18
19
Упорядочить движениеПО УЛИЦАМ СТОЛИЦЫН. БЕЛЯЕВВ порядке"предложенияУзкие московские улицы с трудом вмещают огро мные потоки трамваев, автомобилей и пешеходов / Фото А. Ш ай х' е таИностранцы, приезжающие в СССР, с удивлением наолюдают грандиозные масштабы строительства Москвы, превращение ее из большой деревни в образцовую столицу мирового пролетариата. \ , Московские масштабы жилищного «"строительства и работ по благоустройству города на протяжении последних 2—3 лет немыслимы сейчас ни в одном европейском городе, ни в одной мировой столице. То, что уже сделанолишь небольшая часть -"намеченных, поистине гигантских планов "реконструкции Москвы. Однако стремительный рост населения и требования, пред'являемые к городскому хозяйству, растут еще в большей пропорции, создавая значительные трудности в различных отраслях городского хозяйства. Мы коснемся лишь одного участка — городского транспорта. Положение здесь стало особенно напряженным в последнее время. Улицы Москвы явно не в состоянии вместить огромные потоки пешеходов, экипажей и трамваев. Количество трамваев удвоилось и утроилось. В 1933 г. 18 тыс. автомобилей ворвались в быт московских улиц, тогда как в 192S г. 18 тыс. автомобилей с трудом насчитывалось по всему СССР. Резко изменился и облик московских улиц. Превращение булыжной Москвы в асфальтовую столицу пролетарского государства в течение последних" лет проведено блестящими большевистскими темпами. Созданы и строго осуществляются правила уличного движения. -Светофоры, электрические знаки и указатели, солидная армия обученных милиционеров — все это стало обычным на улицах Москвы. И все же на улицах неимоверно тесно. Тротуары не вмещают пешеходов, широкой лавиной разливающихся по мостовой. Борьба за мостовую между пешеходами и автомобилями принимает ожесточенный характер. Все попытки отдела регулирования уличного движения подчинить беспорядочное движение пешеходов, внести хотя бы самые элементарные правила уличной безопасности для пешеходов терпели полнейшую неудачу. Не помо-/' гали даже такие героические меры, КАК протягивание веревочных перил вдоль тротуаров. Мощные потоки пешеходов поднимали пери-. ла, доводили до изнеможения штрафующих милиционеров, но не сдавались. В чем же причина этих неудач? По-нашему, основная причина кроется в исключительно нелепом и неравномерном распределении движения по существующим московским улицам. Положите перед собой карту Москвы. Важнейшие транспортные артерии Москвы пред- ставлены несколькими кольцевыми линиями (кольца бульваров)»- и радиальными' линиями, пересекающими Москву от центра к периферии. К каждой такой основной радиальной линии (Тверская, Арбат, Мясницкая и др.) примыкают чрезмерно большие, густо населенные территории. Все количество людей) и грузов, тяготеющих к этой улице, направляется исключительно по ней. А что представляют собой основные московские .магистрали, как Мясницкая, Арбат и др.? Это самые обычные улицы, нисколько не шире по. размерам лежащих рядом или пересекающих их полупустынных улиц и переулков. Но по этим улицам в двух направлениях — кроме пешеходов и экипажей — еще движутся трамвайные поезда, обвешанные пассажирами. Естественно,, что эти улицы перенасе- лены, и при таком положении нормальное движение по ним невозможно. Трудно подсчитать в денежном /отношении бесчисленные убытки, которые терпят че только жители Москвы, но и вся страна от того, что в городе, где сосредоточен мозг страны, важнейшие политические и хозяйственные учреждения, затруднен транспорт. Исправит ли это положение постройка метрополитена? — Постройка метрополитена нисколько не освобождает нас от разрешения проблемы распределения людских и особенно грузовых потоков по улицам, прилегающим к метрополитену или не совпадающим с его направлением. Нам кажется, что даже сейчас, не вкладывая значительных средств в строительство, можно было бы облегчить существующее положение и разгрузить основные улицы и магистрали от ' излишнего количества пешеходов и грузопотоков. В общей и специальной печати уже поднимался вопрос об асфальтировании так называемых параллельных улиц.*' Совершенно очевидно, • что создание параллельно с Мясницкой или Сретенкой новой асфальтированной улицы разгрузило бы их и отвело часть движения. Приходится только, сожалеть, что эти проекты до сих пор полностью не осуществлены. Мы считаем однако, что асфальтирование переулков параллельно основной перегруженной магистрали еще не разрешит всей проблемы. Помимо транзитного значения центральныеРядом с шумным переуплотненным движением на главных улицах в самом центре Москвы имеются спокойные, почти пустынные переулки Фото О. Ш ингареваулицы сами по себе привлекают огромное количество людей из-за расположенных на них магазинов и универмагов. Одной из важнейших мер разгрузки улицы было бы перенесение части магазинов в соседние параллельные .улицы. Практикующаяся сейчас надстройка этажей исключительно для жилья или для учреждений могла бы быть отчасти использована и для получения площади под новые магазины в параллельных улицах. Надстроив этаж или два над каким-нибудь домом, можно было бы переселить туда жильцов из нижнего этажа, сделав из квартир помешания для магазинов. В ближайшее время мы должны создать в Москве не только еще ряд новых асфальтированных мостовых, но и ряд новых торговых улиц, оттягивающих с центральных магистра-, лей значительное количество людей. Огромные территории в центре города, например в районе Арбата или между двумя кольцами бульваров, между Арбатом и Тверской и т. д., имеют улицы и переулки, по ширине и длине мало уступающие Мясницкой и Арбату. Между тем, свернув с чрезмерно переполненных, оглушительно шумных магистралей в эти переулки, московский житель как бы переносится в провинциальный мир. Посреди улицы играют ребятишки, по сравнительно широким тротуарам бредут одинокие прохожие, а по девственной мостовой изредка проедет телега или шальной автомобиль. Эти разящие контрасты, эти провинциальные " оазисы в центре столичной сутолоки—вопиющая несообразность на фоне неимоверной перегрузки основных улиц. Если нельзя" в ближайшее время проложить через эти патриархальные массивы новые трамвайные пути, то кто мешает перевести на большие, но пока тихие улицы и переулки автобусные линии, перенести сюда значительную часть магазинов с магистральных улиц. Проходные дворы прячут сотни улиц и переулков Если внимательно вглядеться в карту Москвы ив квадраты, отграниченные пересекающимися улицами, то наблюдательный глаз может заметить в ряде мест необычайно большие сплошные сегменты.UllM&щ