БЫСТРОХОДНЫЙ ДИЗЕЛЬЗАВОЕВЫВАЕТ АВТОМОБИЛЬ И ТРАКТОРОсобое внимание конференция уделила вопросам распыливания топлива и наиболее ответственным органам дизеля—насосам и форсункам. Сущность работы быстроходного дизеля заключается в том, чтобы хорошо распылить топливо, впрыскивая в камеру сгорания, перемещать распыленное топливо с рабочим воздухом в цилиндре и сжечь полностью в тысячные доли секунды. Задача насоса — распределять топливо по цилиндрам равными дозами, измеряемыми сотыми долями грамма, и подавать его к форсунке под высоким давлением 100—700 атмосфер в определенный момент. Производство насосов и форсунок высшего класса точности и первые опытные образцы не дали вполне удовлетворительных результатов. Конференция решила привлечь иностранную помощь в деле освоения производства насосов и форсунок. Пуск дизеля в ход, как известно, является более трудной задачей, чем пуск карбюраторного бензинового мотора. Вместе с этим проблема пуска является и наиболее отсталым участком работы НАТИ, который еще только намечает, какие исследования и работы необходимо произвести по пуску дизеля. Электрический пуск от стартера применим для автомобиля, но не подходит для трактора. Пуск сжатым воздухом сложен для трактора, ручной пуск тяжел, и остается проблема разработки инерционных стартеров, применяемых в авиации, с изменением их в сторону упрощения конструкции. На конференции т. Флетчер демонстрировал пуск дизеля Катерпиллер посредством вспомогательного бензинового мотора в 15 л. с. при 2 200 об./мин. Конференция обратила внимание на слабую работу по проверке дизеля в эксплоатационных условиях. Эксплоатирующие автотракторные организации не занялись испытанием дизелей в гаражах на рядовой работе в реальных эксплоатационных условиях, и задача автодоровской общественности — мобилизоваться в деле освоения дизеля. По докладу Главнефти по топливам для дизелей конференция отметила отсутствие стандарта на дизельное топливо. Дизель требует топлива определенного качества, и мнение некоторых специалистов о том, что всякое нефтяное топливо пригодно для дизелей, является необоснованным и кроме вреда ничего не принесет. Поэтому установление стандарта дизельного топлива является первоочередной задачей, которая должна быть разрешена в течение ближайшего года. По докладу Теплотехнического института о применении тяжелых моторных топлив в дизелях установлено, что изучением химической структуры топлива и рациональным подогревом его можно добиться хорошего сгорания в дизелях более тяжелых моторных топлив. Развитие крэкинг-процесса ставит также вопрос о сжигании крэкинг-остатков в дизелях. Предварительные опыты в лаборатории показали на принципиальную возможность этого сжигания в бескомпрессорных дизелях. Несмотря на пятидневную работу конференции целый ряд вопросов остался незатронутым, не нашел своего отражения в принятых постановлениях. По замечанию проф. Мазиига в первую очередь следует рассмотреть газовую турбину-К ИТОГАМ ПЕРВОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Двигатель Дизеля, являющийся наиболее экономичным современным двигателем, успешно вытесняет паровые машины с целого ряда стационарных установок, с небольших судов и лодок. Двигатель Дизеля занимает место на теплоходах, тепловозах, тракторах, автомобилях и авиационных аппаратах. Самые лучшие морские суда и броненосцы оборудованы двигателем Дизеля. Основным преимуществом дизеля перед бензиновыми и керосиновыми карбюраторными моторами является малый расход топлива. Экономия на топливе при переходе к дизелям составляет 25—30 проц. по весу и 80—85 проц. по стоимости. Это значит для автотракторного парка нашего Союза сэкономить 2—3 млн. т жидкого топлива и 1,5—2 млрд. руб. в год. Сеть научно-исследовательских институтов работает над решением ряда проблем в связи с освоением дизеля. Заводы и заводские лаборатории включились в опытное производство. Высшие технические школы открывают кафедры и специальные отделы по быстроходным дизелям, готовя кадры Для координирования всех работ и согласования их НКПТ созвал дизельную конференцию, к итогам которой мы и перейдем. Доклад Союздизеля по стационарным и судовым дизелям показал наши достижения по дизелестроению в период первой пятилетки и наметил основные задачи на вторую пятилетку. Народное хозяйство предъявляет требование на 600 тыс. л. с. в 1933 г. и на 1 800 тыс. л. с. в 1937 г. на эти двигатели. Увеличивая в три раза мощность выпускаемых дизелей, мы не удовлетворим полностью требований народного хозяйства. Небольшой маломощный, но надежный двигатель для сельского хозяйства и быстроходный двигатель для тепловозов — вот основные типы двигателей, необходимых в первую очередь. Бескомпрессорный быстроходный дизель должен быть всесторонне изучен, и ему было отведено много времени на конференции. Но одновременно с этим нельзя пренебрегать и нефтянкой — этим простейшим