25
26
27
Осенняя распутица затрудняет автодвижение на улицах, где не борются со снегомФ ото АШ айхетаУПРАВЛЕНИЕ АВТаМДБИЛЕМ приГОЛОЛЕДИЦЕБлизится зима, а вместе с ней и гололедица, вызывающая много аварий и жертв на автотранспорте. Между тем гололедица — вовсе не неустранимое бедствие, и если нельзя пока устранить гололедицу, то предотвратить ее последствия для транспорта вполне возможно. Ориентировка—это главное На покрывающей дороги корке льда величина силы сцепления между колесами автомобиля и дорогой во много раз уменьшается. Это приводит к тому, что, например, трогание с места сплошь и рядом сопровождается буксованием ведущих колес, при торможении наблюдается явление «юз». Этим также объясняется и то, что неосторожный поворот руля на быстром ходу приводит к заносу автомобиля. Управляя автомобилем, нужно учитывать особенности скользкой дороги. С тем, кто рассчитывает главным образом на тормоза, при первом же выезде в гололедицу случится катастрофа. Надо правильно оценивать каждую ситуацию и соответственно этому устанавливать размеры допустимой скорости движения автомобиля. Это основное условие. Вторым условием безопасного управления автомобилем на скользкой дороге является знание и соблюдение правильных приемов работы. Эти условия следующие. Трогание с мест Трогание с места по скользкой дороге очень часто сопровождается буксованием ведущих колес, что, как уже отмечалось, объясняется отсутствием достаточной силы сцепления колес с дорогой. Зная это, трогание с места следует делатьна малом газе и на ходу постепенно усиливатьподачу газа. Многих молодых шоферов первое буксование колес_ побуждает усиливать подачу газа. Но это нисколько не помогает: как бы ни усиливать подачу газа, • буксование колес не прекратится, — а наоборот — усилится. Если несмотря на малую подачу газа буксование колес не прекращается, для восстановления силы сцепления между буксуемым колесом и дорогой можно прибегнуть и подбрасыванию песка под. буксующее колесо. Если же и это не помогает (так как часто на скользкой дороге подброшенный песок при начавшемся вращении буксуемого колеса разбрасывается в стороны), то наиболее радикальным средством явится подбрасывание под колеса мелких осколков кирпича, обладающих. большим свойством приходить в сильное сцепление с ледяной поверхностью дороги. Остановка автомобиля При езде по скользкой дороге рекомендуется не делать внезапных, резких остановок, так как резкое торможение приводит к заносу автомобиля^ Чтобы остановить машину на скользкой дороге, необходимо соблюдать следующие условия: 1. Уменьшение скорости движения автомобиля следует производить заблаговременно на передаче, посредством отпуска педали газа. 2. При замедлившемся ходе машины торможение надо начинать при включенном сцеплении. Сцепление выключается только тогда, когда скорость движения машины снизилась до размеров, не угрожающих заносом машины. 3. При торможений надо прежде всего начинать с тормоза, действующего на колеса. Не следует начинать остановку на тормозе, действующем на трансмиссию, так как это может привести к заносу машины. При работе на машине, имеющей тормоза на передние и задние колеса, надо действовать прежде всего ими. Так, например, на машинах марки Форд-А и АА торможение следует начинать плавным нажатием педали ножного тормоза. 4. Если торможение привело к застопориванию колес, к движению машины «юзом», то надо тут же опустить тормоза и вновь затормозить. При вторичном появлении «юза» описанная операция должна быть повторена. Такой прием приводит к сокращению пути торможения. Объясняется это тем, что сила торможения при движении «юзом» меньше, чем при торможении вращающимися колесами. В свою очередь это нередко объясняется тем, что при застопорившемся колесе пришедшая в контакт с дорогой поверхность протектора шины набивается снегом. Поэтому целесообразно в это время дать колесу немного провернуться, чтобы привести в соприкосновение с дорогой другую часть шины.