошо знающим свою машину, но в то же i ремя плохим педагогом. Нам приходилось беседовать со многими лекторами азтодела иу каждого из них своя манера преподавания и один, редко несколько, учебников, по которым читается курс. Слабое, а подчас и совсем полное отсутствие увязки теории и монтажа. Одни и те же моменты разными лекторами освещаются по-иному. Все это не может, конечно, улучшить дело подготовки автокадров. Теперь, как никогда, назрел вопрос о ликвидации прорыва в деле преподавания. Программа обязывает изучать наши отечественные марки АМО-3, ЯЗ-б и форда. Если по форду есть еще литература, то по АМО-3 с трудом можно достать только' плакаты, а по ЯЗ-5 нельзя получить и плакатов. "Естественно, что все это ставит в тяжелое положение лекторов и курсантов. Необходимо в ближайшее время снабдить учебные точки соответствующим материалом. Цудортрансу и Центральному совету Автодора необходимо разработать методику преподавания автодела как основное пособие для лекторов. Автодоровская общественность только тогда выполнит свои обязательства перед партией и правительством и даст стране крепкие и здоровые кадры шоферов, когда будут выкованы достойные кадры лекторов. Калуга Алмазов10В недавно организованную вологодскую МТС (Селерный край) прибыла колонна тракторов Харьковского завода. На снимке—митинг в Вологде по случаю прибытия транторов .-"; Фото Орлова (Союзфото)