двигателем, который необходимо совершенствовать. Газовые двигатели по единогласному решению конференции должны быть поставлены в производство. Доклад НАТИ по автотракторным дизелям показал, как от первых опытных образцов мы переходим к постройке серий дизелей по 25-—100 штук для наших тракторов и грузовых автомобилей. От первого советского дизеля на грузовике завода им. Сталина (см. рис. 1) намечен путь до массового производства советских дизелей. Дизель М-6 для грузового автомобиля Ярославского завода, М-7 — для гусеничного трактора СТЗ, М-10 — для колесного трактора СТЗ и ХТЗ, М-12 — для грузового автомобиля ЗИС, М-13 — для трактора ЧТЗ. Указанные дизели с форкамерой и акрокамерой строятся на основе заграничных образцов, обеспечивая их работу. Научно-исследовательские работы развиваются в направлении испытания 17 импортных дизелей лучших заграничных фирм с различными системами смесеобразования, конструирования своих советских моторов, постройки и испытания опытных конструкций, изучения paбочего процесса дизеля и др.ll Этот тип двигателя представляет значительный интерес для народного хозяйства, и необходимо ему уделять большее внимание,.чем было до сего времени. Далее паровые автомобили и тракторы. Отдаленные районы нашего Союза, богатые твердым топливом, могут с успехом применять вместо бензиновых и нефтяных двигателей на автомобилях и тракторах паровые машины. Двигатели пылевидного топлива, сжигающие угольный порошок в своем , цилиндре, должны •быть изучены и при удовлетворительном решении задачи применены вместо дизелей жидкого топлива. Газовые двигатели, использующие естественные газы, будут особенно ценными для районов, имеющих естественные газы, и производств, где газы являются побочными продуктами или отбросами. Водородный двигатель должен занять соответствующее место в ряду двигателей внутреннего сгорания. Особенно ценно использование мощности гидроэлектрических станций в период их малых нагрузок на получение водорода. По вопросу о подготовке кадров конференция отметила необходимость изучать автотракторные дизели на курсах шоферов, открыть ряд курсов по переподготовке водителей по дизелям и внедрить дизель в широкие массы работников автомобиля и трактора. По высшей школе признано необходимым уделить больше внимания оборудованию лабораторий по дизелям. Заводы в лице своих представителей обязались помогать вузам по подбору деталей в качестве наглядных пособий по дизелям, по улучшению условий для практикантов на заводах и повышению качества практического обучения и т. п. Тов. Каганович в своем выступлении на конференции отметил, что нам нужен надежный, экономичный двигатель. Нам нужен тепловоз вместо паровоза потому, что час работы паровоза стоит 5 р. 50 к., а часПервый советский автодизель на шасси грузового автомобиля завода им. СталинаФото автораработы тепловоза всего 2 р. 50 к. Вместо бензинового и керосинового нам нужен нефтяной трактор и автомобиль, потому что он экономит стране топливо и средства. Задача всей автодоровской общественности — активно включиться в борьбу за дизель. Работа должна быть развернута, начиная от ЦС Автодора и кончая организациями на местах. Направление работы очевидно для каждого. Это — изучение дизеля, содействие постройке советских дизелей, проверка дизелей в эксплоатационных условиях, выпуск пособий по дизелям для шоферов, слесарей-монтажников, механиков, подготовка кадров и др. Автодор должен подготовить почву для дизеля на местах, чтобы без <<детских болезней» мы могли освоить новую, более высокую техническую культуру. Инж. И. МеньшиковУЛУЧШИТЬ РАБОТУ БЕНЗИН0НАС0СА Предложение шофера Д. Алексеева (ст. Вапнярка) У многих машин завода АМО бензин протекает сквозь полотнища бензинонасоса. Часто заменять диафрагмы новыми нельзя {из-за отсутствия их), и водителю машины приходится работать на старых, причем бензин частично вом чихании карбюратора огонь перескакивает на мокрый бензинонасос и машина загорается. Если при этом шофер растеряется, машина сгорит дотла. Я предлагаю для избежания этого сделать следующее: 1. Взять 1,5—2 мм железа или трубу, в крайнем случае из толстой жести, и вогнуть колено под прямым углом. 2. Снять сетку с воздушной трубы (В. Т. I) и поставить на конец коленчатой трубы (В. Т. 2). 3. Коленчатую трубу с сеткой одеть на воздушную трубу карбюратора (В. Т. 1) и края трубы (К. Т.) наглухо запаять. .• ;' Таким образом если в дороге на полотнищах насоса протрется шерлак и бензин начнет протекать, — каждому шоферу не страшно горение машины, так как при чиханиц карбюратора огонь будет ударять вниз. Следует заметить, что добавочное колено ничуть не мешает мотору. Мотор прекрасно работает-, не нагреваясь.попадает в картер мотора, а частично вытекает через отверстие, обливая нижнюю часть бензинонасоса. При такой работе бензинонасоса бывают случаи воспламенения машины от карбюратора. При пер