Занос автомобиляЗаносом автомобиля называется поворот машины во время движения вокруг своей вертикальной оси на некоторый угол. Величина угла поворота бывает разная, начиная от малых значений, и достигает 180°, 360° и более. Это явление очень часто наблюдается при движении по скользкой дороге. Занос автомобиля редко проходит благополучно. При этом надо иметь в виду, что если есть много средств предупредить занос автомобиля, то почти нет средств, чтобы прекратить начавшийся занос, так как в это время машина совершенно выходит из-под власти водителя. Поэтому при управлении автомобилем на •скользкой дороге главная забота должна быть направлена к предупреждению заноса. Занос автомобиля по скользкой дороге Тиожет произойти по нескольким причинам: при неправильно отрегулированных тормозах; при торможении тормозом, действующим на трансмиссию; вообще от резкого торможения на быстром ходу; занос может также произойти от резкого поворота руля на быстром ходу при движении по прямой; от быстрой езды на повороте; от резкого поворота руля с одновременным торможением. Если во время торможения начался занос автомобиля, то водитель должен тут же отпустить тормоза и вывести машину из заноса посредством руля. Для этого, например, при заносе зада машины вправо требуется плавно поворачивать руль вправо, а при заносе влево — руль вращается влево. Как только занос прекратится, торможение может быть возобновлено. Но такой прием еще возможен, когда машину только начало заносить и при невысокой скорости движения, во всех же остальных случаях этот прием не дает положительных результатов. Занос автомобиля может произойти при повороте, совершаемом на быстром ходу. При этом чем круче поворот и чем больше скорость движения автомобиля, тем более вероятен занос. Вообще, а на скользкой дороге в частности, перед началом поворота необходимо уменьшить скорость движения до размеров, обеспечивающих безопасность проезда. Нельзя допускать того, чтобы снижение скорости движения посредством торможения велось одновременно с прохождением поворота. Рассмотрим еще случай заноса автомобиля вусловиях городского движения при выезде с трамвайных рельс. Зимой в некоторых местах колея трамвайных рельс в результате отложения большого количества снега делается очень глубокой. При попадании в колею автомобилю очень трудно выбраться из нее, момент же выхода из колеи у неопытных водителей часто сопровождается заносом автомобиля. Обычно, желая вывести машину из колеи трамвайных рельс, шофер, не снижая скорости движения автомобиля, делает поворот руля. Но машина не выходит из колеи. Тогда шофер сильнее вращает рулевое колесо. Автомобиль продолжает двигаться в прежнем направлении; круто повернутые колеса скользят вдоль колеи трамвайных рельс. Наконец, встретив на своем пути нескользкий участок дороги, передние колеса от движения «юзом» переходят во вращательное движение. Машина вдруг с быстрого хода выскакивает из колеи в сторону, при этом получается серьезный занос. В этих же условиях, но действуя несколько иначе, можно совершенно безопасно выехать из колеи. Попав в колею и желая выбраться из неенадо прежде всего уменьшить скорость движения автомобиля. Очень полезно перейти на третью или вторую скорость. Затем на малом газе, медленно двигаясь по колее, небольшими поворотами руля слева направо создать как бы раскачку машины и, уловив отклонение ее вправо, поворотом руля в ту же сторону вывести машину с рельс. Поворот руля лучше производить в том месте, где колея менее скользкая.Спуск с горы Двигаясь по скользкой дороге под уклон, следует соблюдать следующие правила. Прежде всего, в самом начале необходимо уменьшить скорость движения машины. Нужно помнить, что быстрый спуск с последующим торможением под уклон всегда приводит к заносу. Торможение автомобиля при движении под уклон прежде всего производится посредством работающего мотора, на передаче. Для этого наиболее выгодной передачей является третья (в случае машины с четырьмя передачами вперед) и вторая — при трех передачах. Не следует увлекаться более низкими передачами, так как они тоже могут привести к «юзу». По мере того как машина будет ускорять ход, надо придерживать ее тормозами. Торможение производится, не выключая сцепления. При спуске надо стараться выбирать менее скользкие участки дороги. Если несмотря на принятые меры машина продолжает ускорять ход, то, как крайнее средство, следует подвести ее ближе к краю тротуара, чтобы трением колес о край тротуара вызвать замедление хода. Для этой же цели могут быть использованы попадающиеся по пути кучи снега.