22
23
24
25
и нж . И. ДЮМУЛЕНОБЗОРНОВЕЙШИХАВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В САСШСТАТЬЯ Ш Настоящий обзор состояния современной американской автотехникн мы предполагаем разбить на несколько статей. Осветив технические изменения, внесенные в разные части автомобиля, — дать в заключение несколько соображений о перспективах переноса этих конструктивных новинок в автопроизводство СССР. тывается конструктивная схема автомобиля. Появляются 4- и 6-цилйндровые двигатели. Мощность двигателей увеличивается до 60 сил. 3. 1911—1924 гг. Конструктивная схема автомобиля стабилизуется. Появляются 12-цилиндровые двигатели. Мощность двигателей увеличивается до 120 сил. Автомобиль приспосабливается к плохим дорогам. Характерные особенности его: высокий ход, небольшой вес и габаритные размеры. Кузова преимущественно открытые. 4. 1925—1930 гг. Конструктивная форма автомобиля изменяется. Требование хорошей проходимости отпадает в связи с появлением хороших автомобильных дорог. Повышаются требования к комфортабельности, приемистости и скорости. Как стандарт, принимается 6-цилиндрсвый двигатель для недорогих машин и 8-цилиндровый — для остальных. 5. 1931 — 1933 гг. Автоматизация органов управления контроля и ухода. Понижение общей высоты автомобиля. Увеличение скорости за счет лучшей обтекаемости кузовов и большей мощности двигателей. Появляются двигатели в 16 цилиндров. Дальнейшее развитие автомсблля, несомненно пойдет по пути увеличения мощности двигателей, за счет улучшения их конструкции, еще большей автоматизации управления и контроля. Внешние очертания автомобиля будут всеАвтомобиль Студебекер типичен для 1930 г.В 1935 г. исполнится 50 лет со дня «рождения» первого автомобиля с бензиновым двигателем. Трехколесный одноцилиндровый самодвижущийся экипаж Бекца в % л . с , впервые появившийся на улицах Мангейма в 1885 г., превратился через 48 лет в современный мощный, надежный и комфортабельный автомобиль. Весь путь развития автомобиля з эти 48 лет можно разбить на следующие основные этапы. 1. 1885—1899 гг. Осуществление самой идеи самодвижущегося экипажа. Конструктивное оформление его напоминает «экипаж без лошадей». Двигатели — одно- и двухцилиндровые, максимальная мощность 20 сил: 2. 1900—1910 гг. Самодвижущийся экипаж начинает получать собственное конструктивное оформление. ВырабаАвтомобиль Хапмобил типичен для 1933 г.^•Ом-^аяваля^к^ а1-'Х5"Последняя модель автомобиля Пих-Аргоу.так называемая „Серебряная стрела'' показывает пути развития автомобиля ближайшего будущегобольше приближаться к обтекаемой форме. Главное внимание будет обращаться на кол.фортабельность и удобство езды. В своей статье я коснусь только последнего периода и дальнейших путей развития автомобиля, в частности легковых машин производства САСШ, как страны ведущей в этой отрасли промышленности. Надо помнить, однако, что многие усовершенствования преследуют не только технические цели, но и коммерческие. Надежность и долговечность двигателя достигается применением специальных материалов для цилиндров и поршней, применением фильтров и масляных радиаторов, а также автоматизацией рабочего процесса. В 1933 г. американские автомобильные заводы выпускают 32 марки легковых автомобилей, имеющих 72 модели (малолитражный автомобиль Остин, не характерный и случайный для САСШ с очень небольшим годовым выпуском 1,5—2 тыс. штук—мы рассматривать не будем). По числу цилиндров'" двигателя модели распределяются следующим образом: Двигатели Количество моделей Комбинированная головка двигателяЛНижняя часть алюминиевая, верхняя—чугунная В связи с общим экономическим кризисом продукция американских заводов уменьшилась в четыре раза и часть заводов при этом ликвидировалась. Одним из средств увеличить продажу автомобилей является резкое изменение наружного вида его и введение целого ряда мелких усовершенствований, преследующих в основном комфортабельность езды и удобство. Например, обтекаемые кузова моделей 1933 г. преследуют главным образом эти цели, так как техническое преимущество их, при имеющейся конфигурации, крайне незначительно. То же самое можно сказать ио целом ряде других деталей. Рассмотрим по порярку все основные группы автомобиля, начиная с двигателя. 