10
11
12
Инн*. А. К ЕЛЛЕРСПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ И ТРАКТОРЫСОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВАПрежде чем перейти к специальным грузовым автомобилям, расшифруем понятие стандартный грузовик. .Стандартный грузовик — это автомобиль, предназначенный' для грузов общего порядка и состоящий .из шасси, кабины водителя и грузовой платформы. Грузовая платформа анабжена тремя откидными бортами. автомобиля '(.см. фиг. 1). Благодаря этому, сохраняются шины и дороги. Для легкости управления рулем очень важно. чтобы передняя управляемая ось была разгружена. Усиленная нагрузка двух задних осей как раз дает возможность разгрузить переднюю поддерживающую ось. Теперь рассмотрим, какие возможности увеличения проходимости дает трехосный автомобиль. Прежде всего он имеет сцепление с почвой в шести точках, что дает ему значительные преимущества перед двухосными машинами, так как большее оцепление обеспечивает полное использование тягового усилия и при этом дает малое удельное давление на покров дороги. Демультипликатор трехосного автомобиля играет роль дополнительной коробки _ скоростей для увеличения крутящего момента на ведущих осях, с одной стороны, и для понижения наименьшей скорости движения,— с другой. Основные требования, предъявленные к подвеске трехосного автомобиля, сводятся к следующему:- •• —•Ж.у -ШР8-Жt г'-• ' :Фиг. 1. Давление на грунт двухосного и трехосного грузовиков Все остальные видоизменения стандартного грузовика, начиная от опрокидывающейся платформы — самосвала и кончая лесовозом, превращают его из стандартного в специальный.Фиг: 2. Трехоска форд-НАТИХпроизвэдства Горьковского автозавэда В классификацию специальных автомобилей входят трехосные и многоосные автомашины, гусеничные автомобили, тракторы, тягачи, лесовозы, автомобили для очистки улиц, снегоочистители, санитарные автомобили, автомобили скорой помощи, пожарные автомобили и автобусы. ТРЕХОСНЫЕ АВТОМОБИЛИ •Конструкция трехосных машин вызвана необходимостью, во-первых, увеличения грузоподъемности при передвижении по нормальным дорогам и, во-вторых, увеличения проходимости автомобиля при нормальной грузоподъемности. Если распределить большое осевое давление одной задней оси грузовика высокой грузоподъемности на две задние оси, то можно достигнуть того, что давление «а каждую из задних осей не будет превышать осевых нагрузок легких грузовиков. В трехосном автомобиле давление на каждую из задних осей равняется половике давления на заднюю ось двухосного 1) Оаи и рессоры должны быть подвешены так, чтобы каждая из осей (или в случае независимых колес — полуосей) могла независимо одна от другой следовать по всем неровностям пути.Фиг. 3. Вездеход НАТИ Фиг. 4. Один из первых статинцев. выпущенных ЧТЗ 2) При езде по плохим дорогам подвеска должна допустить перекосы ведущих ,осей да 24 е . 3) Статическая нагрузка должна распределяться поровну на обе оси. Остановимся теперь на трехосном автомобиле НАТИ производства Горьковокого автозавода — Форд-НАТИ (фиг. 2). Ведущие мосты здесь сконструированы в двух вариантах — с .конической передачей ис червячной. Спецификация грузовика следующая. Мотор — тип форд, производства ГАЗ, литраж мотора 3 300 куб. .см, мощность — 45 л. с , число оборотов мотора — 2 500 в минуту, демультипликатор — 2-ходовой, расположен' за коробкой передач, тоннаж 2 т, расстояние между передней осью и .серединой тележки — 3 200 мм, расстояние между ведущими осями — 340 мм, передача в заднем мосту 1:7,4. АВТОМОБИЛИ С ГУСЕНИЧНОЙ ТЯГОЙ Несущая способность колеса зависит от его диаметра и еще больше от 'Ширины обода. ВозФиг. 