16
17
18
АВТОМОБИЛЬПОБЕДИЛ ПУСТЫНЮВокруг шли последние приготовления перед труднейшим переходом через пустынно. Бригада по.горючему осматривала основные и запасные баки м-ашлн. Запраолячись «под пробку». Главный м.ираб, заведующий всеми водными запасами колонны, Эль-Ретистан, уже охрипшим голосом, но попр-ежнему с присущей только ему страстностью, .повторял давно всем известные слова: — По оемиведерному боченку на машину, «о два литра в сутки на человека, итого на шесть дней хватит с остатком ведро с небольшим. Э то — к ак страховка на всякий непредвиденный случай. В эти два литра входит чай, обед, вода для умывания, чистки зубов и т. д. Помощники Эль-Репистана, мирабы на машинах, становились ответственнейшими людьми в пустыне. О'ни должны будут распределять воду среди едущих товарищей. Помните, не больше двух литров в сутки на человека! На нашей, тринадцатой, машине мирабом выбрали меня. Вместе с доверием товарищей мне была вручена мерная посуда (литровая бутыл-ка) и резиновый шланг. Через десять минут старт. Заправили утренние фляжки. Командор, т. Мирецкий, просматривает последние сводки: о предполагающемся состоянии температур и ветров в пустыне на ближайшие дни. Графа об осадках, конечно, пустая... В углу двора небольшой костер. Профессор Цинзерлинг варит кисель в литровой банке из-под консервов. Помешивай палочкой в банг ке, он рассказывает группе журналистов о белых пятнах в пустыне, о предстоящих трудностях в нашем .пути. Профессор объехал почти -нее пустыни и полупустыни мира. С нашим пробегом он едет еще не оправившись как следует от дизенте-ИЗ ЗАПИСОК УЧАСТНИКА КАРАКУМСКОГО ПРОБЕГАКуня-Ургенч. 4 часа утра. В широком кожаном пальто без пояса, похожем на мешок, Алексей Иванович 'Соловьев, водитель машины № 13, в сотый раз наклоняется над работающим IMOTOpOM. Он священнодействует. -Опершись левой рукой на крыло, Алексей Иванович правой дир'и-Встреча колонны каракумского Средней Азиипробегана границеФото Богдана и Прехнер16жирует газом, подает знаки контролеру машины Васе Ильину. Вася дает газ. Алексей Иванович, иронически скривив губы, вслушивается в высокие ноты. Газ снижается. Затем опять увеличивается. И так несколько раз. —- Алексей Иванович, все в порядке! Мотор дает совершенно безукоризненные высокие и низкие ноты! Мы понимаем и уважаем вашу придирчивость автомобилиста с 25-летним стажем,—-но мотор гудит и играет как новенький. Вы, Алексей Иванович, прошли на ней уже около пяти с половиной тысяч километров по самым разнообразным дорогам и бездорожью, при резкой смене дневных и ночных темпера^ тур. Вы, очевидно, вспоминаете акробатические прыжки вашей машины по кочкам Казакетана, изнуряющую водителей и машину, езду по маршруту Ташкент—Самарканд, с сотнями арычных канав, пересекающих дорогу, пыль, глубиной до полуметра и настолько густую - воздухе, в что, казалось, ее можно резать ножом. От всего этого у машины были вое основания, чтобы захрипеть, чихать я вообще вести себя далеко не так, как -она ведет себя сейчас. Очевидно, от этого и недоверчивая, ироническая улыбка на ваших губах, Алексей Иванович! ... Мы заканчиваем подкачку последнего запасного баллона. Чтобы особенно не уставать, мы качали по 50 ударов насоса каждый. Сейчас была очередь спецкора «Правды» Бронтмана. Он уже снял ватник и не прочь был скмнуть рубашку из-под комбинезона..В песках Малых Кара-Кумов. Трудный подъем. Участники пробега общими усилиями толкают машину впередФото Бо-дана и Прехнер Первые пески Малых Каракумов. На песок под колеса машин подбрасывают саксаул (кустарник) " Фото Богдана и Прехнерщ •- ",^Щ!Wm Ш• • • •рии. Соблюдая диэту, он варит кисель на дорогу... Позже, в пути, его вечно можно было видеть с банкой киселя. Это была единственная пища профессора в пробеге через .пустыню. В 10 час. 30 мин. вице-командор т. Катушкин скомандовал: — По машинам! Заводи моторы! Это была последняя команда перед пустыней. Машины гуськом вышли с этапа... Здесь пустыню можно 'Сравнивать с морем. Так же медленно, как суша, пропадает последняя полоска Хорезмского оазиса. Дольше всего был видан красный флаг на высокой мачте. У большинства людей представление о пустыне связано с обязательными песками. Но в пустыне есть грунты страшнее песков. Об этом стоит рассказать. Первые десятки километров машины с хорошей скоростью шли по глиняным такырам. Начались Лессовые почвы. Это заметили не ср-азу. Сначала провалились в яму передние колеса одной из «амовок». Идущая следом машина решила объехать яму: взяла немного влево и провалилась в другую невидимую яму. В ямы различной глубины, совершенно незаметные на поверхности грунта, начали проваливаться все машины. Пришлось ехать на легком газу, тормозя машины на всех подозрительных местах. Ямы эти, как рассказал нам проф. Цинзерлинг, очень древнего образования. Они — не что .иное, как остатки корней Камышевых зарослей на берегу когда-то протекавшей здесь Аму-Дарьи (Куня-Дарья). Камыш сгнил и высох, корни тоже сгнили. Остались под землей совершенно 1нев'иди-м.