БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ПОХОДНА БЕЗДОРОЖЬЕзовалось следующими цифрами: Чувашская АССР —174 проц., Дагестанская АССР —113 проц., Якутская АССР —166 проц., Горьковский край • 108 проц., Татарская АССР—108 — проц., Северный край—97 проц., Ленинградская область — 79 проц., Уральская область — 72 проц., Московская область — 85 проц., Ивановская область — 74 проц. Зато целый ряд республик, краев и областей явно недооценил значения дорожного строительства. К таким относятся: Нижневолжский край (29 проц.), Северокавказский край (29 проц.), Восточносибирский край (28 проц.), Дальневосточный край (21 проц.), Казакская АССР (18 проц.). В целом по РСФСР план по использованию трудовых ресурсов за 9 месяцев по данным Цудортранса выполнен на 65 проц. В дорожных работах за это время участвовало 7 432 тыс. колхозников и единоличников и было использовано 2 762 тыс. лошадей и7 500 тракторов. Плохо подготовился к строительному сезону этого года ... Главдортранс УССР В аппарате ГДТ трудучастием никто не руководил. В феврале плановый сектор сообщил облдортрансам контрольные задания в денежном выражении и на этом успокоился. СНК УССР и ЦК КП(б)У, заслушав доклад ГДТ и учитывая необходимость своевременно подготовить автогужевые дороги к уборочной кампании, чтобы обеспечить в установленные правительством сроки перевозку зерна, сахарной свеклы и другой сельскохозяйственной продукции, объявили с 15/VI по 15/VII «Месячник подготовки путей к уборочной кампании». Для проведения месячника ГДТ направил на места 56 сотрудников из аппарата и 87 студентов ХАДИ. В большинстве областей проведение месячника было организовано достаточно хорошо. 8 результате процент выполнения плана дорожных работ с трудучастием населения на 1 августа поднялся до L 45 проц., а в физическом объеме до 60 проц. Белоруссия выполнила годовой план работ с трудовым участием населения в первом квартале на 4 проц., а к1 мая — на 6 проц. В мае ЦК КП(б)Б, заслушав доклад ГДТ, констатировал неудовлетворительное развертывание дорожного строительства. Придавая своевременному и качественному выполнению плана дорожного строительства исключительное хозяйственнополитическое значение, ЦК постановил: «предложить всем учреждениям, организациям, районным комитетам партии и райисполкомам, имеющим задание по дорожному строительству, немедленно добиться решительного перелома в отношении выполнения работ по дорожному строительству, считая эти работы первоочередными и особенно важными». В связи с этом был объявлен месячник, во время которого в районы были посланы уполномоченные ГДТ, ЦК ЛКСМБ и ЦС Автодора. ЦО печати Белоруссии «Звезда» почти ежедневно помешал на своих страницах заметки о ходе дорожногоВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО СОЮЗНЫМРЕСПУБЛИКАМСтроительный сезон подходит к концу. Уже достаточно ясно очерчиваются годовые итоги дорожных работ с трудучастием населения. На 1933 г. контрольные цифры трудучастия были утверждены правительством Союза в 285 млн. руб. В общем плане дорожного строительства трудовое участие заняло в этом году 56 проц., а в отдельных республиках, краях и областях—от 80 до 90 проц., являясь часто почти единственным фактором дорожного строительства. В этом году к дорожным работам с трудучастием населения привлекались тракторы МТС и совхозов в количестве 15т—25 проц. наличного парка, а колхозам было предоставлено право организовывать постоянные дорожные бригады, которые отрабатывали за всех трудоспособных членов колхоза заданный объем работ. К сожалению, почти ни в одной союзной республике не были проведены в достаточной степени подготовительные мероприятия. Не был также использован накопленный годами богатый опыт передовых республик, краев и областей и отдельных районов. Дорожные органы не сумели своевременно заострить внимания общественности на вопросах дорожного строительства с трудучастием населения, зимний период для; подвозки материалов к месту работ был ими фактически упущен. В РСФСР годовой план на 15 апреля был выполнен всего лишь на 10 проц. Для усиления темпов дорожного строительства постановлением СНК в июне-июле был объявлен месячник борьбы с бездорожьем. 