24
25
26
27
инж. с. нотовРЕМОНТ в ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХПРАВКА КУЗОВА И КРЫЛЬЕВПрежде чем приступить к ремонту, надо тщательно осмотреть повреждение и определить, какой именно инструмент следует применить • для каждого отдельного места. Но так как из автохозяйств Союза едва ли наберется 1 проц. имеющих достаточный ассортимент инструментов, с которыми можно исправить любое повреждение, не снимая кузова, мы прежде всего опишем наиболее ходовые инструменты, доступные для изготовления в каждом гараже, имеющем хорошего кузнеца. . Двусторонняя оправка для низа задней стенки и углублений в кузове для колес (рис. 1). Оправка должна быть изготовлена из хорошего сорта стали (из старых полуосей или карданных валов), концы ее толщиною до 22 мм поверхностей. Оправка должна быть ски обработана. термичвг Болванка для ремонта углублений Для колес (рис. 4). Эта болванка сконструирована для правки торпедо и металлических щитков. Ее применение устраняет необходимость снимания щитка прибора. Она очень удобна при правке углу-Рис. 4 блений для колес, для чего она и устанавливается под сточным жолобом сзади внутренней поверхности ушка крыла. Конструкция этой болванки делает ее очень удобной для правки поперечин верха закрытого кузова и брызговиков радиатора. -Специальная оправка для ремонта дверей боковых стенок (рис. 5). Этот инструмент специально сконструирован для нижних стенок дверей. Большой изгиб и рычажная передача этой оправки дают возмож-Рис. 1 должны быть оттянуты таким путем, чтобы ее можно было установить сзади стяжек задней стенки центральных и нижних планок и стоек углублений для задних колес. После отковки концы оправки должны быть обработаны и отшлифованы. Оправка для крыльев и кронштейна капота (рис. 2). Конструкция этой оправки позволяет править крылья, не снимая передних колес, и оченьРис. 2 удобна в местах, где нельзя применить болванку. Эта же оправка, может служить при ремонте стяжек и кронштейнов торпедо — в направлении от стойки к щитку. Оправка для стоек кузова, петель и центральной стенки кузова (рис. 3). Этот инструмент сконструирован для правки вдавленных мест с внутренней стороны центральных стенок кузова, стоек кузова, рам стекол и "верхних задних стенок. Будучи тонким, он удаляет все неровности вокруг петель. Правильный радиус изгиба делает его исключительно удобным для ремонтаРис. 5 ность выправлять ее, не снимая щеколды или обивки двери. Эта оправка применяется также для правки больших прогибов в боковых стенках закрытых- грузрвых машин, причем она помещается над обивкой кузова и сзади косяков кузова. Бакаутовый молоток для правки (рис. 6) У молотка обе плоские поверхности должны быть сужены на конце и отполированы. Эти молотки применяются при правке стенок кузова и крыльев, когда важцо не повредить на них краску.Рис. 324 крыльев с низкой выпуклостью, прямых сторон капотов, торпедо, дверей, углублений для колес, боковых бортов крыльев, боковых брызговиков и кузовов. Болванка с высокой выпуклостью (рис. 10). Контур этой болванки совпадает следующих частей автомобиля: большой выпуклостью, прогнутых для правки с радиусом крыльев с частей пе-Рис. 6 Благодаря диагональному и косому расположению слоев дерево не расщепляется. Оно очень прочно и удобно для этих работ. Двусторонняя оправка металлических дверей и .боковых брызговиков (рис. 7). Конструкция этой оправки вызвана тем, что во внутренних стенках металлических дверейРис. 10f)редних крыльев, центральных бортов всех крыльев новой модели Форда, овальных углов верхних задних стенок, фар, облицовок радиаторов, задних углов нижних стенок и углублений для колес и больших и овальных выпуклостей капота. Молоток для правки (рис. 11). Этот металлический молоток для правки имеет один квадратный конец, стороны которогоРис. 7 имеется только несколько небольших отверстий, и она дает ту же рабочую поверхность и то же давление, что и болванка для открытых стенок. Конструкция этой оправки дает возможность выправлять верх брызговике, не снимая подножки. Двусторонняя оправка (рис. 8). Эта оправка предназначена для следующих операций: овальный конец вставляется внутри швов передних крыльев, т ак . к ак поднимаются Рис. 11 равняются 31 мм, и другой круглый, диаметр которого равняется 35 мм. Габаритная длина310 мм. Вес — 400 г. Применяется для ремонта кузовов и крыльев. Гибкий и регулирующийся держатель напильника (рис. 12). Этот напильник удобен там, где работу надо производить одной рукой, как, например, для Рис. 8 шарнирные пальцы и правятся планки верха, фары и выступов воздухоохладительяых окон капота. Конец, изогнутый под прямым углом, применяется для правки водосточных жолобков, задних крыльев до подножек, окантовок углублений для колес и задних стенок купе и родстеров. Болванка с низкой выпуклостью для правки (рис. 9). Контур этой болванки точно совпадает с радиусом следующих частей автомобиля:чвпятивРис. 12 круглых и овальных углов верхних и нижних задних стенок, торпедо, капотов, верха, больших или малых выпуклостей и прямых работ. Десять обязательных правил при выправлении кузова, крыльев, брызговиков и пр. 1. При правке металла несколько легких ударов лучше одного или двух тяжелых. 2. Кратковременное применение оправки часто дает лучшие результаты, чем получасовая обработка молотком.Рис. 9 Рис. 13• .