ые довольно крупные ямы, иногда до-метра глубиной, как бы формы бывших корневых сгущений камыша. Ход колонны замедлился. Попутный ветер гнал поднятую машинами пыль, еще более осложняя движение. Это было хорошим испытанием крепости рессор и подрессорников наших машин. И на этот раз обошлось без аварий. Первые пески оказались совершенно неожиданными. Проехав дороги с подземными ямами, мы вошли на грунт, покрытый незначительным слоем! мелкого илистого песка. Для того чтобы подойти к первой Остановке в пустыне, к колодцу Дахчи, надо былопересечь русло старой Куня-Дарьи и подняться на правый берег реки. Древние илистые и песчаные образования, оставшиеся с далеких времен, встретились на нашем пути. Нужно было пересечь эти баркакы для того, чтобы подойти к колодцу. Был уже вечер. Машины с колоссальным трудом пробивались в песках метр за- метром. В ход -были пущены все имеющиеся вездеходные приспособления. Здесь фигурировала и веревочная лестница, и резиновая дорожка, и просто саксаул. ' Замечательно шли машины по веревочной лестнице. Подложенная под одно колесо тяжелой машины АМО, она в сущности, и спасала положение. Гораздо труднее было с резиновой лентой: она горбилась, местами выскальзывала из-под колеса, вминалась в песок, Уже на рассвете, когда машинам нужна было войти на вторую террасу берега, был использован оамовытаскиватель конструкции рабочего Савинова. Прибор, установленный на полуторке ГАЗ, совершенно лепко втаскивая на подъем тяжелые машины АМО. А ведь подъем доходилДО 17°.Вторые тяжелые пески колонна встретила выйдя из колодца Дахлы. Здесь расстояние в3 км тяжелые машины шли около 20 часов. В ход были пущены все имеющиеся приспособления. И все-таки .основной «движущей силой». были люди.Колонна каракумского пробега прибыла в Гишдувансьий район. На снимке — беседа с колхозниками Фото Богдана и Прехнер17 ^ • :v:•:— ;; ;4 Ш\!ШШШтШгПреодолевая всевозможные препятствия, машины шли в приступ на вески Больших КараКумовФ ото Богдана и ПрехнерМоторы АМО шли с колоссальной рабочейнагрузкой. Иногда казалось, -что «амовка», засевшая в песке, никогда не выберется, мотор испортится. Однако качество моторов ЗИС было выше похвал. Машины пересекли пустыню без единой поломки. Лучше всего в песках чувствовали себя машины на шинах «сверхбаллон» (профиль 800 X 250), конструкции инженера. Левина-. На самых тяжелых песках они оставляли .след глубиной в неоколько миллиметров. Барханы любой крутизны машина брала со скоростью 25—30 км. Наиболее -серьезным испытанием для шин из синтетического каучука была температура поверхности почвы, достигшая 65°. Руководитель резиновой бригады т. Левин оценил высокое качество шин из синтетического каучука, выдержавших самое -опасное — высокую температуру. По заключению председателя технической комиссии т. Эхт вся колонна прошла через пустыню блестяще. Тяжелые машины АМО-3 показали высокое качество своих моторов. Они прошли весь путь от Москвы до 'Краонов'одска—6 200 км—без единой поломки. Так же хорошо прошли машины ГАЗ. Только у трех пришлось сменить моторы, погибшие из-за пыли. Эти моторы были без воздухоочистителей. Специально на них проверялась работа моторов в условиях крайне пыльных дорог Казак-стана и Средней Азии. Моторы оказались загнанными.Это красноречиво говорит о том, что в условиях Казакстана и Средней Азии нормальная эмаплоаггация машин без воздухоочистителей невозможна. Кроме этого на машинах ГАЗ следует отметить преждевременное истирание поршневых колец. Это нужно отнести как за счет частичного проникновения пыли через фильтры, так и за счет недоброкачественного материала, из которого они .изготовлены. Тов. Эхт в беседе отметил разницу в работе машин «Форд-Тимкен» и советских трехосных машин, сделанных в -экспериментальных .мастерских ГАЗ. Наши трехоски прошли весь путь без единой поломки, а две трехосные машины «Форд-Тимкен» имели серьезные поломки. говорящие о -плохом конструктивном качестве заднего моста. На одной ив машин лопнул вторичный валик демультипликатора, а на другой — задняя полуось. В Краен о во доке колонна пробега была через шесть с половиной суток после -того, как она вступила в пусты-ню. По плану мы предполагали пустыню пересечь в тринадцать суток. Встречный план, .героическая работа водителей и всех участников пробега сделали свое дело: первоначальный план был сокращен вдвое, и машины прошли- пустыню за 6 дней. Са-м.ая трудная часть пробега была закончена блестяще, бее единой поломки- советских машин. Из Баку после чистки - промывки моторов и все машины в полном порядке выехали -на Тифлис С, Урнисншияи———дни—идяПосле сдачи в набор материалов этого номера колонна каракумского пробега пришла к финишу в Москве. Редакция журнала „За рулем" горячо приветствует участников грандиозного автопробега, показавшего высокое качество советских машин и достижения молодой советской авто-промышленности.Следующий номер журнала ,3а рулем'- будет посвящен итогам исторического автопрafiзга