4 июля совещание при начальнике ГДТ констатировало, что несмотря на постановление СНК, решения краевых и областных партийных и советских руководящих организаций, а также указания Главдортранса должного сдвига в дорожном строительстве не достигнуто и по ряду краев и областей процент выполнения плана работ чрезвычайно низок: в ДВК—2,5 проц., в Сибири •—'3,8 проц., Казакстане — 1,5 проц., Сев. Кавказе — 4 проц. и т. д. Участники совещания признали, что «в дортрансах отсутствует четкая работа по организации крестьянских масс, по массовому выходу колхозников на дорожное строительство, крайне слабо работают уполномоченные ГДТ и еще хуже ведут борьбу на дорожном строительстве уполномоченные дортрансов». Серьезное наступление на фронт дорожного строительства началось только в конце июня, когда массы колхозников и единоличников под руководством низовых, партийных и советских организаций дружно вышли на борьбу с бездорожьем. 1 июля Горьковский край вместе с Чувашской республикой, Марийской и Удмуртской автономными областями рапортовал правительству о выполнении плана дорожных работ. Достижения Горьковского края были проверены и подтверждены обследованием. К 1 октября выполнение планов дорстроительства по передовым в дорожном отношении республикам, краям и областям РСФСР характери3 строительства, организовав красную и черную доски районов, идущих впереди и отстающих. Месячник дал удовлетворительные результаты, и на 1 августа годовой план оказался выполненным на 68 проц. С 1 по 20 сентября постановлением ЦК КП(б)Б был объявлен двухдекадник завершения плана дорожного строительства, который также прошел успешно. На 1 октября по неполным данным план выполнен на 78 проц. Грузия годовой план дорожного строительства с трудовым участием населения за первый квартал выполнила только на 9 проц. В мае правительство Грузии объявило месячник борьбы с бездорожьем и организовало республиканский штаб под председательством пред. Ц ИК Грузии. Штаб составил календарный план работ и прикрепил своих членов к отдельным районам. К началу работ производственные задания были доведены до сельсоветов, колхозов и бригад. Колхозники и единоличники выдвинули встречные планы, благодаря чему объем работ увеличился вдвое (с 4,7 млн. руб. до 10 млн. руб.). Большую работу провел аппарат ГДТ, пославший в районы 24 чел. инженерно-технического персонала и 118 студентов дорожных техникумов, обеспечив командированных подробными инструкциями и памятками. Кроме того ГДТ разработал акты приемки работ ис конца июня приступил к поверке количественного и качественного выполнения плана в передовых районах, которые рапортовали о выполнении годового плана работ республиканским приемочным комиссиям. Хорошо была развернута массовая работа: республиканская и районная печать систематически освещала на своих страницах вопросы дорожного строительства. Активную помощь оказали автодоровские и комсомольские организации. На 1 августа годовой план выполнен на 89 проц., на 1 сентября — на 104 проц., а на 1 октября — на 189 проц. В Азербайджане план дорожного строительства с трудучастием населения за первое полугодие был выполнен только на 8 проц. Комиссия исполнения при СНК АзССР констатировала, что такие недопустимо низкие темпы подготовки дорог к сбору хлопка нового урожая объясняются оппортунистической недооценкой риками дорожного строительства как одной из важнейших хозяйственно-политических задач.Это об'ясняется также слабой подготовленностью к строительному сезону Азглавдортранса и отсутствием четкой работы как его центрального аппарата, так и линейных участков, самотеком в работе. Комиссия вынесла выговор председателям Бардинского, Агдашского, Агдамского, Астрахан-Базарского и Белясуварского риков за полную бездеятельность, а старшему инспектору Азглавдортранса—за отсутствие руководства районами. Управляющему Азтрактороцентром было сделано указание о выделении тракторов МТС на дорожное строительство в соответствии с инструкцией СТО. Комиссия исполнения объявила с1 августа по 1 сентября месячник борьбы с бездорожьем. Председателям риков было предложено в течение месячника обеспечить стопроцентное выполнение плана работ и полностью подготовить дороги и мосты к сбору и перевозке хлопка. На 1 августа план месячника был выполнен на 18 проц., а на 1 сентября—-на 38 проц. Армения годовой план на 1 октября выполнила на 65 проц. Узбекистан за первый квартал выполнил годовой план дорожных работ всего лишь на 2 проц., а к1 июня — на 5 проц. Чтобы усилить темпы дорожного строительства, СНК УзССР объявил с 15 июня по 15 июля месячник борьбы с бездорожьем. Несмотря на то, что зам. пред. СНК т. Немцович обратился ко всем горсоветам и райисполкомам со специальным