1. Силовая установка В отношении двигателя данный этап характеризуется увеличением мощности и числа цилиндров, увеличением надежности и долговечности, и введением целого ряда автоматов, регулирующих рабочий процесс его. Увеличение мощности двигателей достигнуто не увеличением литража, а увеличением литровой мощности1 за счет его конструкции.Лшровой мощностью называется мощность, получаемая с одного лнтра рабочего объема двигателя.14-цилиндровые. . 6 » . . 8 » . . 12 » . . 16 ». . . . . .абс. 3 23 38 82в проц «4,4 28,1 53,5 11,2 2,84-цилиндровые двигатели имеют только автомобили Форд, модели В, Континенталь и Виллис стоимостью 400—450' долл. 16-цилиндровые двигатели имеют автомобили Кадиллак и Мармон. На долю 8-цилиндровых машин приходится более половины всех моделей, и этот тип является самым распространенным в настоящее время. Более 8 цилиндров имеют 10 моделей, тогда как в 1930 г. была только одна модель.Jс; ш64 GOiss so «s40A ЛA \/</'Л"о =оas30 25 20tV/'V/<y/tээо аооо зеюо ЧИСЛО ОБОРОТОВ Кривые мощности одного и того же двигатгля при разных степенях сжатия. Мощность двигателей1!"колеблется от 40 сил (Континенталь) до 320 сил (Дюзсьберг) и по моделям. распределяется следующим образом: Двигатели с колич. Количество моделей сиЛ абс. в проц2. 2,8 До 50 8. 11,2 от 50 до 74 23. 32,5 » 75 до 100 . . 38. 53,5 » 100 и выше . . Новый тип алюминиевого поршня .,Рай-Дай" Следовательно,*больше половины всех моделей имеет двигатели в 100 сил и выше. Наиболее мощным автомобилем является Дюзенберг, развивающий 320 сил с ксмпрсссорсм и 265 без него. 8-цилиндрсвый двигатель Дюзенберг имеет рабочий объем 6,9 л . и дает 38,4 л . с. с литра (лктрсвая мощность) при работе без компрессора и 47 сил с литра с компрессором. Следующими по мощности являются автомобили Мармон 16-цилиндрсвый — 200 сил, Пирс-Арроу—12-цнлиндрсвый—175 сил, Кадиллак 16-цилиндроЕЫЙ 165- сил, Паккард 12-удобнее, так как позволяет производить очистку водяной рубашки. На некоторых машинах применяются алюминиевые поршни «Рай-Дай», отличающиеся тем, что стенки поршня имеют круговой прорез после последнего кольца. Головка поршня соединяется с его юбкой только при помощи двух стоек, отходящих от бобышек поршневого пальца. При такой конструкции сильный нагрев головки не деформирует^всего поршня, что значительноДвигатель Линкольн с воздухоочистителем Пилиндровый160 сил, Оберн 12-цилиндровый160 сил и др. ;_ Литраж двигателей колеблется от 2,2 л .(Континенталь) до 7,4 л (Кадиллак 16-цилиндрсвый). Повышение мощности двигателей достигнуто эв первую очередь увеличением степени сжатия, , которая колеблется от Е = 4,8 (Бюик 33—80) ) до Е = 6,5 (Грэхем) в стандартных машинах, , и доходит до Е = 7,1 (Эссекс, Хадсон) по требованию. В 1930 г. степень сжатия колебалась от Е = = 4,22 (Форд) до Е = 5,5 (Кадиллак). 3 Средней цифрой степени сжатия для данного времени следует считать Е = 5,5. Число оборотов двигателя при максимальной * мощности колеблется от 2 800 об/мин. (Шевроле, > Континенталь) до 4 200 об/мин (Дюзенберг). Средней цифрой следует считать 3 400 об/мин. * Для двигателей с высокой степенью сжатия при" меняются алюминиевые головки, способствующие -быстрому отводу тепла и предотвращающие появление детонации. , С этой же целью применяются комбинированные голевки, состоящие из двух половин, разделенных по горизонтали, нижняя часть—алюi миниевая, а верхняя, представляющая собой рубашку, — чугунная. Такая головка, обладая всеми свойствами целой, алюминиевой, значительно прочнее и дешевле ее. В производстве и эксплоатации она. увеличивает срек его службы. Кроме того благодаря значительному сечению стоек поршень получается более прочный и отводит тепло от гольдки его лучше, чем в нормальных разрезных конструкциях. Применение вышеуказанных головок и поршней позволяет работать двигателям с более высскими степенями сжатия, не опасаясь детонации. Увеличение же степени сжатия увеличивает