• 'V^:* l '^~S3- .. '•' " '3. Перед началом работы окрашенные металлические поверхности всегда надо протирать легким маслом. Этим удаляются грязь и легкие крупинки, и кроме того, между молотком и металлической поверхностью образуется слой масла, который предохраняет краску от повреждения. Это помогает также находить вогнутые места. 4. При ремонте крыльев надо промыть Их нижнюю поверхность, прежде чем накладывать под них оправки. Крупинки грязи, приставшие к поверхности крыла, вдавятся в металлическую поверхность между молотком и оправкой. 5. Ремонтируемая поверхность всегда должна находиться между рабочим и источником света (естественным или искусственным). 6. Как правило, надо поднимать вогнутые места до нужного уровня, а затем опускать выступающие места, подложив под вогнутые оправку и выправляя окружающие их выступающие места до тех пор, пока форма исправляемого места не будет совпадать с болванкой. 7. При правке стенок кузова оправку надо вставлять между внутренней частью кузова и наиболее глубоко вогнутым местом и по наружной стороне ударять бакаутовым молотком, что предохраняет металл от прогибания в обратном направлении. 8. При правке стенок кузова не следует пользоваться тяжелым молотком. Для того чтобы поднять опущенное место, оправку надо положить на это место и ватам ударять молотком" по ее внутренней стороне, благодаря че'му металлическая поверхность не будет поцарапана. 9. Спиливать выступающие места напильником не следует, в необходимых случаях надо пользоваться молотком, болванкой и оправками. 10. Надо следить за тем, чтобы все инструменты для правки были чисты и гладки; заржавленный или грязный инструмент применять тне следует.ПРАВКА КРЫЛЬЕВ БЕЗ СЪЕМКИПравка крыльев сводится к определению характера повреждения, к выбору правильного инструмента. В большинстве случаев правка производится без снимания крыльев, так как заменять крылья новыми приходится редко. Как бы сильно крыло ни было повреждено, в большинстве случаев его можно так выправить, что оно ничем не будет отличаться от нового. , Правка крыла, 'изображенного на рис. 13, производится следующим образом. Сначала наружную поверхность крыла протирают небольшим количеством масла, благодаря чему яснее обнаруживаются все повреж-. дения. Затем надо проверить, нет ли на внутренней поверхности крыла дегтя, гравия или грязи. Грязь надо соскоблить,' иначе может быть повреждена поверхность инструментов. После этого производится правка начерно, т. е. вытравленные места поднимаются выше центра прогиба. Эта операция имеет большое значение, так как, если она будет неаккуратно сделана, металл может быть поврежден и дальнейшие работы будут затруднены.26Рис. 15 Для этой работы надо пользоваться концом молотка, начиная с самой низкой точки, ударяя со средней силой так, .''чтобы вогнутая поверхность была поднята, «о не выше уровня окружающей ее поверхности. Если наружный фланец погнут и загнут, надо применить оправку (рис. 6) и обыкновенный шведский ключ. Накладывать оправку вдоль фланца, надевать на них ключ и поднимать ручку ключа вверх надо так, как указано на рис. 14. Затем надо взять болванку (рис. 9 или 10) (выбор ее определяется в зависимости от того, имеет ли .крыло высокую или ниэкую выпуклость), что можно определить на взгляд (рис. 15). • Если вогнутое место все еще значительно ниже уровня окружающей его поверхности, несколько ударов средней силы этой болванРис. 16 кой поднимут его до нужного уровня. Удары должны производиться осторожно от руки по нижней поверхности кругла; по мере того как крыло будет приближаться к своей первоначальной форме, надо взять молоток и, подкладывая болванку под самые низкие места, ударять им по ее наружной поверхности, выступающие же места—-опускать до нужного уровня. ..., ,....'- . ~Р ,.. Если металл вое еще волнистый, надо взять молоток (рис. 6) и ударять им,.по выступающим местам, пома поверхность не .станет гладкой. Эта работа производится без болванки (правка кронштейна крыла оправкой (рис. 2) детально изображена »а рис. 16). После этого надо взять регулирующийся напильник (рис. 12) и осторожно провести им по поврежденной поверхности (рис. 16). Вогнутые места останутся темными, .а выпуклые—-станут Рис. 17 блестящими, тогда надо опять взять болванку и молоток и поднять вогнутые места. Применяя напильник, следует помнить, что он не служит для удаления выступающих мест, гак как этим может быть удалено слишком много металла, а только для сглаживания поверхности и удалений царапин. Нижнюю часть крыла (рис. 17) следует править, накладывая болванку на • наружную поверхность крыла и ударяя молотком по нижней -ело поверхности. Друида примером работы, считающейся трудной, будет проверка заднего крыла, конец которого задела встречная машина (рис. 18). Эту работу,. если к ней правильно подойти, можно очень легко выполнить. Для этого надо взять доску2Х4, вставить один ее конец .спереди буфера или кронштейна для запасного •колеса и давить на нее равномерно, зажав другой конец между ногами. Затем, не выпуская додай, надо ударять по крылу онизу вверх молотком. Благодаря этому крыло принимает свою первоначальную форму, после чего мелкие неровности можно выправить при помощи молотка и болванки. Рис. 18В „КАРБЮРАЦИЯ".ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ „БИБЛИОТЕКИ ,ЗА А. Ч УДАКОВа РУЛЕМ А л»' Б ЛИЖАЙШЕЕВРЕМЯВЫЙДЕТВСВЕТКНИГА проф. Е.В КНИГЕ 12 ПЕЧАТНЫХ ЛИСТОВ, 119 ЧЕРТЕЖЕЙ 27