письмом, заостряющим внимание этих организаций на вопросах дорожного строительства, большинство райисполкомов отнеслось к организации месячника крайне равнодушно, а ГДТ ограничился посылкой в районы 14 сотрудников (это на 75 районов!) и изданием двух плакатов и брошюры «На борьбу с бездорожьем». Не оказали помощи месячнику комсомольские и автодоровские организации. Вот в каком положении нашел состояние автодоровских организаций в некоторых районах бригадир Цудортранса: «В Каганском районе секретарь райавтодора занялся на базаре продажей мороженого и там же организовал «выгодное предприятие» — рулетку; в Андижанском районе секретарь райавтодора, чтобы подзаработать, сел за баранку автобуса; в Самаркандском районе под видом клуба Автодор организовал чайхану, в которой свили прочное гнездо спекулянты, жулики и т. д.».Машины автозавода им. Сталина на Лососинской автомобильной дороге Карел олесаФото Л. Гайкоровича (Союзфото)111 11ИМИ НД — — Восточносибирский край не может похвалиться хорошими дорогами. Советские автомашины повседневно выдерживают испытание на высокое качество и выносливость (Алейский район)Из фотоальбома Восточносибир ского крайсовета АвтодораВ результате только три района выполнили во время месячника планы работ. Это — Зеленский, Ширабадский, Кассансанский. Большинство остальных районов отнеслось к дорожному строительству безучастно. Сдвиг наступил только после соответствующего постановления среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б). На 1 сентября выполнение годового плана повысилось до 24 проц. В Таджикистане за первые пять месяцев план дорожных работ был выполнен только на 6 проц., Это и неудивительно, так как Главдортранс, вместо того чтобы помогать районам, предпочитал «драться» за сокращение количества привлекаемых трудовых ресурсов. В июне постановлением ЦИК и СНК Таджикской ССР был объявлен месячник дороги, но в виду задержки в окучке хлопка большинство районов перенесло месячник на август—сентябрь. По данным от 29 районов из 37 годовой план дорожного строительства на 1 октября выполнен на 33 проц. Туркменистан выполнил к1 июля годовой план дорожных работ всего лишь на 3 проц. Объявленный постановлением совнаркома Туркменской ССР августовский месячник борьбы с бездорожьем повысил выполнение плана до 25 проц. * * Годовой план по СССР на 1 октября по использованию трудовых ресурсов выполнен на63,7 проц., а с собранными взамен натурального участия денежными взносами в сумме 26 172 тыс. руб.— на 73 проц. Анализ приведенной далее таблицы показывает, что выполнение плана по физическому объему идет главным образом за счет строительства и ремонта грунтовых дорог и мостов, в отношении же дорог гравийных ис каменным покрытием дорожные органы, как ив прошлом году, значительно отстают.Выполнение плана дорстроительства на 1 октябряВиды дорог Грунтовых профил. дорог Грунтовых улучш. дорог Гравийных дорог Дорог с каменной одеждойМостов и трубСтроит.22 441% 13559 27 29Ремонт°/о21033204 02510 7396 22712202 0172114160 162 136718,5 348 970230431 891Происходит это оттого, что дорожные органы уделяют недостаточно внимания этому важнейшему участку работы, не обеспечивают его необходимым количеством стройматериалов и техническим руководством. Такому явлению нужно положить конец. Приближается зима — ответственный период, когда все заботы дорожных органов должны быть направлены на вывозку стройматериалов к месту работ, на подготовку дорожных кадров, на организационно-массовую работу. Нужно создать среди широких масс колхозников и единоличников новый подъем производственной активности, расширить волну соцсоревнования и ударничества, особенно в колхозных дорожных бригадах, своевременно развернув совместно с автодоровскими организациями подготовку к строительному сезону будущего года. Г. БеляевКаждый работник краевого, областного и районного совета Автодора Каждый руководитель автодоровского коллектива и ячейки Каждый активист должен читать бюллетень Бюллетень дает необходиНа страницах бюллетеня сейчас мый руководящий и инструктивный материал, оспроводится широкая дискуссия вещает опыт работы лучо путях перестройки работы ших организаций. орган ЦС Автодора. общества АвтодорАВТОДОРПодписная цена на 1934 г.: 12 мес—3 р. 60 к., 6 мес—1 р. 80 к., 3 мес—90 к. Подписку направляйте в издательство по адресу: Москва, 6, Страстной бульвар, 11, Жургазобъединение или почте. Заказы выполняются только по получении денег.