мощность двигателя и улучшает его экономику. Для улучшения экономики двигателя и некоторого увеличения мощности большинство моделей имеет карбюраторы типа «Даун-Драфт» (down druft), помещенные выше блока, благодаря чему воздушный поток идет не снизу вверх, а сверху вниз. Карбюраторами такого типа снабжено 48 моделей (67,7 проц.), причем 12-цилиндровые модели Оберн и Пирс-Арроу снабжены двумя карбюраторами. Большинство же 8-цилиндровых моделей имеет сдвоенные карбюраторы, состоящие из одной поплавковой камеры и двух распыливающих. Каждая камера имеет свой всасывающий трубопровод и снабжает только четыре цилиндра — или крайних или средних.ВОЗЯУХООЧИСГИТЕЛЬСхема всасывающего трубопровода 8-цилиндрог,ою двигателяУстройство всасывающего фильтра Наибольшим распростран ением пользуется карбюратор Стромберг, к оторым снабжено 40 моделей (56,4 проц.). Для предохранения двигателя от попадания пыли и для уменьшения износа' все модели снабжены воздухоочистителями, служащими в то же время и глушителями шума всасывания. Клапан с медным стержнем и • Для уменьшения вставным гнездом расхода топлива все современные карбюраторы имеют экономайзеры, а для уменьшения износа цилиндров блоки отливаются из никелевого или хромоникелевого чугуна. Чтобы увеличить срок службы клапанов, на чинаюг применять клапаны, в стержне которых заключается медь, вследствие чего тепло быстро отводится от головки, клапан не раскаливается, не коробится и не обгорает. С этой же целью клапанные гнезда делаются из стеллита, быстрорежущей или тунгстеновой стали. Такие кольца запрессовываются или ввертываются в блок. Для уменьшения температуры картера и улучшения смазки почти все двигатели имеют вентиляцию картера. Масло во многих двигателях перед поступлением в подшипники проходит через специальные 'радиаторы, охлаждаемые водой. Кроме обычных сетчатых фильтров, расположенных в картере двигателя, в системе маслопровода помещается еще отдельный фильтр с хлопчатобумажнойтканью. Такие мероприятия обеспечивают^ надежную и хорошую смазку двигателя всегда чистым и холодным маслом, что в свою очередь уменьшает износ и увеличивает долговечность двигателя. Постоянство температуры охлаждающей воды. автоматически регулируется термостатом, помещенным в радиаторе, и кроме того два отдельных термостата регулируют открытие боковых люков капота. Такого же типа термостаты ставятся для регулировки температуры воздуха, поступающего в. карбюратор, или же для регулировки подогрева смесительной камеры карбюратора, что применяется чаще. Для облегчения заводки двигателя применяется автоматическое закрытие воздуха, по•ступающего в карбюратор. Закрытие клапана при пуске в ход производится вместо руки специальным термостатом, поме-Автоматический пуск в ход „Стартикс" щенным на выхлопной трубе двигателя. Когда двигатель холодный, клапан закрыт ив цилиндры поступает богатая смесь, но как только двигатель завелся, клапан постепенно открывается до полного открытия при прогреве двигателя. Полному закрытию клапана при пуске помогает специальный электромагнит, действующий на тот же рычаг, что и термостат. Ток. в электромагнит поступает при нажатии на педаль стартера. На некоторых машинах устанавливается механизм стартикс, обеспечивающий автоматический пуск в ход. При повороте ключа включается зажигание, закрывается воздух и включается стартер. Как только двигатель пошел, стартер выключается, н воздух постепенно открывается. Все это производится автоматически. Если двигатель заглох, то стартикс заводит его еще раз, без каких-либо действий со стороны водителя,. в случае вторичной остановки стартикс заводит двигатель третий раз. Если же двигатель не пошел с трех раз, то требуется снова поворот ключа. В том случае, когда двигатель работал п заглох, стартикс заведет его автоматически. Благодаря перечисленным устройствам, двигатель обладает большой мощностью при небольшом литраже, требует очень мало заботы со стороны водителя и вместе с тем отличаетс-я большой надежностью и долговечностью.те'•.и—I. ..ШтатАвтоматическое закрытие всасывающего клапана (чок)