Т ОД ОР ОЖ НЫЙТРАНСПОРТ ОКТЯБРЮК началу первой пятилетки в СССР насчитывалось 41 тыс. км дорог, из которых 9^ тыс. км грунтовых улучшенных, 10 тыс. гравийных, 22 тыс. шоссе высшего типа. Отсталость дорожного хозяйства была особенно заметна при1 сопоставлении протяженности нашей шоссейной сети с протяжением шоссе в передовых капиталистических странах \ства мы не сумеем, если будем думать только о государственных вложениях, не привлекая ьсе заинтересованные органы как промышленные, так и сельскохозяйственные, а также и самое население». Как Же были использованы трудовые ресурсы населения за годы первой пятилетки? Трудовое участие населения в млн. руб. 1928/29 г. 1929/30 г. 1931 г. 1932 г. Итого 24,2 41,3 161,4 288,0 514,9 Из приведенных цифр видно, что в 1931 г. наступил решительный перелом ив борьбу за благоустроенную дорогу были вовлечены широкие массы колхозников и единоличников. Важнейшие об'екты нового строительства концентрируются в национальных республиках. В Якутии (Амуро-Якутская магистраль), в Казакстане (Аягуз—Вахты), в Киргизии (Фрунзе—Рыбачи), в Таджикии (Ош—Памир), в Туркменистане (Ашхабад—Таудан). Строительство этих дорог имеет огромное значение для экономического и культурного развития районов; национальных меньшинств. Во многих местах, где раньше бездорожье отделяло деревню от города, там теперь советские автомобили двигаются по новым тысячам километров новых шоссейных дорог. Еще больших успехов Советский союз добился в создании собственной мощной автомобильной промышленности. Построен завод км. Молотова в Горьком для производства шасси 1,5-тонных грузовых и легковых машин типа Форд с проектной производительностью в 140 тыс. в год при двухсменной работе. Реконструирован и расширен згвод им. Сталина в Москве для производства машин среднего тоннажа (2,5—3 т) с проектной производительностью в 50 тыс. в год при двухсменной работе. Расширен завод в Ярославле для производства машин тяжелого тоннажа (на 5ти выше) с производительной мощностью до 3 000 в год. Наряду с этим создан ряд смежных производств электрооборудования, шарикоподшипников, карбюраторов, резин, лаков и красок, стекла й др. Рост собственного производства характеризуется следующими цифрами: Годы Выпущено автомашин 1928 824 1929 1 763 1930 8 570 1931 20 437 1932 25150 | 1933 (10 мес.) 40.861 ,Наименование государстваО) RЮПо °£ o.Sк 000 Англия . . . . о256 а Германия . . . 265 000 82 000 Италия . . . . СССР . . . 22 430Еще хуже обстояло дело с автотранспортом. До революции в России не было собственного производства автомобилей. В 1908 г. Русско-балтийский вагоностроительный завод приступил к производству легковых машин ив период с 1910 г. по 1914 он выпустил 450 автомобилей, а в 1916 г. прекратил своё существование. Московский завод Рябушинских, построенный в 1915 г., представлял собой по существу авторемонтную мастерскую. К началу империалистической войны автопарк насчитывал около 13 тыс. машин и из них свыше 85 проц. легковых. К началу первой пятилетки (1928 г.) автопарк достиг 18,7 тыс. автомашин. Пополнение парка производилось главным образом за счет импорта. За годы первой пятилетки в области автодорожного транспорта достигнуты крупные успехи. Дорожное строительство получило невиданный до той поры размах. В течение 1928—1932 гг. построенно 93 тыс. км дорог, в том числе около 12 тыс. км с каменной одеждой и усовершенствованных. Сеть устроенных дорог по сравнению с началом пятилетия утроилась. Борьба с бездорожьем проходит при широком и непосредственном участии трудящихся. На основе методов социалистической организации труда — соцсоревнования и ударниче-ч ства — ликвидировано бездорожье в Чувашской республике, достигнуты огромные успехи в Марийской автономной области, Горьковском районе и ряде других. Председатель СНК РСФСР т. Сулимов в своем выступлении на всероссийском совещании по трудучастию в мае этого года указал, что «... удовлетворительно решить задачу дорожного строительства в соответствии с требованиями всего социалистического строитель1 Надо, конечно, иметь в Лиду огромную территорию COOP и слабую плотность населения, особенно в отдаленных районах.