6. Снегоочиститель на тракторе «Коммунар» лению от ноги человека, т. е. 0,50 «г на 1 кв. см); в-третыих, благодаря этим двум качествам и ряду конструктивнык. возможностей, например, врезание «башмаков»" гусеничной ленты в почву, гусеничный автомобиль становится вездеходным. специальных конструкций пользуются гусеницами. Основные преимущества .гусеничной тяги заключаются, во-первых, в • большей поверхности оцепления с грунтам; во-вторых — в понижении удельного давления на почву (в гусенице удельное давление равно удельному дав-Фиг. 5. Трактор-тягач НАТИ можноеть изменения этих двух величин ограничена узкими рамками, из чего следует, что транспортные возможности, колеса также очень ограничены. На Слабых почвах — песчаном грунте, песке и снегу — сила колесной тяги сильно падает: при больших нагрузках и при подъеме колеса буксуют. Для борьбы с буксованием и для увеличения сцепления -автомобиля с почвой в автомобиляхф и г.. 7 Снегоочиститель на грузовике Я-5 К недостаткам гусеничной тяги относится, в первую очередь, небольшая максимальная скорость (40—45 км в час), износ ходовых частей гусеницы; усложнение конструкции тягового механизма и шумнооть работы всего гусеничного механизма в целом и самих гусениц в частности. Гусеничный ход представляет собой в большинстве случаев тележку с двумя двигателями. Конструкция рамы этой тележки видоизменяется в зависимости от устройства опорных катящихся деталей и от подвески. .Гусеничный автомобиль-вездеход НАТИ-2 (см. фиг. 3) отличается от всех других гусеничных автомобилей вездеходного типа тем, что он шарнирно подвешен в трех 'точках. Вездеход НАТИ-2 представляет собой полугусеничный автомобиль на базе .автомобиля Форд-АА. На вездеходе НАТИ-2 установлен мотор Форд модель Ас увеличенным радиато-Фиг. 10. Автобус АМО-4 ствовали заслужившие мировую известность гусеничные автомобили Ситроен. Вездеходы НАТИ-2 в этом пробеге полностью доказали свои высокие качества и преимущества перед Ситроеном. В конце пробега на наиболее трудных участках, там, где машины Ситроен.не могли пройти, вездеход НАТИ легко и свободно перекатывался через барханы песчаных гор, проходил через песчаные овраги, не делая так называемого «моста», т. е. не провисая над оврагом, а заполняя своими движениями все неровности почвы. К специальным автомобилям на гусеничном ходу можно отнести также гусеничные тракторы. В СССР в настоящее время производятся два типа гусеничных тракторов — «Коммунар» и ЧТЗ — «Сталинец» (фиг. 4). Оба трактора — бесколесные, причем повороты осуществляются при помощи боковых муфт включения, -которые управляются ручными рычагами. Трактор ЧТЗ «Ста'линец» имеет 4-щилиндровый двигатель, который дает при 1 100' об/мин. 20 л. с.Фиг. 8. Бульдозер Дормашобъединения ром для работы в условиях .жаркого климата. Вездеход может быть превращен из «пустынного» типа в «снежный» путем монтажа к передним'колесам снежных лыж. Максимальная скорость вездехода — 40 км в час, максимальный подъем — 50 проц. Вездеход НАТИ в течение одного года был испытан в пробегах. Подмосковные пробеги зимой 1931—.1932 гг. по мокрому размытому грунту и по снежному покрову показали чрезвычайно высокую проходим ость советского вездехода. .Кроме того, он был еще испытан осенью 1932 г. при пробеге через пустыню Кара-Кум. Этот пробег был своего рода конкурсом на лучший вездеход в мире, так как в «ем уча-Фиг. 11. Автомашина скорой помощи на шасси Форд-ГАЗ-ААФиг. 9. Девятитонный моторный каток ДормашобъединенияЭтой зимой НАТИ закончил проектирование 5и 10-тонных полуприцепок и соответствующей мощности тягачей на базе автомобилей АМО-3 и Я-5. Тягачи и полуприцепки снабжены еерво-тормозами. По своей конструкции эти полуприцепки не должны уступать лучшим заграничным образцам. Они снабжены автоматической сцепкой и автоматически действующими тормозами.