Въезд на подъем При движении на скользком подъеме наиболее опасным моментом является вынужденная остановка. Поэтому при въезде на гору все должно быть так рассчитано, чтобы движение было беспрепятственно и исключало возможность остановки. Остановка на подъеме возможна по двум причинам: или при встрече с каким-либо препятствием или от неудачного переключения с высшей на низшую скорость. Первая причина может быть исключена только правильной оценкой ситуации. Что же касается второй, то она зависит исключительно от опытности водителя. При переходе с высшей на низшую скорость на скользком подъеме одним из основных условий является своевременность и быстрота переключения. Позднее переключение передачи может вызвать буксование колес и тогда движение на подъем будет затруднено. Поэтому, двигаясь на подъем, лучше делать переключение раньше, заблаговременно, когда машина имеет еще достаточную скорость движения. Но если водитель не уверен в правильности выбора времени переключения ив самом выполнении его, то лучше еще до подъема, перед въездом, включить ту передачу, которая обеспечит беспрепятственный въезд. Если на скользком подъеме случилась остановка машины,то,чтобы взять с места, не вызвав буксования колес, не следует допускать отката машины назад. Действуя с подачей газа так, как это было ранее описано, нужно по мере включения сцепления отпускать тормоз. Если же машина все-таки не идет, колеса продолжают буксовать и автомобиль начинает сползать вниз, то рекомендуется отводить машину в сторону какого-нибудь препятствия, которое могло бы остановить все. Такими препятствиями может служить куча снега, край тротуара, тумбочка. Подготовка машины к работа Работу по скользкой дороге во многом облегчает постановка цепей на ведущие колеса, благодаря чему значительно снижается буксование колес и более эффективным делается торможение. Одним из условий безопасной езды по скользкой дороге является также точная регулировка тормозов. Тормоза должны быть отрегулированы так, чтобы каждая пара задних и передних колес брала 'одновременно. Последнее положение было проверено специальными испытаниями. При торможении на левое переднее и правое заднее колеса и при действии тормоза на заднее левое и правое переднее колеса торможение было мало эффективным. Путь торможения был большим и машина имела занос. При торможении только задних колес результат получался лучший, но все же оставалась тенденция к заносу. Наилучшим оказалось торможение только передними колесами. В этом случае автомобиль был остановлен на меньшем пути и склонность к заносу отсутствовала. Лучше всего регулировать тормоза так, чтобы передние колеса тормозились раньше задних. Правда, многие воздерживаются от этого, руководствуясь тем соображением, что при такой регулировке очень сильно нагружается передняя ось, но это имеет место в условиях сухой дороги, когда же дорога скользкая — нагрузка значительно снижается. Второе и очень существенное замечание, которое следует сделать относительно описанного вида регулировки, это то, что при торможении и при необходимости в известных условиях сманеврировать рулем, этого сделать водителю не удается. Хотя руль и действует, колеса и повертываются, но машина продолжает свое прямолинейное движение. Это обстоятельство водителю нужно учесть.Научно-исследовательской институт городского движения " • КЗШИНКАК СИСТЕМУ ТРЕХ ПРОВОДОВ ПЕРЕДЕЛАТЬ В 0ДН0ПР0В0ДНУЮ Предложение шофера Зеленихина, г. Балахна, Горьковский край Фордовокая схема проводки освещения требует подведении к фарам 3 проводов. Между тем в большинстве случаев пользуются одноцветными лампочками. Таким «бризом ность в пользовании двумя дами отпадает. Ввиду этого я предлагаю перейти на выпуск машин с учетом использования одного про- ПРтннд оотню метров ПНТРОН с3в ПРОВОД уже работающих переделку вода. Это сэкономит не одну провода. В машинах, проводами, нетрудно гараже. Она коснется сделать только надобфНБРЯ другими провопатрончиков все три правки и/тPFiHHRфар. Старая проводка с3 проводами используется как один провод, а именно: конца зачищаются, пропускаются через пробку или резину, имеющую в центре отверстие, конец припаивается к медной пластинке и рровщ отверстие Xдля ПРОВОДЯ »затем присоединяется обычным способом. Эта переделка даст более всегда надежный контакт. Площадь контакта 'увеличится, контакт будет прижат пружиной.