Протяжение шоссе на 100 кв. км территории'81,5 49,0 28,7 0,14\На 1 января 1933 г. советский автопарк составлял около 65 тыс. машин, в том числе грузовых 47 500 против 18,7 тыс. автомашин к началу первой пятилетки. Число автолиний уже в 1931 г. составляло 582 с протяженностью в 35 255 км. Несмотря на . эти весьма значительные успехи, достигнутые за годы первой пятилетки в облаети автодорожного транспорта, его раз- И11ШШ111111ЙШй№давжйшштДороги Татарской республики, порытые колеями и рытвинами, являются примой противоположностью дорогам Чувашии. Здесь машины Каракумского автопробега проходили с большим трудом Фото Богдан » и Прехнервитие отстает от требований, предъявляемых к нему социалистическим хозяйством. Советское хозяйство бурно развивается: Продукция народного хозяйства возросла по сравнению с довоенной в несколько раз. Социалистическая индустриализация, рост товарности коллективизированного сельского хозяйства, повышение материального и культурного уровня трудящихся, — все это обусловливает огромный рост грузовых и пассажирских потоков по автогужевым путям. Существующая же сеть дорог не обеспечивает круглогодичного бесперебойного движения. Как протяжение этой сети, так и ее техническое состояние не дают возможности своевременно вывезти продукцию сельского хозяйства из глубинных пунктов, а в результате — огромные потери народного хозяйства. Помимо того бездорожье чрезвычайно удорожает стоимость перевозок. Из каждого рубля, затрачиваемого на перевозку грузов автомобилем по неустроенной дороге, по меньшей мере 40 коп. могут быть сохранены для государства при надлежащем устройстве дорожной сети. «При нашем крупном сельском хозяйстве без устроенных дорог/ абсолютно нельзя овладеть процессом производства и нельзя достигнуть нужных экономических результатов от уборки урожая» (В. Куйбышев, из доклада на XVII партконференции). Для ликвидации бездорожья необходимо овладеть техникой строительства и начать строить дороги в массовом масштабе. Наши дорожные органы еще не добились действительно большевистских темпов в дорожном строительстве. В 1930 У. план выполнен на 55 проц., в 1931 г. на 73 проц., в 1932 г. — на 83 проц. Стоимость строительства чрезвычайно высока, качество далеко не удовлетвори. тельно. Материально-техническая база дорожного хозяйства находится на низком уровне. Дорожное машиностроение весьма резко отстает от потребностей дорстроительства. В 1928,'29 г. производство дорожных машин почти не было налажено. В 1930 г. наша промышленность выпустила машин на 6 млн. 'руб., р то время как потребность определялась в 27 млн. руб. В 1931 г. производство Дормашобъединения составляло 9 млн. руб., а в 1932 г. эта цифра даже уменьшилась. В, течение двзхпоследних ле/г наша промышленность наладила производство ряда новых, ранее не производившихся машин, но тем не менее она не удовлетворяет потребность в дорожностроительных машинах. Все это крайне неблагоприятно отражалось на механизации дорожных работ, которая не превышает 10—15 проц. Между тем дорожностроительные работы являются весьма трудоемкими и при развертывании массового строительства широкое внедрение механизации является необходимым условием. Наши дорожные организации должны, наконец, научиться пользоваться машинами и беречь их, ибо наряду с недостатком механизмов они крайне скверно используются. Крупные недочет^ имеются в организации дорожных работ. Шесть условий Сталина внедрены далеко не в достаточной степени. 57равниловка и обезличка еще не изжиты. До сих пор канцелярско-бюрократические методы руководства сохранились во всех звеньях дорожных органов. Автодорожные организации еще не перестроились :на основе указаний СНК СССР й ЦК ВКП(б) о железнодорожном транс> порте. Огромное значение в борьбе с бездорожьем имеет заинтересованность самого населения. В хорошей дороге заинтересованы колхозы, совхозы, МТС, сельсоветы. Организовать участие широких трудящихся масс, привлечь каждый колхоз, совхоз, МТС и дорожное строительство — дело огромной важности. • Надо сделать советы ответственными за состояние дорог, прикрепить участки дорог к определенным колхозам и совхозам, научить их уходу и мелкому текущему ремонту. 'Дорожные органы обязаны обеспечить колхоз' ников грамотным техническим руководством, а автодоровские организации должны заняться пропагандой техники дорожного строительства и его значения в соцстроительстве, мобилизуя широкие массы на борьбу с бездорожьем. Нужно создать широкое общественное движение вокруг дорожного дела, создать в каждом колхозе, совхозе, при сельсоветах и райисполкомах актив по содействию дорожному строительству. «Каждая партийная организация, каждый коммунист должны твердо запомнить, что хорошая дорога — это экономия многих сотен • миллионов рублей, это укрепление обороноспособности страны, это рост ' социалистической культуры в колхозной деревне, это один из мощных рычагов ликвидации противоположности между городом и деревней» («Правда», 13 июня 1933 г., № 161). Дорога и автомобиль являются основными элементами, из которых складывается автодорожный транспорт. По мере развития автомобилизации автодорожный транспорт становится одним из основных видов социалисти, ческого транспорта, на который ложится обслуживание железнодорожных узлов, портов 1и пристаней, пригородное грузовое и пассажирское движение, перевозки на далеких расстояниях, не освоенных еще железной дорогой (тракты и междугородные магистрали), разгрузка железных дорог на' коротких расстояниях, местные перевозки, перевозки в сельском хозяйстве и промышленности, обслужи-, • вание капитального строительства, коммунального хозяйства и т. д. Правильное использование автомобильного парка приобретает огромное значение в общей транспортной работе. Между тем, около половины машин не участвует в работе. Аварийность весьма, высока. В отдельных крупныхпунктах СССР простой машин из-за аварий достигает 40 проц. автопарка. В одной Москве за 1931 г. убыток от аварий достиг 5 Л1лн. РУб. К Из общего -числа аварий, имевших место в РСФСР в 1931 г., по вине шоферов было 90,1 проц. арарий, по ЗСФСР -1- 87,3 проц., по БССР — 97 проц. Отсюда особое значение вопроса о подготовке кадров. Плохая квалификация водителей гибельно отражается на машине. Низкий коэфициент использования автопарка объясняется также плохим состоянием ремонтно-тёхнической базы. Между ростом нашего автопарка и ростом его материально-технической базы имеется определенный разрыв. За 1931—1933 гг. произведены значительные вложения в строительство авторемонтных заводов, гаражей, станций обслуживания, вулканизационных мастерских, заправочных станций. Необходимо добиться ускорения капитального строительства, его удешевления и решительного улучшения работы' ремонтных заводов и мастерских. Наш автотранспорт работает еще неудовлетворительно. Особенно неблагополучно- с ве1 П. М. Бурыкип, «На борьбу с авариями на авто. транспорте», ОГИЗ, Гостранспздат, 1932 г.Лучший отзыв со сторопы участпиков Каракумского пробега заслужили блестящие дороги Чувашии. На снимке—одна из таких дорог, с повопостроенньш постом Фото Богданаи . П рехнер . 'действенными автохозяйствами. 25 тысяч грузовых автомашин, находящиеся в сельском хозяйстве, оказались в запущенном состоянии. Машины распылены, не обеспечены ремонтом, стоянками, шоферский состав засорен технически безграмотными и классово чуждыми элементами. Блестяще закончившийся пробег Москва — Кара-Кум — Москва показал высокие технические качества советской автомашины. По заключению рукородителей пробега легковые автомобили ГАЗ по конструкции оказались не ниже однотипных заграничных. Весьма удовлетворительное качество показали и грузовые машины АМО-3 и ГАЗ-АА. Хуже обстоит дело с производством деталей для автомобилей, которые выпускаются заводами-смежниками. «Правда» в передовой от 7 октября заострила снимание на этом важнейшем участке автомобилестроения. «Надо по-большевистски взяться за смежные предприятия. Укрепить партийное и техническое руководство, помогать им изгнать оттуда отсталых хозяйственников, инженеров, комму,нистов, не желающих шагать вровень с темпами ^оста производственной культуры страны». Автодорожный транспорт должен в ближайшее же время изжить недочеты, которые тормозят его развитие. Из узкого места народного хозяйства он должен превратиться в" мощный фактор ускорения социалистического строительства. КауфманСТРАНА СОВЕТОВ ВСТРЕЧАЕТ XVI /ГОДОВЩИНУ ОКТЯБРЯ ОГРОМНЫМИ ПОБЕДАМИ В -ДЕЛЕ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ И ТРАКТОРИЗАЦИИ СТРАНЫ И УЛУЧШЕНИЯ ДОРОГ. АВТОДОР УДАРНОЙ РАБОТОЙ НА ЭТИХ УЧАСТКАХ ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАДЕЖНЫМ ПОМОЩНИКОМ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА.